Геопластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Работы с рельефом, его видоизменение и формирование всегда имели место на этапах строительства и осваивания человеком новых территорий. Темой данного реферата является геопластика и ее использование на разных этапах истории. Цель данного реферата – ознакомление с данным явлением ландшафтных работ, изучение исторического опыта и ознакомление с зарубежными аналогами.

Содержание

Введение
Определение геопластики
Первые опыты применения
Геопластика новейшего времени
Категории геопластики
Теория геопластики в России.
Примеры зарубежного опыта.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0969226_6BEC5_geoplastika.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Казанский Государственный  Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра градостроительства

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Подземная урбанистика»: «Геопластика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

Казань 2012

 

Содержание.

  1. Введение
  2. Определение геопластики
  3. Первые опыты применения
  4. Геопластика новейшего времени
  5. Категории геопластики
  6. Теория геопластики в России.
  7. Примеры зарубежного опыта.
  8. Список использованной литературы

 

 

 

  1. Введение

Работы  с рельефом, его видоизменение  и формирование всегда имели место  на этапах строительства и осваивания человеком новых территорий. Темой  данного реферата является геопластика  и ее использование на разных этапах истории. Цель данного реферата –  ознакомление с данным явлением ландшафтных  работ, изучение исторического опыта  и ознакомление с зарубежными  аналогами.

 

  1. Понятие геопластики.

Согласно  словарю архитектурных терминов, геопластика – это  искусственное формирование рельефа в ландшафтной архитектуре (например, в парке).

В XIX веке геопластика широко использовалась в практике садоводства как способ «улучшения» естественного рельефа. Создание искусственных холмов и  насыпей, гротов и террас – мощное средство преображения ландшафта, позволяющее  уйти от монотонности и однообразия  равнинной местности, выявить и  подчеркнуть красоту ландшафта.

Двадцатый век, который пока еще  трудно называть прошлым, вызвал к жизни  увлечение абстрактным искусством. Появились сады и парки с абстрактными по форме земляными сооружениями – далекими от утилитарности или  внятной идеологии, «непонятными», но интересными с эстетической точки зрения объектами.

Все это богатейшее наследие разных эпох ныне к нашим услугам, и мы можем выбирать из него для своего сада все, что нам нравится. Эпоха  постмодернизма смешала все стили  и допускает любую эклектику, обогащая ее новым смыслом. Романтический  грот может таить в себе вполне современный гараж, а покрытый подстриженной  газонной травой вал может порой  с успехом заменять забор, обозначая  границу ваших владений, но при  этом выглядеть гораздо презентабельнее.

Земляные насыпи, валы, террасы  помогут скрыть то, чего мы не желаем видеть (соседские окна, индустриальные пейзажи) и создадут максимально  полную иллюзию уединения, погруженности  в природную среду.

Используя геопластику, легко найти интересное и оригинальное решение оформления детской игровой площадки. Можно воспроизвести, например, элементы рельефа из любимых приключенческих книжек: скалы, руины замка, пещеру... И наоборот, уголок отдыха и размышления для взрослых также может стать подходящим полигоном для упражнений в геопластике.

Главное, о чем следует помнить, внося изменения в вертикальную структуру местности, – это гармония.

Еще одна привлекательная сторона  применения в саду геопластики, которая не сразу бросается в глаза, – экологичность, «безотходность» этого приема при комплексной разработке участка. Речь идет о том, что грунт, вынутый из котлована при строительстве дома и копании пруда, не вывозится, засоряя окрестности, а используется на месте для благоустройства и художественного оформления территории.

В последние годы развитие современных  технологий подарило ландшафтным дизайнерам множество замечательных материалов, обогативших их рабочий арсенал  и предоставивших дополнительные возможности. Специально для земляных работ созданы  рулонные геосинтетики: водопроницаемые нетканые и тканые; геокомпозиты: двух- и многослойные материалы; геопластики: георешетки и геосетки (плоские и объемные); водонепроницаемые геомембраны и др. Ландшафтный архитектор выбирает тот или иной материал в зависимости от конкретных задач на участке: армирование грунта, разделение слоев, дренирование.

