Развитие страхового рынка Украины и Крыма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 03:52, реферат

Краткое описание

Развитие страхового дела в Украине сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в Украине.
В начале 90-х годов в Украине началось возрождение национального страхового рынка, который продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон Украины «О страховании».

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ СТРАХОВОГО РЫНКА
1.1 Понятие, место, функции страхового рынка
1.2 Организационная структура страхового рынка
РАЗДЕЛ 2. Анализ современного состояния страхового рынка Украины и Крыма.
2.1 Аналитический обзор страхового рынка Украины и Крыма за 2006 г
2.2 Проблемы и перспективы развития страхового рынка Украины и Крыма
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование .rtf

— 561.96 Кб (Скачать файл)

Основные задачи Морского страхового бюро:

координация деятельности национальных страховщиков в области страхования морского транспорта;

исследование и прогнозирование национального рынка страховых услуг в области торгового мореходства;

организация сотрудничества с предпринимателями, их объединениями и другими организациями, которые эксплуатируют или обслуживают средства морского транспорта;

подготовка и внесение на рассмотрение государственных органов власти пропозиций относительно законодательных и других нормативных актов по морскому страхованию, разработка рекомендаций по методологическому осуществлению соответствующих видов морского страхования;

разработка программ и методов страхования морских рисков, способов по предотвращению страховых случаев;

организация и проведение консультаций по техническим, экономическим и юридическим вопросам, связанных с классификацией страхового случая, определением размера убытков и страхового возмещения;

организация и проведение научно-практических мероприятий по вопросам страхования морского транспорта, обеспечение методическими материалами, информационное обеспечение страховщиков и страхователей;

выпуск бюллетеней и справочников, проведение обучения, повышения квалификации, организация конференций, семинаров;

представление интересов страховщиков-членов бюро в международных объединениях страховщиков.

Ассоциация «Украинское медицинское страховое бюро» зарегистрировано в органах государственной регистрации 15 марта 1999 года. Членами Ассоциации являются 28 страховых компаний Украины. Страховые компании - члены УМСБ представляют 12 областей Украины, АРК и Киев.

Основной целью Ассоциации является развитие открытого и общедоступного для всех медицинского страхового рынка в Украине путем внедрения единых правил, требований и стандартов деятельности, в обеспечение необходимой помощи страховым компаниям в проведение медицинского страхования, организации юридической защиты прав страховщиков и страхователей, координации усилий страховщиков на рынке услуг медицинского страхования.

Для достижения цели Ассоциация УМСБ осуществляет такую деятельность:

представляет интересы своих членов в отношениях с государственными органами Украины, международными организациями;

разрабатывает методологию медицинского страхования, стратегию и тактику его внедрения в Украине;

способствует формированию развития инфраструктуры медицинского страхового рынка в Украине;

анализирует действующее законодательство Украины по вопросам страховой деятельности и охраны здоровья, готовит пропозиции по его усовершенствованию;

изучает и анализирует состояние и перспективы развития медицинского страхования в Украине и за ее пределами, пропагандирует идеи медицинского страхования среди населения, способствует привлечению иностранных инвесторов в программы медицинского страхования и охраны здоровья.

Ядерный страховой пул - это соглашение между страховщиками про принятие на себя ядерных рисков.

Дата создания Ядерного страхового пула Украины - 14 ноября 1996 года.

Ядерный пул создан на добровольных началах с целью постоянной координации деятельности его участников в области страхования ядерных рисков; обеспечении их финансовой стабильности и гарантии страховых выплат; способствование в реализации международных договоров, конвенций и договоренностей в сфере страхования ядерных рисков, членом которого является Украина.

Основные направления деятельности ЯСПУ:

разработка единых для всех членов Пула правил страхования, образцов договоров страхования и других документов;

организация перестрахования ядерных рисков и координация взаиморасчетов с зарубежными ядерными пулами по страховым выплатам;

организация проведения экспертиз по оценке безопасности ядерных объектов и размеров причиненного ущерба;

Члены ЯСПУ:

АСК   "Енергополіс",  
СК      "Алькона",  
СК      "Арма", 
СК      "Оранта-Дніпро"

5. Министерство финансов осуществляет надзор за страховой деятельность со стороны государства, с целью соблюдения требований участниками страхового рынка законодательства Украины про страхование, эффективного развития страховых услуг, предотвращению неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей.

В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим.

Общество взаимного страхования -- это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу -- некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования -- одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.

 

РАЗДЕЛ 2.  АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ И КРЫМА

Аналитический обзор страхового рынка Украины и Крыма за 2006 г.

C переходом народного хозяйства к рыночным отношениям начался новый этап в развитие страхового рынка, т.к. по сути была ликвидирована государственная монополия на проведение  страхования. Практика подтвердила, что монополия на проведение страхования, как и другая монополия не способствует ориентации на интересы страхователей, порождает ведомственные интересы, приводит к бюрократизации страхового аппарата. К тому же повышение финансовой устойчивости страховых операций и концентрации страхового фонда была возможна до определенных границ. Негативным было то, что Госстрах предлагал ограниченный набор страховых услуг. Государственное страхование ориентировалось на удовлетворение потребностей населения, у которого объектами страхования были ограничены: домашнее хозяйство, жизнь, здоровье, здания, транспортные средства. При этом наибольшего распространения приобрело страхование жизни.

С реорганизацией системы Госстраха начались создаваться страховые организации негосударственных форм собственности, которые начали заниматься неофициальными видами страхования: страхование кредитов, коммерческих и финансовых рисков, биржевых операций. Начали разрабатываться новые правила личного и имущественного страхования.

