Проектирование тоннеля, сооружаемого горным способом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Тоннель – горизонтальное или наклонное подземное сооружение, предназначенное для пропуска транспорта, воды, размещения коммуникаций и других целей. Наибольшее распространение тоннели имеют на путях сообщения, к которым относятся тоннели метрополитенов, железнодорожные, автодорожные, судоходные, пешеходные, а также тоннели для нескольких видов транспорта. Строительство тоннеля необходимо на участках, где нецелесообразен обход естественного или искусственного препятствия. Препятствия делят на высотные и контурные. К высотным относятся холмы, хребты и водоразделы. К контурным – участки оползней, лавин, снежных заносов, а также водотоки и водоёмы.

Содержание

Введение 3
1. Проектирование тоннельных конструкций. 4
1.1 Основные параметры поперечного сечения, продольного профиля и плана тоннеля. 4
1.2 Инженерно-геологические условия. 4
1.3 Материалы тоннельных обделок. 4
1.4 Конструкции обделки, порталов, камер и ниш с указанием основных параметров. 6
1.4.1 Конструкции обделок. 6
1.4.2 Конструкции порталов. 6
1.4.3 Конструкции камер и ниш. 7
1.5 Статический расчет обделок. 7
1.5.1 Выбор расчетной схемы. 7
1.5.2 Подготовка исходных данных. 7
1.5.3 Нагрузки и их сочетания. 8
1.5.4 Анализ результатов расчета. 9
1.5.5 Проверка прочности сечений обделки. 9
1.6 Постоянные сооружения. 11
1.6.1 Проезжая часть. 11
1.6.2 Водоотведение. 11
1.6.3 Вентиляция тоннеля при его эксплуатации. 11
1.6.4 Электроосвещение. 11
1.6.5 Электроснабжение, электрооборудование, автоматика, сигнализация, связь. 12
1.6.6 Противопожарная защита. 12
1.6.7 Участки аварийной остановки. 13
2. Производство работ. 14
2.1 Выбор и обоснование способа сооружения тоннеля. 14
2.2 Разработка грунта. 14
2.2.1 Бурение шпуров. 14
2.2.2 Шпуровые заряды и вруб. 14
2.2.3 Взрывчатые вещества и средства инициирования. 15
2.2.4 Расчет параметров БВР для контурного взрывания. 15
2.2.5 Паспорт БВР. 15
2.3 Временная крепь. 15
2.4 Погрузка и транспорт грунта. 16
2.5 Производительность проходческого оборудования. 16
2.5.1 Буровое оборудование. 16
2.5.2 Породопогрузочные машины. 17
2.5.3 Транспортные средства. 17
2.6 Возведение тоннельной обделки. 18
2.6.1 Расчет набрызгбетонной обделки. 18
2.6.2 Технология производства бетонных работ. 18
2.7 Циклограмма проходки тоннельной выработки. 18
2.8 Вспомогательные работы. 18
2.8.1 Вентиляция выработки в период строительства. 19
2.8.2 Освещение, энергоснабжение. 20
2.8.3 Водоотлив. 21
2.9 Охрана окружающей природной среды. 21
Приложения 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

пз2.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

PЭпогр = 0,8 / (2*(1/4 + 3/ (11*0,9)) = 0,72 м3/мин.

 

2.5.3 Транспортные средства.

Время оборота автомобиля КамАЗ-5511:

Тобор = Тпогр + Тдв + Тразгр + Тман

Тпогр – время погрузки, мин

Тпогр = 1/ PЭпогр * Vв η

Тпогр = 1/0,72* 11* 0,9 = 13,75 мин.

Тдв – время движения автопоезда, мин

Тдв = Ттуда + Тобр = L/ Vгруж + L/ Vпорожн

Vгруж = 225 м/мин – скорость движения груженого автопоезда

Vпорожн = 250 м/мин – скорость движения порожняка

L – расстояние от породопогрузочной машины до места разгрузки, м. При проходке тоннеля с двух порталов, принимаем L=700 м.

Тдв = 700/225 + 700/250 = 5,9 мин.

Tразгр = 3 мин – время разгрузки

Tман = 7 мин -  время на маневры в течение рейса

Необходимое количество составов:

Тобор = 13,8 + 5,9 + 3 + 7 = 29,7 мин.

Nc = Tобор/ Tпогр

Nc =29,7 / 13,8 = 3 машины.

 

Окончательное количество транспортных средств принимается с учетом необходимого резерва на случай задержки разгрузки, ремонта и т.д.

 

2.6 Возведение  тоннельной обделки.

2.6.1 Технология производства бетонных  работ.

