Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа
Тоннель – горизонтальное или наклонное подземное сооружение, предназначенное для пропуска транспорта, воды, размещения коммуникаций и других целей. Наибольшее распространение тоннели имеют на путях сообщения, к которым относятся тоннели метрополитенов, железнодорожные, автодорожные, судоходные, пешеходные, а также тоннели для нескольких видов транспорта. Строительство тоннеля необходимо на участках, где нецелесообразен обход естественного или искусственного препятствия. Препятствия делят на высотные и контурные. К высотным относятся холмы, хребты и водоразделы. К контурным – участки оползней, лавин, снежных заносов, а также водотоки и водоёмы.
Введение 3
1. Проектирование тоннельных конструкций. 4
1.1 Основные параметры поперечного сечения, продольного профиля и плана тоннеля. 4
1.2 Инженерно-геологические условия. 4
1.3 Материалы тоннельных обделок. 4
1.4 Конструкции обделки, порталов, камер и ниш с указанием основных параметров. 6
1.4.1 Конструкции обделок. 6
1.4.2 Конструкции порталов. 6
1.4.3 Конструкции камер и ниш. 7
1.5 Статический расчет обделок. 7
1.5.1 Выбор расчетной схемы. 7
1.5.2 Подготовка исходных данных. 7
1.5.3 Нагрузки и их сочетания. 8
1.5.4 Анализ результатов расчета. 9
1.5.5 Проверка прочности сечений обделки. 9
1.6 Постоянные сооружения. 11
1.6.1 Проезжая часть. 11
1.6.2 Водоотведение. 11
1.6.3 Вентиляция тоннеля при его эксплуатации. 11
1.6.4 Электроосвещение. 11
1.6.5 Электроснабжение, электрооборудование, автоматика, сигнализация, связь. 12
1.6.6 Противопожарная защита. 12
1.6.7 Участки аварийной остановки. 13
2. Производство работ. 14
2.1 Выбор и обоснование способа сооружения тоннеля. 14
2.2 Разработка грунта. 14
2.2.1 Бурение шпуров. 14
2.2.2 Шпуровые заряды и вруб. 14
2.2.3 Взрывчатые вещества и средства инициирования. 15
2.2.4 Расчет параметров БВР для контурного взрывания. 15
2.2.5 Паспорт БВР. 15
2.3 Временная крепь. 15
2.4 Погрузка и транспорт грунта. 16
2.5 Производительность проходческого оборудования. 16
2.5.1 Буровое оборудование. 16
2.5.2 Породопогрузочные машины. 17
2.5.3 Транспортные средства. 17
2.6 Возведение тоннельной обделки. 18
2.6.1 Расчет набрызгбетонной обделки. 18
2.6.2 Технология производства бетонных работ. 18
2.7 Циклограмма проходки тоннельной выработки. 18
2.8 Вспомогательные работы. 18
2.8.1 Вентиляция выработки в период строительства. 19
2.8.2 Освещение, энергоснабжение. 20
2.8.3 Водоотлив. 21
2.9 Охрана окружающей природной среды. 21
Приложения 21
Список использованной литературы 22
В верхней части лобовой стенки устраивают парапет с козырьком, возвышающийся не менее чем на 2 м над верхом головного звена обделки. Между задней гранью парапета и горным склоном оставлено пространство шириной не менее 1,5 м, заполняемое амортизирующей засыпкой из песка и крупнообломочных материалов (высотой не менее 1,5 м) для смягчения ударов падающих камней. По верху засыпки устраивается водоотводной лоток с уклоном 2 ‰ в обе стороны от оси тоннеля, по которому вода сбрасывается в кюветы подходной выемки.
1.4.3 Конструкции камер и ниш.
Согласно действующим нормам в проектируемом тоннеле необходимо устройство камер и ниш.
Камеры служат для укрытия людей, хранения материалов и размещения эксплуатационного оборудования. Их располагают в шахматном порядке по обеим сторонам тоннеля через 300 м.
Ниши также служат
для укрытия людей и
Ширина, м |
Высота, м |
Глубина, м | |
Камеры |
2 |
2,5 |
2 |
Ниши |
2 |
2,5 |
0,5 |
Обрамляются краской тёмного цвета, для улучшения видимости мест расположения.
1.5 Статический расчет обделок.
Статический расчет обделки выполняется на ЭВМ методом конечных элементов. В результате расчета производится корректировка предварительно выбранной конструкции обделки с целью уменьшения в ней возникающих внутренних усилий.
1.5.1 Выбор расчетной схемы.
При выборе расчетной схемы необходимо стремиться к тому, чтобы она максимально точно отражала условия работы конструкции, инженерно-геологические особенности и особенности материала обделки. Для расчета из сложной пространственной конструкции обделки выделяют плоскую систему размером 1 м вдоль продольной оси тоннеля.
