Проектирование участка автомобильной дорогив Гомельской области Речицком районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Автомобильные дороги – весьма капиталоемкие и в тоже время наиболее рентабельные сооружения. Проектирование дорог должно быть направлено на достижение их высоких транспортно-эксплуатационных качеств при минимуме строительных затрат и материалоемкости строительства. Правильно запроектированная дорога обеспечивает безопасность движения как одиночных автомобилей с расчетными скоростями, так и транспортных потоков с высокими уровнями удобства даже в самые напряженные периоды работы дорог. Увеличение надежности и сроков службы земляного полотна дорожных одежд и искусственных сооружений обеспечивается при высокой эффективности капитальных вложений в строительство автомобильных дорог.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект родионов.docx

— 424.37 Кб (Скачать файл)

Из таблиц следует, что самым холодным месяцем года является март (t=-1,5˚С), а самым теплым – июль (t=18,5˚С). Абсолютный минимум температуры воздуха составил -35˚С. Средняя относительная влажность наиболее теплого месяца (июля) составляет 55%. Средняя относительная влажность наиболее холодного месяца(марта) составляет 80%.

 

 

Осадки в Гомельской области выпадают неравномерно. Большая их часть выпадает в теплый период года (апрель – октябрь) – 436 мм. За холодный период (ноябрь – март) выпадает 194 мм.

Средняя скорость ветра за холодный период состовляет 4,0 м/с. Среняя за теплый период – 3,4 м/с.

 

2.2 Рельеф

       Район расположен на территории Речицкой аллювиальной, Василевичской водно-ледниковой и озерно-аллювиальной низин. В тектоническом отношении территория Речицкого района расположена в основном в Припятском прогибе и приурочена к его северной части — Березинской зоне. Недалеко от д. Комсомольск находится высшая точка района — 161 м. Активные новейшие движения земной коры положительного

 

2.3 Почвенно-грунтовые условия

Растительный слой грунта с точки зрения использования его для укрепления  земляного полотна и рекультивации  земель является пригодным. Растительность хвойные леса и лиственные деревья.

        2.4  Инженерно-геологические условия.

     По характеру увлажнения  местность  II типа, это обуславливается  тем, что местность пересеченная  и грунтовые воды залегают  глубоко. Возникновение оползней, осыпей  и обвалов отсутствует. Устройство  земляного полотна будет проводиться  с использованием растительный  слоя (0-15)см, суглинока тяжёлого – лежит ниже, супеси лёгкой пылеватой (10-1500)см из выемок,  а при необходимости из карьеров, которые можно устроить недалеко от дороги.

 

   2.5 Гидрологические и гидрогеологические условия

Уровень грунтовых вод залегает на глубине от 2,5 метров. Характер вод безнапорный. По химическому составу воды пресные. Питание водоносного горизонта происходит за счет инфильтрации атмосферных осадков, фильтрации поверхностных вод. В период паводка основным источником питания являются воды реки.

 

3 ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ

 

3.1 План и продольный  профиль

 

Длину прямолинейных участков трассы назначают исходя из условия недопущения притупления внимания водителей и прогрессирующей усталости при движении по длинным прямым, особенно в условиях монотонного ландшафта. Поэтому прямые участки трассы рекомендуется ограничивать длиной 4 - 6 км.

Следует избегать и очень коротких прямых вставок между кривыми. Водитель должен иметь возможность оценить закругление, принять решение о необходимости изменения режима движения и осуществить это изменение. Длину прямых вставок между односторонними кривыми следует принимать не менее 300 - 450 м, а между обратными кривыми - не менее 200 м. Расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки для дорог IV категории должно быть не менее 50 м. Определяются контрольные точки, через которые должна пройти трасса. При пересечении автомобильной дороги с железной в одном уровне должна быть обеспечена видимость, поэтому пересечение железной дороги на участке прохождения ее в выемке неприемлемо. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне должен быть не менее 60°. Конечные точки трассы соединяют прямой (воздушная линия) и вдоль этой прямой линии просматривают ситуацию и рельеф.

Заданный участок трассы между точками расположен на равнинной местности. Линейные сооружения, реки, озёра, населённые пункты отсутствуют. Основным препятствием является заповедник. На карте нанесены два варианта трассы. Проведены измерения и записаны для первого и второго вариантов соответственно:

протяжённость – 3630 м; 3695 м;

начальный азимут – 5°;70°;

расстояния между вершинами–I-1300м,995м,1335м; II-1310м,1310м,1075м;

углы поворота – 35°,35°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1 Составление  ведомости углов поворота, прямых и кривых

 

Согласно ТКП 45-3.03-19-2006 назначены:

радиус кривой в плане 800м (наименьший для II категории);

длина переходной кривой 150м (соответствующая радиусу кривой в плане);

уклон виража 40‰;

уширение проезжей части 0.4м (соответствующее радиусу кривой в плане).