В данном курсовом проекте  обделка возводится сразу только для подсводовой части , а потом по мере разработки грунта и для боковых штросс. Для достижения  высокого качества и однотипности внутренней поверхности тоннеля, а также для ускорения работ решено применить переставную опалубку ОПВ-65. Секции опалубки устанавливают и бетонируют, начиная с ближайшей от забоя, в направлении выхода из тоннеля.

В качестве устройства для  подачи и укладки бетонной смеси  применяем пневмобетононагнетатель  ПН-0,5 со следующими характеристиками:

  • Вместимость сосуда – 0,5 м
  • Расстояние нагнетания, м

По горизонтали - 150

По вертикали - 15

  • Расход сжатого воздуха, м/мин – 0,8-1,0
  • Время выгрузки бетона, мин 1,0
  • Масса, т – 0,64

Для приготовления и  перевозки сухой смеси до места  производства работ используется специальный  транспорт – автобетоносмеситель СБ-92-1А на базе КамАЗ-5511.

Требования к бетонной смеси:

  • набольшая крупность заполнителя, мм :

гравия   50

щебня   40

  • количество цемента в бетонной смеси, кг/м 220
  • осадка бетонной смеси, см 8 – 20

 

2.7 Циклограмма  проходки тоннельной выработки.

Циклограмма проходки тоннельной выработки является документом отражающим последовательность выполнения операций проходческого цикла, продолжительность этих операций, необходимое число рабочих. При составлении циклограммы использовались данные сооружения тоннелей в соответствующих условиях и расчеты производительности проходческого оборудования. Работы ведутся непрерывно в 4 смены по 6 часов на протяжении 6 дней в неделю.

 

2.8 Вспомогательные  работы.

Кроме основных работ предусмотренных  при сооружении тоннеля существуют вспомогательные работы, обеспечивающие их производство, а также безопасность. 

 

 

2.8.1 Вентиляция выработки в период  строительства.

Вентиляция тоннеля  необходима для обеспечения безопасности работ людей, находящихся в тоннеле.

Проветривание забоя  после взрыва осуществляется по комбинированной вытяжной схеме, при вывозе грунта – по приточной. Поэтому в условиях подземных выработок необходимо соблюдать условие реверсирования воздушного потока.

Объем проветривания  определяется исходя из наибольшего количества людей, одновременно находящихся в подземной выработке, включая бригаду проходчиков; минимальной скорости движения воздуха; объема ядовитых газов, образующихся при взрывных работах; объема вредных газов, выделяемых двигателями внутреннего сгорания.

Таблица 2.7

Формулы для  определения объемов проветривания Q, м3/с.

Фактор вредности 

Расчетная формула

Количество людей

Q = 1.15 q z / 60

Минимальная скорость воздуха

Q = vmin S

Газы взрывания

Q = 4.1 lст S / t  lg(a lk γ/ S1/2 )

Газы двигателей внутреннего  сгорания

Q = k1k2 / Ck (mqг Сог + (qг Сог + qп Cоп )(L/Tпогрv + 0.25))


В этих формулах:

Q = 6 м3/мин – норма подачи воздуха на 1 чел.;

z – расчетное количество людей (20 человек);

vmin = 0.1 м/с – минимальная скорость движения воздуха для выработки S>25 м2;

lст = 18.7 S1/2(w/S)1/3 – длина свободной струи, м;

w – площадь сечения вентиляционной трубы (диаметр трубы примем 1.2 м);

t = 1800 c – время проветривания после взрыва;

a = 48 – коэффициент учета площади сечения;

lk = 3.89 м – длина комплекта шпуров;

γ = 2,8 т/м3 – плотность взрываемого грунта;

k1 = 1.7 – коэффициент концентрации выхлопных газов при длине выработки менее 2 км;

k2 = 0.75 – коэффициент поглощения выхлопных газов в увлажненных грунтах;

Cк = 1.6*10-5 – объемная предельно допустимая концентрация окиси углерода ;

m = 2 – число автомашин одновременно находящихся в забое;

 qг = qг = 8.6*10-2 – расчетное выделение выхлопных газов гружеными и порожними машинами;

Cог = 1.4*10-3 и Cоп = 1.2*10-3 – начальные концентрации окиси углерода в выхлопных газах груженых и порожних автомашин с нейтрализаторами;

L = 500 м - длина выработки

Tпогр = 330 с - время погрузки одной машины.

v = 4 м/с – скорость движения автомашины по выработке.