Вертикальная планировка любой  территории может быть связана с  достижением различных художественных и функциональных целей:

  • необходимостью укрепления склонов естественных холмов;
  • проведением дренажных работ на участке;
  • обеспечением безопасности домов на склоне или у основания холмов;
  • созданием благоприятного микроклимата на участке;
  • улучшением ландшафтного дизайна;
  • созданием зон отдыха или функциональных площадок.

Пластику  рельефа считают идеальным инструментом для преображения ландшафта. Она  позволяет уйти от однообразия там, где это необходимо с эстетической и практической точки зрения.

Но, геопластика коварная штука. Стоит  немного не рассчитать и участок  превращается в скопление странных, неуместных холмов. Поэтому важно  помнить о гармонии пространства с окружающей средой.

 

 

  1. Первые опыты применения геопластики.

Исторический  ракурс позволяет увидеть ее использование  с древних времен в культурах  разных народов. 

  • Дамбы на реке Нил.
  • Храмовые зиккураты древнего востока.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зиккурат в Уре, Ирак. Около 2047 до н.э.



 

  • Земляные курганы скифов, друидов и моголов.


 

 

 

 

Скифский курган.



Реконструкция погребения в типичном скифском кургане. Самая большая земляная пирамида в Южной Сибири — Большой Салбыкский курган, принадлежащий к тагарской культуре 6-2 века до н.э. Археологическая культура Тагара принадлежала к скифскому кругу.



 

 

 

 

  • Террасирование горных склонов в Андах, юго-восточной Азии и Китая.
  • Рисовые поля Азии и висячие сады ближнего востока.

 

  • Встроенные в горный рельеф амфитеатры Греции и Древнего Рима.
  • Земляные валы вокруг поселений древних славян

Возникавшие насыпи земли сопровождались выемкой  прилегающего грунта.  В прилегающих  к акваториям  районах    возникали земляные бастионы и равелины в окружении рвов, заполненных  водой  в  портовых городах Голландии  и Дании.

В 18-м  веке геопластика в которой присутствовал  плавный рельеф с холмами, на которых  выстраивались архитектурные садовые  постройки и древесно-кустарниковые  композиции, стала неотъемлемым атрибутом  модных Садов сентименталистов (Версаль Марии Антуанетты).

Вместе  с традицией английских пасторальных пейзажей приемы геопластики перекочевали в эпоху романтизма в пышные сады германских государств династии Габсбургов и Гогенцоллернов. Сады Сен-Суси, парк Браниц.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сад Сен-Суси в Германии



 

В России искусство геопластики применялось в императорских садах 18-19 веков. Холмы, водоемы и висты Павловска, пейзажные контуры примыкающих к Петергофу Английского и Александрийского парков создавались поистине с широким размахом.

В Москве, при строительстве на склонах  рек усадеб  Коломенское и Царицыно  использовались приемы террасирования,   менялись береговые линии водоемов , появлялись насыпные холмы.

  Придворный китайский стиль и  его европейский аналог  шинуазри также богаты    на изощренную игру рельефа. Здесь при создании ландшафта использовались приемы  аутентичных китайских садов с ярко выраженным рельефом, созданные как серия постепенно открывающихся видов, которые имитируют или воссоздают природные холмы, ущелья, скалы, долины, живописные водоемы с каскадами и изрезанной береговой линией. Сады имеют плавные линии планировки и исключают симметрию и строгие геометрические линии.

Особое  место искусство геопластики занимает в традиционных японских садах. Здесь сады всегда являлись отражением сакральных миров. Сначала языческий синтоизм, а затем пришедшая ей на смену секта Дзен придавали искусству садовому искусству порой государственную важность. Уступая размерами европейским и китайским пейзажным садам, японские храмовые сады  не уступают им по насыщенности природных пейзажей, при этом располагаются на гораздо меньшей территории. Эта особенность сказывается и на рельефе. Он здесь становится ярко выраженным, иногда  утрированным, с четкими границами и изощренными линиями.