В расчетной схеме по методу конечных элементов обделка представлена в виде стержневой системы. Криволинейное очертание обделки заменяют вписанным многоугольником, сплошная нагрузка сосредоточенными силами, а упругий отпор грунта упругими опорами расположенными во всех вершинах многоугольника, кроме зоны отлипания. Расчет ведется методом перемещений.
К расчету принимается половина обделки, а действие отброшенной части заменяется постановкой ползунов.
Схема к расчету обделки представлена на листе чертежа.
1.5.2 Подготовка исходных данных.
На отдельном листе миллиметровки в масштабе 1:20 вычерчивается внутреннее очертание обделки и толщины обделки по направлениям, радиально направленным к контуру. В расчетной схеме наличие обратного свода при заданном коэффициенте крепости грунта (f=3) учитывается. Расчетную схему располагаем в системе координат. Ось X направляется произвольно, а ось Y по оси обделки.
Очертание обделки произвольно делят четырьмя точками. Точки обходят против часовой стрелки. Для каждого участка задают коэффициент упругого отпора со стороны грунта:
К = К0 :( В / 2)
Где К0 – коэффициент удельного отпора, кН/м3 ;
В – пролет выработки, м.
Все характеристики обделки сводят в таблицу 1.4.
Таблица 1.4
Начальные геометрические характеристики обделки
Номер точек |
Координаты |
R, м |
Толщина, м. |
Коэффициент упругого отпора, кН/м3 |
Рекомендуемое количество участков N | ||
X |
Y |
Tнач |
Tкон | ||||
1 |
4,83 |
-3,1 |
0,1 |
1,5 |
1,5 |
833011,8 |
3 |
2 |
4,9 |
-3,08 |
8,038 |
1,5 |
0,96 |
833011,8 |
5 |
3 |
5,47 |
0 |
8,038 |
0,96 |
0,84 |
277670,6 |
7 |
4 |
4,82 |
3,18 |
6,067 |
0,84 |
0,72 |
277670,6 |
10 |
5 |
2,04 |
6,27 |
4,345 |
0,72 |
0,6 |
277670,6 |
10 |
6 |
0 |
6,78 |
0,6 |
277670,6 |
1.5.3 Нагрузки и их сочетания.
Расчет необходимо выполнять
на самые неблагоприятные
Коэффициент надежности по ответственности для тоннельных обделок принимают
γh = 1, как для сооружений первого повышенного уровня ответственности.
При выполнении данного курсового проекта в основное сочетание нагрузок включены нагрузки от горного давления – вертикальная и горизонтальная, вычисленные по гипотезе сводообразования Протодьяконова, а также от собственного веса верхней половины конструкции обделки, вычисленного по проектным размерам и плотности материала. Все нагрузки принимаются равномерно распределенными.
В расчет вводятся расчетные нагрузки, получаемые умножением соответствующих нормативных нагрузок на коэффициенты надежности по нагрузке. Значения коэффициентов надежности принимаются по таблице.
Вертикальная нагрузка от горного давления грунта и нагрузка от собственного веса суммируются. Рассчитывается обделка первого типа.
Расчет нагрузок.
Нормативные нагрузки.
1. Нагрузка от горного давления.
Пролет зоны нарушения окружающих выработку грунтов:
L= B + 2h tg( 45 - φ/ 2 )
где B – пролет выработки, м;
h – высота выработки, м;
φ – кажущийся угол внутреннего трения (по заданию φ=700)
L= 12,965 + 2*11,605*tg (45 – 70/2) = 17,058 м.
Высота свода давления, образующегося над выработкой и очерченного по квадратной параболе, определяется по формуле Протодьяконова:
h1 = L / 2f
где f - коэффициент крепости грунта по заданию (3)
h1 = 17,058 / (2* 3) = 2,843 м.
Вертикальная нагрузка:
q = γг*h1
где γг – удельный вес грунта, равный γ=p*g (p - плотность грунта по заданию - 2,8 т/м3, g - ускорение свободного падения)
q =2,8*9,8*2,843=78,09 кН/м.
Горизонтальная нагрузка:
p = γг (h1 + 0,5 h) tg2 (45 – φ/2)
p = 2,8*9,8* (2,843 + 0,5*11,605) tg2 100 =7,37 кН/м
2. Нагрузка от собственного веса (учитывается давление верхней половины конструкции).
V =13,123 м3 – объем верхней половины обделки
Вес верхней половины обделки:
P = γ•V
где γ – удельный вес материала обделки (бетон γ=23 кн/м3)
P = 23*13,123 = 301,83 кН
Величина равномерно распределенной нагрузки:
q = P / B
qн = 301,83/12,965 = 23,28 кН/м qр=23,28*1,2=27,94кН/м
Расчетные нагрузки.
Коэффициенты надежности по нагрузке
Вид нагрузки |
Коэффициент γf |
Вертикальная от горного давления при сводообразовании |
1,6 |
Горизонтальная от давления грунта |
0,7 |
Собственный вес монолитных бетонных конструкций |
1,2 |
Расчетная вертикальная нагрузка:
q = 78,09*1,6+23,28*1,2 = 119,46 +27,94 = 147,4 кН/м
Расчетная вертикальная нагрузка:
q = 7,37*0,7 = 5,16 кН/м
1.5.4 Анализ результатов расчета.