Вся обработанная и составленная информация представлена в таблице 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3.1.2 Выбор варианта трассы на основании сравнения по технико-эксплуатационным показателям

 

Сравнение по технико-эксплуатационным показателям двух вариантов автомобильной дороги представлено в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 Технико-эксплуатационные показатели вариантов трассы

Наименование показателей

Ед. изм.

Величина показателей

Наличие преимуществ

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

1.  Длина трассы

м

3630

3695

+

-

2.  Коэффициент развития  трассы

 

1.18

1.16

-

+

3.  Количество поворотов  трассы

шт

2

2

=

=

4.  Средний радиус кривых  в плане

М

800

800

+

-

5.  Минимальный радиус  кривых

м

800

800

=

=

6.  Обеспечение видимости  в плане

 

необеспечена

необеспечена

=

=

7.  Обеспечение видимости  в профиле

 

обеспечена

обеспечена

=

=

8.  Количество пересечений  в одном уровне

шт

-

-

 

-

-

9.  Максимальный продольный  уклон

40

40

=

=

10.  Количество пересечений  водотоков

шт

-

-

=

=

11.  Количество мостов

шт

-

-

=

=

12.  Количество труб

шт

3

-

=

=


 

Сравнение вариантов по технико-экономическим показателям выявило нецелесообразность второго варианта трассы по сравнению с первым. Первый вариант трассы принимается к дальнейшей разработке.

 

 

 

3.1.3 Проектирование  продольного профиля

3.1.3.1 Определение  отметок контрольных точек

 

Для построения продольного профиля земли по карте в горизонталях на всех пикетах, переломах местности, в местах пересечения с водотоками, автомобильными и железными дорогами определяют отметки поверхности земли с точностью до 1 см. Если точка находится между горизонталями карты, то ее отметку находят методом интерполяции, если точка находится в пределах замкнутой горизонтали, то ее отметка вычисляется методом экстраполяции.

Высотные отметки, расположенные между горизонталями на пикетах определены по карте по формуле :

                                               Нпк n = Нм.г.+ hc ,                                        (3.1)

где Нпк n – высотная отметка пикета n;

Нм.г – высотная отметка меньшей горизонтали;

hc – величина сечения рельефа;

с – расстояние между меньшей горизонталью и пикетом n;

d – расстояние между горизонталями.

Высотные отметки, расположенные внутри замкнутой горизонтали на пикетах определены по карте по формуле :

                                                  Нпк n = Нг. + fd,                                          (3.2)

где Нг. – высотная отметка замкнутой горизонтали;

      cd – расстояние межу замкнутой и ближайшей  горизонталями;

fd – расстояние от пикета до ближайшей горизонтали.

 

 

3.1.3.2 Определение  рекомендуемых рабочих отметок  насыпи

 

Рекомендуемую рабочую отметку насыпи hр устанавливают из условия по обеспечению снегонезаносимости дороги на открытых участках местности :

                                                       hр = hсн 5% + h,                                        (3.3)

    hр = 0,63 + 0,5=0.315

 где hсн 5% – высота снега в данной местности с вероятностью превышения 5%;

       h – запас высоты насыпи над снежным покровом для размещения сбрасываемого с дороги снега и увеличения скорости снежного потока над дорогой, равный 0,5 – для IV категории.

 

 

 

 

 

 

3.1.3.3 Нанесение  проектной линии

 

Нанесение проектной линии произведено заданием опорных точек, через которые она должна пройти.

При проектировании проектной линии через опорные точки следует следить за сопряжением уклонов вертикальных кривых. При сопряжении уклонов более 5‰ необходимо вписывать вертикальные кривые. Величина сопряжения зависит и от схемы сопряжения вертикальной кривой.

 

3.1.4 Проектирование  продольного водоотвода

 

Кюветы треугольной и трапецеидальной формы устраивают в выемках, нулевых местах и на участках низких насыпей с необеспеченным нормальным водно-тепловым режимом. Они предназначены исключительно для водоотвода. Глубину кювета назначают в зависимости от вида грунта и конструкции дорожной одежды. Для песчаных грунтов - 0,4 м. Для обеспечения продольного водоотвода дно кювета должно иметь уклон не менее 5‰, в исключительных случаях - не менее 3‰. Проектирование кюветов состоит из проектирования продольного профиля дна кюветов и назначения укрепления кюветов.