Во многих японских садах геопластика  является не только основой, на которой  выстраивается ландшафтная архитектура, но и акцентным элементом садовых  композиций. Здесь растения, камни, мощение и вода подчеркивают замысловатый рельеф.

  1. Геопластика новейшего времени

Современные технологии и запросы цивилизации  позволило принять этому строительному  приему поистине  циклопические  масштабы. Искусственные хребты ограждают  горные поселения от схода смертоносных селей и лавин. Серпантины дорог  украшают горные районы по всему миру. Порой,  словно ленясь обходить или  взбираться в иную гору, человек  вырезает мега проемы в горных хребтах. А на равнинах, наоборот, возникают  вопреки геологическим процессам  за считанные недели настоящие холмы  со сложным профилем - на радость  спортсменам горнолыжникам.

Апофеозом этой геопластической эволюции становятся в 21 веке целые насыпные острова любой самой причудливой геометрии. Построенные на побережье персидского залива они вынуждены противостоять одной из самых разрушительных  земных стихий – морскому прибою. По своей сложности и технологичности эти, на первый взгляд, земляные острова могут соперничать с любыми архитектурными и инженерными сооружениями.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусственные острова, Дубаи



 

К счастью, этот мощный инструмент в руках человека служит не только перекраиванию земли  по своему усмотрению. Модное течение  в ландшафтном строительстве  уделяет внимание и рекреационным  проектам. Восстанавливаются или, хотя бы, приводятся в божеский вид гигантские котлованы оставшиеся после выработки месторождений и рудников. Предотвращается эрозия почв и разрушение оврагов.

Нас же интересует одно из направлений  геопластики –ее применение в садово-парковой архитектуре или, говоря современным языком, в ландшафтном дизайне.

Если  выражаться сухим языком пространственной геометрии, геопластика позволяет  привнести в плоскостную систему  координат  х  - у, в которой  организуется планировка обычного ровного  участка, еще один вектор –z, т.е. еще одно измерение или вертикальные перепады рельефа. Участок сразу же выглядит более объемным, интересным, динамичным. Появляются разные возможности обыграть или использовать вертикальные изменения ландшафта.

На  практике редко встречаются визуально  плоские участки земли. Особенно это заметно на больших площадях. Природа, не только горная но и равнинная предлагает множество рисунков рельефа. Остается только решить, как его использовать.

Особое место геопластика занимает в искусстве создания полей для  игры в гольф. Природный ландшафт и прежде всего рельеф гольфисты  используют  как  спортивное сооружение не только любуясь его формами, но и включая их в свои спортивные хитросплетения и многоходовые комбинации.  Природный рельеф трансформируется архитектором в причудливые хитросплетения холмов, откосов, гринов и фарвэев. 200 гектар царства геопластики,  узоры рельефа подчиненные замыслам архитектора, которые в свою очередь диктуют свои правила игрокам.

  1. Категории геопластики

Цели  работ по формированию искусственного рельефа в садах и парках могут  быть как утилитарного, так и эстетического  порядка. К первым относятся, например, возведение шумозащитных брустверов, горок для санного спуска. Моделирование рельефа может преследовать и чисто художественные цели, например, для усиления выразительности ландшафта при плоском рельефе, для создания земляной насыпи — пьедестала, закрытия нежелательной перспективы, организации визуальной «рамки», заглубления партера, наконец формирования так называемого скульптурного рельефа.

Все разнообразие приемов пластической обработки рельефа можно условно  разделить на три категории. Первая — воссоздание, имитация встречающихся  в природе форм, вторая — создание подчеркнуто геометрических, регулярных или «абстрактных» форм и третья, когда архитектор, не подражая естественному  ландшафту, в то же время не стремится  и к нарочитой регулярности, отталкивается прежде всего от функции объекта, находя именно в этом источник композиционной выразительности.

Первый  путь — воспроизведение искусственным  путем натуральных форм — можно  считать традиционным для классического, например, русского паркостроительства. В том или ином виде его можно наблюдать и в парках, созданных в самые последние годы — острова Сказок в детском парке Анапы, холм в парке Авиаторов в Ленинграде, гора в южной части олимпийского комплекса в Мюнхене и т. д.

Информация о работе Геопластика