Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:26, контрольная работа
Н.А. Ладовский говорил, что архитектура — искусство, оперирующее пространством. Объектом проектирования градостроителя является пространственная среда, в которой вертикальное измерение оказывается крайне малым по отношению к масштабам планов. Кроме того, любой населенный пункт, как бы мал или велик он ни был, является частью системы, в которой размещены люди и виды человеческой деятельности на территории страны.
Введение
Глава 1. Понятие градостроительства.
1.1 Архитектурно-пространственная композиция города
1.2 Архитектурно-пространственная целостность города
1.3 Особенности формирования пространственной структуры города
1.4 Колористика города
1.5 Архитектурное освещение города
Глава 2. Селитебные зоны населения и территории
2.1 Система учреждений обслуживания
Список использованной литературы
Можно выделить следующие принципиальные схемы пространственной структуры ансамбля.
— линейная, развернутая вдоль главного направления движения;
— замкнутая, создающая обрамление для концентрации людей (своего рода зал под открытым небом);
— открытая, при которой пространство как бы "обволакивает" свободно стоящее главное сооружение или группу построек;
— система взаимосвязанных пространств ('перетекающих" одно в другое).
Линейная схема встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к обрамленному пилонами входу, за которым следовали колоннады двора и гипостильного зала) В Москве крупным современным ансамблем с такой структурой является Новый Арбат. Принятый за основу принцип осевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Украина), известен давно. Тем не менее, улица производит сильное впечатление благодаря своей целостности.
В современном городе потоки транспорта затрудняют создание таких структур. Площади, застроенные по периметру, иногда настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне и площадь сформирована как пешеходный остров, "омываемый" потоками транспорта. В этом случае необходимо тонко чувствовать пропорциональные соотношения всех композиционных элементов, чтоб уничтожить пространственную целостность, как это случилось при реконструкции Манежной площади в Москве.
Пример открытой схемы — Афинский акрополь, где постепенное раскрытие картин запрограммировано сценарием Панафинейского шествия. Главенство Парфенона подчеркивается не столько подчиненными ему зданиями, сколько окружающим его пространством. Взаимодействие здания и пространства точно подмечено известным русским поэтом Д.С. Мережковским: ...Я всходил по ступеням Пропилеи, и ко мне приближался чистый, девственный, многоколонный на пыльной побледневшей лазури неба, несказанно прекрасный — Парфенон...
Голубое небо, голубое море и белый мрамор, и солнце, и клекот хищных птиц в полдневной высоте, и шелест колючего терновника. И что-то строгое и сурово-божественное в запустении".
Наиболее ярким примером системы взаимосвязанных пространств может служить ансамбль центральных площадей Петербурга. Основная заслуга создания которого принадлежит Карло Росси. Этот ансамбль поражает не только величием форм и благородством пропорций, но и тем тактом великого мастера, с которым он подошел к работам своих предшественников.
1.3 Особенности формирования пространственной структуры города
Формирование композиционной основы города осуществляется посредством создания доминантных осей — представляющих систему улиц, планов раскрытия городских панорам, последовательность ансамблей. По мере роста городов протяженность улиц увеличивалась настолько, что их .замыкание теряло какое-либо значение Приемы свободной застройки комплексов, получившие широкое распространение в прошлом столетии, привели к тому, что роль улиц в системе линейно-осевой ориентации ослабела. Высокая плотность застройки современных городов затрудняет создание системы ориентации, основанной на господствующих объемах. Тем не менее, в современном градостроительстве вновь возрождается роль уличного пространства, а равномерное рассеивание высоких объемов заменила концентрация вокруг них центров обслуживания, что возрождает значение объемных ориентиров в организации городского пространства.
Градостроительная композиция строится на соотношении пространства площадей, улиц, жилых дворов и массы отдельных зданий, массивов застройки и озеленения. Ведущие элементы композиции выделяются на фоне рядовой застройки. В масштабе площади, улицы акцентом или доминантой может служить отдельное здание или сооружение, в масштабе города — комплексы зданий, площадей, природные компоненты. При этом важно представлять, какова зона влияния таких композиционных центров, как следует пространственно организовать их восприятие, каковы необходимые параметры для того, чтобы они смогли удержать целостность композиции города или его фрагмента. Выделение ориентиров, акцентов и доминант связано и с созданием функционального и идеологического значения элемента: композиционно выделяются колокольни соборов, минареты, башни ратуши, общественные комплексы и деловые центры.
