Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1)досконально рассмотреть по отдельности каждую организационную систему;
2) охарактеризовать данные организационные системы с различных точек зрения;
3)проанализировать полученные данные, выявить плюсы и минусы каждой организационной системы, особенности эффективного функционирования каждой структуры.
Введение………………………………………………………………………………...4
1 Факторы и этапы проектирования организационных структур…………………..7
1.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на проектирование организации и её структуры управления……………………………………………………………..7
1.2 Методы построения организационных структур……………………………….10
1.3 Основные этапы проектирования структуры управления организацией, организационные нормативы.......................................................................................13
2 Методы проектирования структур. Особенности организационных структур на предприятиях………………………………………………………………………17
2.1 Значение и задачи методов организационного проектирования……………17
2.2 Основные методы проектирования организационных структур, понятие организационной структуры строительного предприятия……………………….19
2.3 Особенности развития организационных структур на строительных предприятиях………………………………………………………………………….22
3 Структура управления ЗАО "СНХРС"………...…………………………………..23
3.1 Организационная структура предприятия, права и обязанности отделов….23
Заключение………………………………………………………….………………...29
Список использованной литературы………………………………………………..31
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании соблюдались принципы проектирования:
– целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
– четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
– обеспечение
способности к быстрой реакции
на изменения в управляемой
– предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
– приспособление
отдельных подразделений
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения оргструктур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования оргструктур различают три стадии:
– аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур);
– проектную (проектирование (моделирование) структуры управления);
– организационную (организация внедрения спроектированной оргструктуры).
Оценка эффективности оргструктур. Степень совершенства оргструктур проявляется в четкости системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. В конечном счёте вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры, повышению эффективности работы аппарата управления. Однако в выборе типа организационной структуры могут помочь следующие методы её диагностики и выбора:
– анкетирование;
– интервьюирование;
– сравнение;
– контрольные вопросы:
– конференции и комиссии;
– моделирование;
– деловые игры;
– балльный метод;
– типология;
– экспертный метод;
– метод активного социологического тестированного анализа и контроля;
– функционально-стоимостный анализ;
– коллективный блокнот.
Таким образом, решая вопрос о выборе организационной структуры, нужно заимствовать опыт преуспевающих фирм и приспосабливать к собственным условиям те или иные организационные решения, исходя при этом из характера производства, специфических условий, в которых функционирует данное предприятие, а также наличия соответствующего административного персонала.
Решение о проектировании
организационной структуры
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:
– анализ оргструктур;
– проектирование;
– оценка эффективности;
– Анализ оргструктур.
Анализ действующей
– принципы управления –
соотношение между
– аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
– функции управления –
усиление стратегического планирования
(корректировка «бизнес-плана»)
– хозяйственная деятельность
– изменение технологического процесса,
углубление межфирменного сотрудничества,
техническое переоснащение
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды. Методические подходы к проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
– аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
– экспертный – базируется
на изучении предложений экспертов-
– структуризации целей – предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае оргструктура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
– организационного
моделирования – позволяет
Его суть состоит
в разработке формализованных
Организационные нормативы.
1. Единство управления.
Независимо от структуры организации, степени децентрализации и делегирования полномочий нести полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен один человек.
2. Скалярный метод передачи полномочий
Полная и абсолютная ответственность означает право не только управлять, но и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.
3. Единство подчинения.
У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.
4. Принцип соответствия.
Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности. Если на лицо возлагаются определенные обязанности, то его необходимо наделить и соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей.
5. Масштабы управления.
Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано. Это зависит от ряда обстоятельств, от характера выполняемой работы.
6. Коммуникации, система связи.
Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
7. Принцип ориентирования.
Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.
8. Принцип избирательности.
Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной, то есть либо благоприятной, либо неблагоприятной для ведения бизнеса. Таким образом можно будет отсечь лишнюю, непригодную к использованию информацию.
9. Дифференциация работы.
Различные виды работы имеют разные характеристики, что необходимо предусмотреть при создании организации.
10. Разбивка
сложного элемента на простые
составляющие, специализация и
Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить затраты.
11. Контроль за осуществлением операции..
12. Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.
13. Гибкость.
Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности, появлением новых технологий и ресурсов.
14. Доступность всех уровней организации.
Любой сотрудник
(работник) организации должен иметь
право и возможность подать жалобу,
высказать замечания или
Нормативы – это важный аспект в управленческой деятельности, при управлении, принятии решений. Но для каждого коллектива находящегося в определенном городе, занимающимся конкретным видом деятельности нормативы будут персональные. В разных организациях. в ценностных ориентациях большую роль играют групповые нормы, принятые в коллективе. Из всего вышесказанного следует, что каждый управленец должен учитывать эти факторы при принятии решений.
2 Методы проектирования структур. Особенности организационных структур на предприятиях.
2.1 Значение и задачи методов организационного проектирования.
Без развития методов
проектирования структур управления затруднено
дальнейшее совершенствование управления
и повышение эффективности
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опастность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
При разработке принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Она прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно - аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала - цели, а затем - механизм их достижения. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления - от генерального директора предприятия до мастера участка;