Результат расчета показал, что наиболее опасными сечениями являются: замок, условная пята свода, обрез фундамента. В этих сечениях и будет производится проверка прочности сечения обделки.
Первое сечение |
Второе сечение |
Третье сечение | |
N |
448,8668 |
842,5452 |
999,311 |
M |
269,151 |
380,729 |
414,083 |
Эпюры M и N представлены на листе чертежа.
1.5.5
Проверка прочности сечений
К опасным относятся сечения с максимальными по абсолютной величине изгибающими моментами. В данном проекте выполняется проверка в трех сечениях.
Расчеты выполняются по предельным состояниям первой группы как для внецентренно сжатых элементов в соответствии с нормами СНиП 32-04-97 в расчет вводят следующие коэффициенты условия работы бетона, учитывающие:
γb6 = 0,85 - попеременное замораживание и оттаивание;
γb9 = 0,9 – отсутствие рабочей арматуры;
γd1 =0,9 – отклонение расчетной модели от реальных условий монолитных бетонных обделок;
γd3 = 0,9 – понижение прочности бетона в обделках без наружной гидроизоляции на обводненных участках.
Расчет:
1. Первое сечение. Замок.
1.1 Эксцентриситет приложения
ηe0 = M/N
где M, кНм, и N, кН, - момент и продольная сила в рассматриваемом сечении
η – коэффициент влияния прогиба конструкции на эксцентриситет
(для обделок η =1)
ηe0 = 269,151/448,8668 = 0,5996 м.
1.2 Проверка выполнения условия:
ηe0 ≤ 0,225h
где h – толщина обделки, м
0,225h = 0,225*0,7 = 0,1575 м.
1.3 Проверка выполнения условия:
0,225h≤ ηe0 ≤ 0,45h
0,45h = 0,45*0,7= 0,315 м.
Условие не выполняется, следовательно в замковом сечении возникают растягивающие напряжения. Обделку необходимо армировать.
2. Второе сечение. Условная пята свода.
2.1 Эксцентриситет приложения продольной силы, м.
ηe0 = 380,729/ 842,5452 = 0,4518 м.
2. 2 Проверка выполнения условия:
ηe0 ≤ 0,225h
где h – толщина обделки, м
0,225h = 0,225*0,91 = 0,205 м.
Условие не выполняется. Переходим к п. 2.3
2.3 Проверка выполнения условия:
0,225h≤ ηe0 ≤ 0,45h
0,45h = 0,45*0,91 = 0,410 м.
Условие не выполняется, следовательно необходимо армировать обделку.
3. Третье сечение. Обрез фундамента.
3.1 Эксцентриситет приложения продольной силы, м.
ηe0 = 414,083/ 999,311 = 0,4144 м.
3.2 Проверка выполнения условия:
ηe0 ≤ 0,225h
0,225h = 0,225*1,26= 0,2835 м.
Условие не выполняется, следовательно в данном сечении возникают растягивающие напряжения. Армирование обделки.
Ни одно из условий не выполняется, поэтому обделку необходимо армировать (процент армирования 1,5%)
1.6 Постоянные сооружения.
В данном разделе в сжатом виде характеризуются основные и функциональные параметры принимаемых постоянных устройств в соответствии с требованиями СНиП 32-04-97.
1.6.1 Проезжая часть.
Материалы и конструкции дорожной одежды в проектируемом автодорожном тоннеле должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02 для открытых участков автомобильных дорог, установленным для опасных условий движения. Поперечный уклон проезжей части проектируется равным 2 ‰. Движение транспорта осуществляется по слою цементобетона 15 мм.
Пространство под проезжей частью заполняется дренирующим грунтом.
1.6.2 Водоотведение.
Согласно требованиям СНиП 32-04-97 в проектируемом тоннеле отвод воды, в том числе от промывки тоннеля и пожаротушения, осуществляется с помощью чугунных колодцев-трапов, расположенным по краям проезжей части через каждые 100 м. Из них вода по чугунным трубам диаметром 150 мм отводится в центральный дренаж – перфорированную керамическую трубу диаметром 150 мм, уложенную в траншее, заполненной гранитным щебнем. Отвод воды осуществляется самотеком. Уклон дна трубы соответствует продольному уклону тоннеля. По тем же требованиям в тоннеле предусматриваются смотровые колодцы с отстойниками объемом 0,04 м3 и размерами в плане 60x100 см, через каждые 50 м. Для исключения распространения горящих нефтепродуктов по тоннелю смотровые колодцы через 280 м имеют гидрозатворы с отстойниками 0,2 м3. Также в тоннеле необходимо устройство поверхностного водоотвода (нагорные канавы).
Информация о работе Проектирование тоннеля, сооружаемого горным способом