Характер городской среды слагается из ряда композиционных составляющих — рисунка, пластики, цвета застройки, ее масштаба и ритмического построения стилевых характеристик. Градостроительная композиция является организацией отношений и связей между элементами композиции и ориентирована на формирование художественной структуры города. Существуют два основных типа структурных связей: взаимное размещение элементов в пространстве (ритмичность построения, пространственная ориентация, последовательность и т.п.) и пластическое решение градостроительных объектов (от пластики здания земли, застройки — до пластики городского рельефа).
Под пластикой городского ландшафта понимается совокупность его объемно-пространственных форм лепка рельефа, сочетающего архитектурные и природные компоненты. Пластика городского ландшафта воспринимается в раскрывающихся панорамах и перспективах, в сочетании разных планов городского пейзажа. В процессе проектирования выбирается этажность зданий, и трассируются улицы с учетом возможности обозрения градостроительного ландшафта, размещаются акцентные сооружения на высоком рельефе при пересечении дорог и т.д., при этом учитываются пределы видимости дальних планов городских панорам (4-5 км).
Пластика объемов зданий и поверхности земли воспринимается с меньших расстояний (1,5-2 км). Ведущую роль играет архитектурная композиция: активно используются пропорционирование объемов и пространств, лепка поверхностей, цветовое сочетание, фактура материала зданий и поверхности земли, освещенность и ритм. Важной задачей является сочетание зданий, различных по стилю и масштабу.
Следующий уровень восприятия городской среды строится на решении ансамблей улицы или площади, внутриквартального пространства не только как комплекса зданий и сооружений, но и как "интерьера" города, в композиции которого важны размеры.
Свойства пространственной структуры населенного жеста в целом могут быть непосредственно восприняты лишь в небольших сельских поселениях или малых городах, расположенных на горных склонах. Тем не менее, характер структуры больших и крупных городов оказывает влияние на свойства комплексов застройки, величины которых находятся в пределах восприятия. Общая картина складывается в сознании из отдельных впечатлений, полученных в процессе восприятия населенного места, происходящем во времени и движении.
При наличии закономерной связи между комплексами застройки, непосредственно воспринимаемыми человеком, впечатления от того, что нельзя увидеть одновременно, связываются в единую цепь, образуя цельное представление о городе. Так, Невский проспект в Петербурге замечателен не только памятниками архитектуры, но и стройной последовательностью черед пространственных впечатлений, разнообразие непрерывной и связной цепи картин подчинено главному направлению проспекта, устремленному к завершающей его вертикали — башне Адмиралтейства.
Важной стороной эстетического значения структуры населенного места является ее влияние на построение основных элементов планировки — главного центра, жилых образований, промышленных районов и т.д.
В современном градостроительстве проблема целостности приобрела новый смысл. Это связано с ориентацией градостроительного проектирования на формирование окружающей среды, на включение зданий и сооружений в ее контекст.
Для восприятия пространственной структуры и возникновения целостного представления о ней особую значимость имеют определенные первичные элементы: место (центр), связанное какой-либо деятельностью, общением, ограниченное, имеющее конечную величину; направление (путь) имеющее линейную протяженность, связывающее центры; зона - часть пространства, объединенная общим качеством (жилая застройка, территория общественного комплекса, ландшафтно-рекреационная и др.
1.4 Колористика города
Значительную роль в композиции города играют цвет, светлота, фактура материала. Эти характеристики наиболее изменчивы в городском пейзаже и в большей мере предопределены природой. Цветовые особенности зимнего и летнего города, свет дневного и вечернего неба, фактура травы, земли, облаков, переменчивая палитра цветов городской толпы каждый раз по-новому представляют город. Тем не менее, в масштабе градостроительной композиции решаются цвето-световые соотношения (колористическое решение застройки, цвет в городском дизайне, в пластике поверхности земли, в освещении).