В зависимости от величины уклона проектной линии возможны два случая проектирования продольного профиля дна кюветов.

1. Уклоны проектной линии  на участке дороги, где необходим  кювет - не менее 5 ‰. Тогда дно кювета располагается параллельно проектной линии ниже ее на глубину hк. Начало или конец кювета определяют по величине рабочих отметок насыпей и выемок в точках, расположенных слева и справа от нулевой точки по формуле:

                                                       ,                                         (3.4)

где:  hк - глубина кювета, м.

На профиле начало и конец кювета обозначают вертикальной линией, указывая справа и слева от нее расстояние до ближайших пикетов.

2. Уклоны проектной линии  на участке дороги, где необходим  кювет - не 5 ‰. Такие участки могут быть на вертикальных кривых и на прямых. С целью обеспечения продольного водоотвода продольный уклон для кюветов должен быть не менее 5 ‰.

Для предотвращения размыва дно и стенки   кювета укрепляют. Тип укрепления зависит от продольного уклона:

а) одерновка откосов и дна кювета при imin до 10 ‰;

б) одерновка откосов и укрепление дна гравием (щебнем) при imin от 10 до 30‰;

 

 

 

 

в) мощение откосов и дна камнем, бетонными плитами при imin от 30 до 50‰;

г) перепады, быстроток при imin > 50 ‰.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   3.3 ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

 

Для обеспечения быстрого отвода поверхностных вод с земляного полотна, образующихся в результате осадков, проезжей части придается выпуклое очертание от середины к обочинам с поперечным уклоном 20‰, а обочинам 40‰. В переломах проектной линии продольного профиля, и в нижней части вогнутых кривых предусмотрено устройство водосбросных ж/б лотков для сброса воды по откосам насыпи в боковую канаву.

 

3.3.1 Определение  исходных данных и установление  расчётного расхода для малых  искусственных сооружений

 

Малые водоотводные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами или балками, по которым стекает вода от дождей или таяния снега. Количество водопропускных сооружений зависит от климатических условий и рельефа. Правильный выбор типа и рациональное проектирование водопропускных сооружений, позволяющие индустриализировать их устройство, имеют большое значение для снижения стоимости строительства автомобильной дороги. Большую часть водопропускных сооружений (более 95%), строящихся на автомобильных и железных дорогах, составляю трубы. Они не меняют условий движения автомобилей, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и профиля дороги. Трубы не стесняют проезжую часть и обочины, а также не требуют изменения типа дорожного покрытия. Кроме того, трубы строят полностью сборными, из железобетонных и бетонных элементов небольшой массы, что позволяет пользоваться кранами малой грузоподъемности. На автомобильных и городских дорогах используют трубы отверстием не менее 0,75 м (в кюветах на съездах с дороги — не менее 0,5 м). В целях удобства эксплуатации рекомендуется применять при длине менее 20 м трубы отверстием не менее 1,0 м, а при большей длине – отверстием не менее 1,25 м. Трубы нельзя укладывать на постоянных водотоках, где возможны наледи и ледоход. Не допускаются также трубы и при пересечении водотоков, несущих карчи.

Основными исходными данными для расчета водопропускных сооружений являются план бассейна с характеристикой его площади, длины главного лога, среднего уклона лога, склонов.

Бассейном называется участок местности, с которого вода во время выпадения дождей и снеготаяния стекает к проектируемому водопропускному сооружению. Для определения площади бассейна необходимо установить границы его на карте или на местности. Границей бассейна с одной стороны всегда является сама дорога, а с другой стороны — водораздельная линия, которая отделяет данный бассейн от соседних.

 

 

 

 

Бассейн малых водопропускных сооружений на автомобильных дорогах снимают, как правило, по карте. При определении границ бассейна сначала устанавливают ближайшие к водопропускному сооружению точки перегиба местности на  трассе (выпуклые переломы).

Эти точки будут началом и концом водораздельной линии. Другие точки водораздельной линии определяют аналогично, при этом учитывают, что водораздел идет всегда перпендикулярно горизонталям и от него вода должна стекать в противоположные стороны.

3.3.2 Расчёт малых  искусственных сооружений

 

Расчет максимальных расходов ведется по ливневому стоку и стоку талых вод. За расчетный расход принимается больший из них.

Информация о работе Проектирование участка автомобильной дорогив Гомельской области Речицком районе