Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:44, реферат
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
1.1. Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
3. ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
5.1. Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник: «Эксперт-РА»
Несмотря на общее 15%-ное увеличение объема страховых премий в 1998 г. по сравнению с 1997 г. темпы их роста заметно снизились, а по обязательному страхованию уже за 9 месяцев произошел спад. Более наглядно падение проявляется при сравнении показателей, выраженных в долларах (см. табл.1.5.). Негативные тенденции наметились еще до наступления августовского кризиса, особенно в обязательном страховании. По сравнению с соответствующим периодом 1997 г. в I квартале рост премий по добровольному страхованию составил 13,8%, а в I полугодии – 11,7%, по обязательному страхованию в I квартале – 7,3%, а в I полугодии – всего 1,2%, т.е. ниже официального темпа инфляции. Существенной причиной резкого сокращения поступлений и выплат по обязательному страхованию явилось недополучение средств от организаций в фонды обязательного медицинского страхования из-за неплатежеспособности многих юридических лиц и паралича банковской системы.
Совокупный уставной капитал страховых организаций по состоянию на конец 1997 г. составил 4,919 млрд. руб., в том числе доли учредителей: банков и промышленных предприятий по 12,2%, страховых организаций – 8,2%, граждан (физических) лиц – 7,5%, транспортных организаций – 2,6%. По размерам уставного капитала страховые организации распределялись следующим образом: 10 млн. руб. - 1,9% всех компаний, от 1 млн. руб. и выше –30,4%, от 100 тыс. руб. и выше 40,1%, менее 100 тыс. – 27,6%.
Для компаний с величиной уставного капитала менее 100 тыс. рублей характерно небольшое число филиалов и практически полное отсутствие страховых агентов и договоров. К этой группе принадлежат в основном компании, осуществляющие обязательное медицинское страхование. В свою очередь, среди страховых компаний с уставным капиталом от 400 до 600 тыс. руб. непропорционально малое количество страховых агентов по сравнению с заключенными договорами, что свидетельствует о принадлежности к этой группе компаний, занимающихся псевдострахованием.
В целом активы и капиталы страховых компаний росли быстрее инфляции. Однако следует отметить, что финансовое положение значительного числа компаний было неудовлетворительным. По итогам 1997 г. 656 страховых организаций или 37,3% от общего числа оказались убыточными. В значительной мере это связано с тем, что значительную часть компаний лишь номинально можно рассматривать в качестве страховых организаций. Обращает на себя внимание то, что совокупные расходы на ведение дела составили 4,1 млрд. руб. или 11,2% поступивших страховых взносов, что существенно выше показателей компаний развитых стран. Доходы от инвестиций – 2,4 млрд. руб., в том числе за счет резервов по страхованию жизни 1,3 млрд. руб.
Таблица 1.6. Ведущие компании по размеру страховых премий,
январь-сентябрь 1998г. (все компании – московские)
Компания |
Страховая премия, млн. руб. |
Страховые выплаты, млн. руб. |
Доля страхования жизни в страховой премии, % |
Прирост страховых премий по сравнению с девятью месяцами 1997г. |
1. Росно |
1028,3 |
491,2 |
2,7 |
7,8 |
2. ПСК |
984,2 |
1577,7 |
88,5 |
65,2 |
3. Спасские ворота |
940,0 |
79,7 |
95,0 |
3848,3 |
4. Спасские ворота-Л |
880,6 |
0 |
100,0 |
- |
5. МАКС |
507,8 |
463,0 |
2,9 |
-10,9 |
6. Ингосстрах |
500,3 |
1152,8 |
0,1 |
-23,7 |
7. Континент- Полис |
415,3 |
333,4 |
72,7 |
97,9 |
8. РЕСО-Гарантия |
342,9 |
260,1 |
43,0 |
53,5 |
9. Интеррос-Согласие |
331,0 |
35,6 |
0,6 |
47,5 |
10. Энергогарант |
282,0 |
116,0 |
17,0 |
-21,0 |
11. Россия |
281,2 |
81,1 |
40,6 |
н.д. |
12. Согаз |
269,1 |
244,5 |
13,1 |
6,4 |
13. ЛУКойл |
235,1 |
23,1 |
0,0 |
29,3 |
14. Родина |
210,1 |
97,1 |
100,0 |
- |
В числе самых крупных страховых
выплат 1998 г. можно выделить выплату
Ингосстрахом 56,2 млн. долл. (около 50 млн.