Постройки древнейших городов имели серовато-охристый и красновато-коричневый цвет, поскольку строились из земли, глины. В некоторых странах стены глинобитных зданий покрывали яркими росписями, но в целом они создавали фон для отдельных, выделенных цветом сооружении (минареты, купола, мечети и т.п.). С возникновением поливной керамики появилась сине-зеленая гамма тонов, которая работала на контрасте с охристыми оттенками фоновой застройки и способствовала созданию композиционных акцентов.
В Древнем Египте уникальные здания и сооружения выполнялись из гранита и оникса, причем часто в отделке фасадов камни различного цвета укладывали рядами, а иногда оштукатуренную каменную поверхность красили в синий, зеленый или красный цвет, служивший фоном орнаментальному рисунку.
Древнерусские поселения, в которых до XVII-XVIII вв. основным материалом было дерево, имели охристо-коричневый и серебристо-серый колорит. Рядовые и храмовые деревянные постройки обрабатывали резьбой и росписью, приемы которой позднее перешли в каменную архитектуру.
В городской архитектуре Возрождения широко использовались контрастные цветовые сочетания мраморной отделки культовых и дворцовых зданий. Рядовая застройка выполнялась из кирпича; наружные стены штукатурились и покрывались сграффито или облицовывались туфом и травертином.
Период классицизма внес сдержанно-серый колорит в городскую среду. Это связано с применением естественного камня и его имитаций. При необходимости покраски разрешалось использовать только серовато-голубой и серовато-охристый цвета в сочетании с белым декором. В отличие от европейского в русском классицизме широко использовали цвет. В специальных указах были узаконены пастельные тона с большим количеством белого.
В капиталистическом городе второй половины XIX в. доминировал темно-серый тон бетона и цементной штукатурки, а также красный (кирпич). И только на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн" ("арнуво", "югенд-стиль") оживил городскую архитектуру.
Конструктивизм, последовавший за модерном и отрицавший использование цвета в отделке фасадов, наполнил городскую среду серыми тонами.
В конце 1950-х годов, в период массового индустриального строительства жилья ("хрущевские пятиэтажки"), были сделаны попытки раскраски и облицовки цветной плиткой панельных домов. Но низкое качество материала свело на нет всю проделанную работу. Только к началу 1970-х, с внедрением кремнийорганических эмалей, начались серьезные поиски колористического решения застройки. Удачный опыт районов Тропарево и Ясенево на Юго-Западе Москвы доказал необходимость создания целостной цветовой среды города.
1.5 Архитектурное освещение города
Световая среда создается:
— функциональным освещением транспортных коммуникаций;
- архитектурно-художественным освещением ансамблей и опорных объектов прежде всего в центре города, высотных зданий и сооружений, архитектурных памятников зодчества и т.п.;
— световыми надписями на учреждениях общественного обслуживания, рекламой, средствами визуальной информации:
— художественно-декоративным освещением ландшафтных объектов:
— праздничным освещением доминирующих объектов и пространств общественного назначения;
— постоянным или эпизодическим освещением больших территорий специального назначения (стадионов, автостоянок, ярмарок, портов, строек).
Архитектурное освещение городской среды преследует две основные цели: создание комфортных зрительных и психологических условий и обеспечение художественной выразительности городских ансамблей.
В масштабе города основные задачи архитектурного освещения решаются путем:
-разработкой светового структурного каркаса города;
-созданием системы архитектурных световых доминант;
— выявлением системы ориентиров в пространстве города;
— размещением световой рекламы и информации;
— выбором принципа освещения новой и исторической застройки.
При разработке архитектурного освещения учитывается масштаб восприятия среды, который можно разделить на три категории:
— ландшафтный — характерный при восприятии крупных городских пространств с большой высоты или при движении на транспортных средствах с большой скоростью;
— ансамблевый — определяет восприятие архитектурных комплексов при движении в автотранспорте или пешком;
— камерный— масштаб восприятия пешеходом.