Расчет:

1. Количество людей

Q =1,15*6*20/60 = 2,3 м3

2. Минимальная скорость воздуха

Q =0,1*106,28 = 10,628 м3

3. Газы взрывания

lст =18,7*106,281/2 *(3,14*1,22 / 4 / 106,28)1/3 = 42,4 м

Q =4,1*42,4*106,28/1800* lg(48*3,89*2,8/106,281/2) = 17,5 м3

4. Газы двигателей  внутреннего сгорания

Q =1,7*0,75/1,6*10-5 *(2* 8,6*10-2 * 1,4*10-3 + (8,6*10-2 * 1,4*10-3  + 8,6*10-2  * 1,2*10-3 )* (500/ (330*4) + 0,25) = 30,4  м3

В качестве расчетного проветривания  принимаем величину

Qp = KQ

K = 1,2 – коэффициент учитывающий систему вентиляции (в данном случае для вытяжной)

Q = 30,4 м3 – максимальное из посчитанных значений.

Qp = 1,2* 30,4 = 36,48 м3/с.

Необходимая производительность вентилятора:

Qв = pQp

где  p = 1+ 0,5 L – коэффициент потерь по длине трубы;

L = 0,5 км – длина вентиляционной трубы.

p = 1 +  0,5 * 0,5 = 1,25

 

Qв =1,25* 36,48 = 45,6 м3/с.

На основании полученного  значения выбираем тип вентилятора. Данной производительности удовлетворяет  центробежный вентилятор ВЦД – 16.

Таблица 2.8

Технические характеристики вентилятора ВЦД-16

Диаметр рабочего колеса, мм

1600

Производительность, м3

22-80

Давление, даПа

380-140

Мощность электродвинателя, кВт

240

Габаритные  размеры, мм:

длина

ширина

высота

 

8630

7070

6860

Масса, т (без  электродвигателя)

10,5


 

Отставание вентиляционной трубы от забоя должно не превышать  длину свободной струи, т.е. 49,2 м.

 

2.8.2 Освещение, энергоснабжение.

Подземная выработка  оснащается установками общего освещения  в соответствии с требованиями соответствующих  нормативных документов.

Электрическое освещение  подразделяется на рабочее и аварийное (не менее 3 лк, для продолжения работы при отключении рабочего освещения), эвакуационное (не менее 0,5 лк, для эвакуации людей при отключении рабочего освещения) и охранное (вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время).

Сети рабочего и аварийного освещения раздельные.

Освещение рабочих мест на проходческих машинах и механизмах, применяемых в подземной выработке, создается стационарными светильниками, встроенными в корпус машин и  механизмов или закрепленными на них.

Для освещения забоя  и других рабочих поверхностей используются стационарные и переносные, а также ручные осветительные приборы.

Светильники общего освещения  устанавливаются на высоте не менее 2,5 м.

2.8.3 Водоотлив.

При проходке выработки  на подъем как в случае данного  проекта водоотлив осуществляется самотеком по водоотводной канавке, располагаемой вдоль стены выработки.

 

2.9 Охрана окружающей  природной среды.

При сооружении тоннеля  предусматривается охрана сооружений и окружающей природной среды  от вредного влияния горных работ.

Основные охранные мероприятия:

  1. Наблюдение за проявлением горного давления и сдвижением горных пород с определением опасных зон.
  2. Уточнение гидрогеологических данных для повышения эффективности осушения выработки.
  3. Запрещение ведения работ в границах опасных зон прорыва воды, глины, пульпы, вредных газов.
  4. Обеспечение здоровья и безопасности жизни населения. Охрана атмосферного воздуха, земель, лесов, объектов окружающей среды. Очистка сточных вод в специальных очистных сооружениях.
  5. Мероприятия, препятствующие эрозии почв. Безопасный отвал грунта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Ю.С. Фролов. Проектирование тоннелей, сооружаемых горным способом. Методические указания по курсовому и дипломному проектированию. Ленинград, 1983
  2. СНиП 32-04-97. Нормы проектирования. Тоннели железнодорожные и автодорожные. М., 1997. 20 с.

 

  1. Тоннели и метрополитены / Под ред. В.Г. Храпова. М., 1989. 383 с.

 

  1. Справочник инженера-тоннельщика / Под. ред. В.Е. Меркина, С.Н. Власова, О.Н. Макарова. М., 1993. 389 с.

 

  1. Технологические карты-схемы сооружения горных транспортных тоннелей / Минтрансстрой СССР. М., 1985. 266 с.

 

  1. Пособие по производству и приемке работ при сооружении горных транспортных тоннелей /  Под. ред. В.Е. Меркина, С.Н. Власова. Минтрансстрой СССР. М., 1989. 232 с.

 

  1. Л.В. Маковский. Проектирование автодорожных и городских тоннелей. М.: Транспорт, 1993. 352 с.

 

 




Информация о работе Проектирование тоннеля, сооружаемого горным способом