долл. было перестраховано) за застрахованный
груз – два истребителя, переправлявшихся
во Вьетнам и разбившихся
1.3. Реструктуризация страхового рынка
Стимулом процесса реструктуризации российского страхового рынка стал закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» от 31.12.97 г., которым предусматривалось увеличение минимального размера оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств. С 1 января 1998 г. минимальный размер был установлен на следующем уровне: для компаний, проводящих страхование жизни и другие виды страхования, – не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) – (3 млн. руб.); для компаний, не занимающихся страхованием жизни, – 25 тысяч МРОТ (2,1 млн. руб.); для специализированных перестраховочных компаний – 50 тысяч МРОТ (4,2 млн. руб.). Указанные нормативы уставного капитала применяются с момента их введения для вновь создаваемых страховых компаний. Действующим страховщикам необходимо было увеличить свои уставные капиталы до нового норматива в течение 1998 г. У тех компаний, которые не смогли этого сделать, предполагалось отзывать с 1 января 1999 г. лицензии.
По данным Департамента страхового надзора Минфина РФ, на середину 1998г. только 326 страховых организаций соответствовали требованиям закона об увеличении уставного капитала. Введение более жестких требований к размеру уставного капитала, направленное на повышение надежности, платежеспособности страховых организаций, призвано укрепить страховой сектор в целом путем ликвидации мелких нежизнеспособных компаний. Следует отметить, что во всех странах Центральной и Восточной Европы, включая СНГ, установлены подобные требования, причем, как правило, на более высоком уровне. О необходимости таких мер свидетельствует отзыв лицензий у значительного числа страховых компаний и их самоликвидация. По данным Департамента страхового надзора Минфина РФ, с 1994г. по 1997 г. были отозваны лицензии у 888 страховых организаций, а только за 1998 г. - более чем у 400.
В условиях острого финансового кризиса Всероссийский союз страховщиков предложил в законодательном порядке продлить срок для увеличения уставного капитала страховых компаний на год до 1 января 2000 г. Представляется, что подобное продление срока для всех страховщиков было бы неоправданно длительным. Предоставление таких льгот всем страховщикам могло бы значительно затормозить процесс формирования устойчивого страхового сектора в России. В соответствии с принятым Госдумой в трех чтениях новом варианте законопроекта предусматривается продление срока только на 6 месяцев – до 1.07.199г. Можно полагать, что подобные компромиссные решения позитивно скажутся на развитии страховых компаний.
Предполагается, что увеличение уставного капитала будет происходить путем выпуска дополнительных акций. Страховые компании в основном сохранят нынешний состав акционеров благодаря выкупу акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или оплаты соответствующей части нового выпуска. Возможно привлечение новых акционеров, но оно не будет массовым, так как большинство страховых компаний – это закрытые акционерные общества. Следует отметить, что увеличение уставного капитала представляет серьезную проблему для страховых компаний, которые нуждаются в значительном притоке новых средств. Реальный путь к этому - продажа акций на открытом рынке. Однако до сих пор акции страховых компаний не котируются нив биржевой, ни во внебиржевой торговле, что существенно сужает возможности привлечения дополнительных ресурсов.
