Страховая медицина и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Медицинское страхование (Health insurance) в РФ – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Целью данной работы является рассмотрение страховой медицины и источников её финансирования действующих на территории РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Основное.docx

— 105.22 Кб (Скачать файл)

       Амбулаторно-поликлиническое обслуживание.

        Условиями данной программы предусматривается прикрепление застрахованного к какому-либо конкретному лечебному учреждению. Застрахованными могут быть как взрослые, так и дети. Объем предоставляемой помощи: медицинская помощь на дому, оформление листков нетрудоспособности (больничных листов), оформление рецептов на приобретение лекарственных препаратов, за исключением льготного лекарственного обеспечения, прием врачами-терапевтами и специалистами (в т.ч. стоматологическая помощь), диагностические исследования по медицинским показаниям (клинико-диагностическая лаборатория, рентгенологическая служба, ультразвуковое исследование, эндоскопическое исследование), восстановительное лечение на базе лечебного учреждения, указанного в договоре страхования (физиотерапия, лечебная физкультура - по медицинским показаниям);

        Медицинское обслуживание в условиях стационара.

        Объем предоставляемой помощи: организация и оплата медицинской помощи в условиях стационара в плановом порядке (плановая госпитализация) и по экстренным показаниям (экстренная госпитализация), размещение застрахованного в двухместных палатах, срок пребывания застрахованного в стационаре определяется по медицинским показаниям;

        Услуги семейного (личного) врача.

        Программа предусматривает возможность обслуживания каждого застрахованного в различных лечебных учреждениях. Одновременно ему предлагаются услуги личного врача, который консультирует застрахованного, координирует его действия при необходимости обращения в лечебное учреждение. К услугам застрахованных предоставлена специализированная круглосуточная диспетчерская, в которой постоянно дежурят квалифицированные врачи.

        Объем предоставляемой помощи по этой программе: услуги личного врача (вызов врача на дом, на работу, организация медицинской помощи в лечебном учреждении), прикрепляемого индивидуально к каждому застрахованному. Личный врач контролирует процесс лечения, как в поликлинике, так и в стационаре, услуги среднего медицинского персонала, в которые входит выполнение назначений врача, доставка анализов в лечебное учреждение (по медицинским показаниям), услуги альтернативной "скорой (неотложной) помощи";

        Скорая (неотложная) помощь.

        Программа гарантирует оказание медицинской помощи по экстренным показаниям.

        Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

 

           2.2Оценка источников финансирования  бюджета ФОМС

 

          Самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. 
          К источникам финансирования относятся:

          1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;

           2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС); 
           3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС); 
           4. Средства предприятий;

           5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;

           6. Благотворительная помощь.

          Правительство Российской Федерации,  субъекты Федерации, местная администрация  определяют порядок формирования  и использования денежных средств. 

          Таблица 3 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение за 2009-2010 годы

 

 
  
Раздел федерального бюджета

 
 2009 год

 
 2010 год

 
 2011 год

 
млн рублей 

 
 В %

 
млн рублей 

 
 В %

 
Млн рублей 

 
 В %

Фактически исполнено

ВВП

Удельный вес

Ожидаемое исполнение

ВВП

Удельный вес

Утверждено законом

ВВП

Удельный вес

Расходы, всего 
В том числе:

 
1321903

 
14,6

 
100

 
2106031

 
19,2

 
100

 
2345641

 
17,9

 
100

Здравоохранение

 
23085,1

 
0,26

 
1,7

 
31469,8

 
0,29

 
1,5

 
39344,8

 
0,3

 
1,7


          Как видно из таблицы 3 расходы на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.

          Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности. 

          Согласно статьи 145 Бюджетного Кодекса Российской Федерации/20/ бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования рассматривается и утверждаются Федеральным Собранием в форме федерального закона одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Динамика расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009-2011 годы/28,29,30/ представлена в таблице 4.

          Таблица 4 - Динамика расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009-2011 годы(в млн.руб.)

 
 Расходы

 
 2009 год

 
 2010 год

 
 2011 год

 
Расходы ФФОМС

 
 2680,0

 
 3960,0

 
 5314,33


          Из приведенных данных видно, расходы Федерального фонда ОМС в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в абсолютном выражении увеличились на 1280,0 млн. руб., темп роста расходов в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 147,8%. В 2011 г. расходы увеличились на 1354,33 млн. руб. по сравнению с 2010 г., темп роста составил 134,2%, а по сравнению с 2009 г. – на 198,3%, т.е. расходы увеличились почти в два раза.

 

              Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

        В  соответствии со ст.10 Закона РФ  «О медицинском страховании»  источниками финансовых ресурсов  системы здравоохранения являются:

  • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных  бюджетов;
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

  • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
  • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

        Финансовые  средства государственной системы  обязательного медицинского страхования  предназначены для реализации  государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  и формируются за счет отчислений  страхователей на обязательное  медицинское страхование. В большинстве  зарубежных стран с развитой  системой обязательного медицинского  страхования существует три основных  источника финансирования обязательного  медицинского страхования:

  • отчисления из бюджета;
  • средства предпринимателей;
  • личные средства граждан.

        В  России финансовые средства системы  обязательного медицинского страхования  формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

        Средства  поступают через банки в фонды  обязательного медицинского страхования  от страхователей, которые обязаны  в этих фондах зарегистрироваться  в качестве плательщиков страховых  взносов. Финансовые средства  фондов обязательного медицинского  страхования находятся в государственной  собственности, не входят в  состав бюджетов других фондов  и изъятию на другие цели  не подлежат.

        Добровольное  медицинское страхование предназначено  для финансирования медицинской  помощи сверх социального гарантированного  объема, определяемого обязательными  страховыми программами. Финансовые  средства системы добровольного  медицинского страхования формируются  за счет платежей страхователей,  которыми при коллективном страховании  выступают предприятия, а при  индивидуальном – граждане. Страховые  медицинские компании по устанавливаемым  тарифам оплачивают медицинские  услуги, оказываемые медицинскими  учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).

        Концентрация  всех финансовых ресурсов в  одних руках – территориальном  ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти  – ограничивает свободу выбора  как основного принципа реализации  эффективного механизма обеспечения  граждан лечебно-профилактическими  услугами. Поэтому необходимым условием  развития системы страховой медицины  является свобода заключения  договора о страховании заинтересованной  группой лиц (работники предприятия,  отдельные граждане) с самостоятельными  держателями страховых фондов (независимые  страховые медицинские компании).

        В  формировании и использовании  фондов обязательного медицинского  страхования есть свои особенности.  Задуманные как страховые, они  не всегда соответствуют принципам  формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности  очевидны черты бюджетного подхода:  обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование  средств, отсутствие накоплений  и др. По экономической сущности  эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к  внебюджетным фондам. Однако нельзя  не отметить, что наряду с обязательным  государственным страхованием развиваются  негосударственные – добровольные.

        Тарифы медицинского страхования

        Тарифы  на медицинские услуги в системе  обязательного медицинского страхования  определяются соглашением между  страховыми медицинскими организациями,  органами государственного управления  всех уровней, местной администрацией  и профессиональными медицинскими  организациями. Тарифы должны  обеспечивать рентабельность медицинских  учреждений и современный уровень  медицинской помощи.

Информация о работе Страховая медицина и источники ее финансирования