Негативным моментом монопольного проведения страхования было также то, что Госстрах не всегда выполнял свои страховые обязанности по защите интересов страхователей, что причиняло значительный вред развитию страхования и вызывало недоверие страхователей к этому делу. Поэтому новые страховые компании Украины хотели расширить сферу услуг и укрепиться на страховом рынке.

Вместе с тем развитие страховых отношений обуславливало необходимость создания страхового рынка нового типа. Сначала Укргосстрах, как правопреемник Госстраха СССР в Украине, в сентябре 1993 года был преобразован в Национальную страховую компанию «Оранта» и отдельные компании на базе старой системы. Одновременно интенсивно начали создаваться и коммерческие страховые компании разного профиля. Динамика численности страховых компаний в Украине характеризуется такими данными:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и перспективы развития страхового рынка Украины и Крыма

 

В условиях экономического и финансового кризиса понижается активность на страховом рынке. Для ее активации необходимым условием является стабильность гривны, завершение процессов приватизации в основных отраслях народного хозяйства. В принципе защитить можно только владельца и

в условиях нормального функционирования финансовой системы. В условиях стабилизации экономики, смены форм собственности и механизма управления в государственном секторе экономики потребность субъектов хозяйствования в защите своих имущественных интересов и интересов работников от разнообразных рисков растет. Государство также заинтересовано в страховой защите государственного имущества и увеличению социально-экономической защищенности граждан Украины. Решение этих вопросов путем введения в Украине проверенных мировой практикой форм и видов страхования и осуществления мер, предусмотренных Концепцией развития страхового рынка Украины до 2010 года.

Эта Концепция разработана с целью реализации государственной политики в сфере страхования и соответственно к статье 14 Закона Украины «Про государственное прогнозирование и разработку программ экономического и социального развития Украины».

В Концепции учтено законодательное разграничение сфер деятельности страхования и общеобязательного государственного социального страхования и предусмотрено не только пути реформирования рынка страхования, а определено возможные направления взаимодействия участников страхования в обслуживание общеобязательного государственного социального страхования.

Страхование - одна из отраслей экономики, в которой за последние годы наблюдается рост основных показателей. По итогам 2001 года общий объем уставного фонда всех страховщиков составил 1036.8 млн. грн., что на 525,8 млн. грн. больше чем в 2000 году. Величина сформированных страховых резервов на конец 2001 года достигла 1184 млн. грн., что на 225,2 млн. грн. превышает этот показатель 2000 года (в 1,2 раза). Общая валовая сумма страховых взносов, полученных украинскими страховщиками на протяжение 2001 года составляет 3031 млн. грн., что на 142% больше, чем в 2000 году.

Страховой рынок Украины имеет  до сих пор не использованные резервы. В стране застраховано приблизительно 10 процентов рисков, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель составляет 90-95 процентов. Доля украинского страхового рынка в общеевропейском объеме страховых услуг составляет только 0,05 процента, и это притом, что Украина составляет 7 процентов населения Европы.

Существующая структура страхового рынка Украины не благоприятствует усилению социальной защищенности граждан и обеспечению внутренних инвестиций. Украинские страховщики передают иноземным страховщикам (перестраховщикам) до 90 процентов страховых премий во время страхования авиационных и морских рисков, рисков здоровья людей, которые выезжают за границу, до 60 процентов - за «автокаско», до 50 процентов - во время страхования больших имущественных рисков.

Страховая отрасль обеспечивает перераспределение только 0,9 процента валового внутреннего продукта (в развитых странах этот показатель составляет 8-12 процентов), что свидетельствует про потенциальные возможности его дальнейшего развития, но страховой рынок еще не аккумулирует значительного объема инвестиционных ресурсов и не оказывает значительного влияния на процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Развитее страхового рынка Украины требует решения проблем по страхованию жизни, пенсионного, медицинского страхования и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование жизни, как надежный источник инвестиционных ресурсов, составляет на рынке страховых услуг наименьшую часть (0,66 процента), тогда как в странах с развитой экономикой этот показатель составляет 30-40 процентов. Нормативно-правовая база (с точки зрения терминов и форм страхования) не благоприятствует развитию этого вида страхования. Каждый год большая часть платежей по страхованию жизни в общей структуре платежей уменьшается в 2 раза. Только 12 страховщиков Украины имеют лицензию на проведение операций по страхованию жизни, а реально этим вопросом занимаются только 6 страховщиков. В результате нелегальной деятельности иностранных страховщиков по страхованию жизни Украина по оценкам экспертов теряет ежегодно 80-100 млн. долларов США.

Слабое развитие и несовершенство таких социально важных видов страхования, как пенсионное и медицинское страхования, сдерживает развитие страхового рынка.

Законом Украины «О страховании» установлено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но проведение этого вида страхования сдерживается отсутствием в соответствующих законодательных актах норм, которые регулировали бы этот вопрос (в то время, когда в Украине в следствие дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает около 5 тыс. чел., а еще 40 тыс. чел. получают травмы).  Только незначительная часть владельцев транспортных средств (2,1 процента) привлечена к обязательному страхованию гражданской ответственности.

Негативное влияние на развитие страхового рынка в Украине оказывает:

отсутствие экономической стабильности, постоянного роста производства, неплатежеспособности населения и дефицит финансовых ресурсов;

значительная взаимная задолженность, накопление неплатежей и убыточность многих предприятий;

неполная и фрагментированная законодательная база, отсутствие государственных преференций на страховом рынке, неэффективный контроль со стороны государства, проявления монополизма;

Информация о работе Развитие страхового рынка Украины и Крыма