Можно полагать, что структурные изменения на страховом рынке будут идти преимущественно в следующих направлениях. Во-первых, создание холдинговых групп страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанных между собой участием в уставных капиталах и в управлении. Во-вторых, полное объединение, создание в результате поглощений небольших компаний филиалов или дочерних фирм крупных страховщиков. В частности, Ингосстрах заявил о готовности приобрести акции компаний, испытывающих сложности с увеличением уставного капитала и преобразовать их в свои филиалы или дочерние компании. Консолидация страхового рынка идет преимущественно за счет поглощения московскими компаниями небольших региональных страховщиков. Формирование путем слияния компаний нового юридического лица, станет, видимо, более редким вариантом поскольку это вызовет необходимость получения новой лицензии, а, следовательно, временные потери в развитии.
Темпы реструктуризации российского страхового рынка оцениваются экспертами неоднозначно. По оперативной информации, около 270 страховых организаций подали в Департамент страхового надзора до августа 1998 г. предложения по увеличению своих уставных капиталов, хотя сделать это в условиях финансового кризиса будет достаточно сложно. По некоторым оценкам, к 1 января 1999 г. удовлетворять новым условиям закона смогут около 400-500 компаний (их доля в совокупной страховой премии и страховых выплатах приближается к 97-99%).
Можно прогнозировать повышение роли на страховом рынке системы Росгосстраха, включая его региональные фирмы, особенно в предоставлении страховых услуг населению. Финансовый кризис способствовал потере доверия населения к частным финансовым институтам и переориентации на организации с государственным участием. Наиболее отчетливо это проявилось в банковской системе. Росгосстрах будет стремиться использовать эту ситуацию в свою пользу.
В декабре 1998г. Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О создании открытого АО «Госстрах России» и особенностях распоряжения его акциями, находящимися в федеральной собственности». Законопроект предполагает образование открытого АО «Госстрах России» путем слияния АО «Росгосстрах» и его филиалов в единое юридическое лицо. Это связано с тем, что подавляющее большинство дочерних организаций Росгосстраха в регионах РФ не удовлетворяют новым финансовым требованиям к размеру уставного капитала и могут потерять лицензию. Предлагаемая мера может значительно усилить позиции государственного сектора на страховом рынке.
Авторы законопроекта исходят из того, что Госстрах России, по-видимому, должен стать стратегическим партнером государства подобно Сбербанку и ориентироваться на решение задач, поставленных правительством. Предполагается увеличение состава Совета директоров компании за счет включения помимо входящих в него представителей Минфина, Госналогслужбы и Мингосимущества дополнительных представителей Минэкономики и Государственной Думы РФ. Одно из предложений состоит в том, что обязательное государственное страхование будет осуществляться исключительно через ОАО «Госстрах России».
1.4. Региональные страховые рынки
В региональном распределении страховой премии как одного из важнейших показателей страховой деятельности явно доминирует Москва. Размер премии, аккумулированной московскими страховщиками, в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств. Заметный отток страховых средств из регионов порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это – достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами, включая меры по соблюдению Конституции РФ и федерального законодательства.
Таблица 1.7. Распределение страховой премии по регионам, 1997 г.
Регионы |
Отношение страховых премий региона к общероссийской премии (в %) |
Число компаний |
Доля в общем количестве российских компаний (%) |
Москва |
43,8 |
492 |
25,9 |
Кемеровская обл. |
5,4 |
39 |
2,0 |
Санкт-Петербург |
4,7 |
94 |
4,9 |
Самарская обл. |
4,7 |
46 |
2,4 |
Тюменская обл. |
3,5 |
54 |
2,8 |
Красноярский край |
2,7 |
24 |
1,2 |
Московская обл. |
2,3 |
48 |
2,5 |
Свердловская обл. |
2,0 |
80 |
4,2 |
Источник: данные Госкомстата РФ.
Изменения системы налогообложения и инвестирования резервов могло бы ослабить конфликт интересов федеральных страховщиков и регионов России. В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации (фирмы), т.е. преимущественно в Москве. Сложившийся порядок обусловлен механизмом определения прибыли с учетом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам), отсутствием у последних самостоятельного баланса. Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, чаще всего «доброй» волей федеральных страховщиков, причем каждый из них вправе поступать по-своему.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России