Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении международного опыта таможенных органов в части экономической эффективности их деятельности на примере Республики Беларусь и возможностью внедрения данного опыта Российской Федерацией.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- усовершенствовать понятийный аппарат, связанный с темой и целью исследования;
- изучить мероприятия, проводимые таможенными органами Республики Беларусь;
Введение
5
1 Теоретические основы эффективности таможенных органов
6
1.1 Понятие социально-экономической эффективности
6
1.2 Подходы и система показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности таможенных органов
8
1.3 Методика оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов
12
2 Опыт таможенных органов Республики Беларусь в части экономической эффективности их деятельности
19
2.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции
19
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь
24
3 Актуальность внедрения опыта таможенных органов Республики Беларусь таможенными органами Российской федерации
40
Заключение
43
Библиографический список
Особо следует
отметить, что критерии и показатели
эффективности должны быть определены
таким образом, чтобы их расчетные
величины за анализируемый период позволяли
сопоставить целевые установки
и достигнутые результаты, то есть
оценить степень
Оценка
эффективности таможенной политики
должна позволять осуществлять мониторинг
стратегических целей социально-экономического
развития страны и задач таможенной
политики как фактора влияния
на эффективность всего народного
хозяйства. Агрегированный показатель
эффективности таможенного
Оценка
эффективности административно-
Оценка
эффективности использования
Оценка
эффективности материально-
Оценка
эффективности использования
Исходя
из изложенных выше основных направлений
оценки эффективности таможенного
дела, следует рассмотреть и
1.3 Методика оценки экономической
эффективности деятельности
Правительством Республики Беларусь определены следующие стратегические цели деятельности таможенных органов:
1) повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;
2) повышение
качества предоставления услуг
таможенными органами, сокращение
издержек участников
Степень достижения первой стратегической цели оценивается следующими показателями:
- доля
исков (заявлений) к
- уровень
исполнения федерального
- доля
таможенных платежей, перечисленных
участниками ВЭД с нарушением
установленных нормативными
За время
применения утверждённых оценочных
показателей накопился
Например,
можно утверждать, что доля судебных
решений, вынесенных не в пользу таможенных
органов, характеризует, прежде всего,
качество работы юридической службы
таможенной системы. Этот показатель характеризует
также качество действий (управленческих
решений) таможенных органов, которые
в последствие обжалуются участниками
ВЭД в судах. Его можно использовать
при оценке эффективности деятельности
правовых подразделений, а также
при оценке деятельности подразделений,
которые непосредственно
Исполнение
закона о федеральном бюджете
в части перечисления таможенных
платежей характеризует эффективность
фискальной функции таможенных органов,
но не в полном объёме и только при
определенных условиях, а именно при
условии, что прогнозные макроэкономические
показатели, на основании которых
формировался бюджет на очередной бюджетный
период, в точности совпадут с фактическими
экономическими параметрами, которые
становятся известными после истечения
бюджетного периода. Практика показывает,
что фактические
Доля таможенных платежей, перечисленных в бюджет с нарушением сроков, на мой взгляд, характеризует результативность (эффективность) фискальной функции таможенной службы. Однако его имеет смысл рассматривать в системе агрегированных показателей, характеризующих результативность достижения выбранной стратегической цели в целом, так как он показывает только один из возможных способов нарушений по уплате таможенных платежей участниками ВЭД. Кроме того, данный показатель совершенно не демонстрирует, насколько эффективны действия таможенных органов в части пресечения таких попыток со стороны плательщиков.
На мой взгляд, в качестве одного из возможных вариантов оценки результативности достижения первой стратегической цели следует использовать следующие агрегированные показатели: 1) уровень собираемости таможенных платежей и 2) уровень нелегального ввоза товаров.
Уровень
собираемости таможенных платежей предлагается
рассчитывать как отношение (дробь)
следующих показателей. В числителе
указывается фактически перечисленная
в бюджет сумма таможенных платежей
за отчетный бюджетный период. В
знаменателе указывается
Однако данный агрегированный показатель также имеет в себе изъян, так как оперирует учтенными объемными показателями, и не принимает во внимание неучтенные объемы ввоза товаров, то есть нелегального импорта.
В связи с этим предлагается использовать такой показатель как уровень нелегального ввоза, который предлагается рассчитывать как отношение объема импорта товаров на основании официальной статистики Республики Беларусь и объема экспорта товаров в Республику Беларусь из стран контрагентов на основании данных платежного баланса и статистики Международного валютного фонда.
В качестве дополнительного показателя можно использовать сумму недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров, исчисленных исходя из объемов нелегального ввоза и фактического среднего уровня налогообложения в отчетном бюджетном периоде. При этом, наравне с абсолютным показателем, можно использовать и относительный показатель, рассчитанный как отношение (дробь) фактически перечисленной суммы таможенных платежей в отчетном бюджетном периоде к расчетной сумме недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров.
Степень достижения второй стратегической цели в настоящее время определяется следующими установленными для ГТК показателями:
Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования.
Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Доля
участников внешнеэкономической
Анализ
практики применения этих показателей
говорит о том, что и здесь
есть возможности для
Аналогичная
ситуация с оценкой сокращения издержек
государства, связанных с таможенным
оформлением и таможенным контролем.
Ни один из показателей не говорит,
снижаются ли соответствующие издержки
государства в оцениваемом
Что касается
оценки сокращения издержек участников
внешнеэкономической
Для более адекватной оценки достижения второй стратегической цели предлагается следующая система показателей. Чтобы оценить качество предоставляемых таможенными органами услуг, предлагается ввести показатель – доля товаров, по которым выявлены нарушения в результате проверочных мероприятий, проводимых после таможенного оформления, к общему объему оформленных товаров. При этом должны учитываться все последующие проверочные мероприятия, как вышестоящих таможенных органов, так и других государственных контрольных органов.
Для оценки издержек государства на проведение услуг по таможенному оформлению и таможенному контролю предлагается использовать агрегированный показатель – удельные доходы государства на каждый рубль, вложенный в таможенную службу. Исчислять данный показатель предлагается как отношение суммы таможенных платежей, перечисленных за отчетный период в бюджет, к сумме затрат на содержание таможенной службы за отчетный период.
Для оценки
динамики издержек участников ВЭД на
услуги по таможенному оформлению предлагается
использовать показатель средневзвешенной
доли издержек участников ВЭД на таможенные
процедуры в общей
Сопоставляя действующие в настоящее время в ГТК стратегические цели и систему показателей их достижения, можно сделать вывод, что они не в полной мере соответствуют друг другу и неадекватно отражают эффективность управления в таможенном деле, связанную с достижением целевых установок. Например, вне рамок системы показателей оказалась оценка эффективности таможенной политики, которая является очень важной с точки зрения народнохозяйственной результативности. Фактически не раскрываются эффективность административно-управленческой структуры таможенной службы, эффективность использования информационных таможенных ресурсов, эффективность материально-технической базы таможенных органов, эффективность использования человеческого фактора таможни. Используются очень размытые показатели оценки эффективности таможенного администрирования.
Таким образом, из-за отсутствия единства профессиональных мнений по проблеме точного перечня показателей оценки экономической эффективности таможенных органов, а также отсутствия официально- рекомендованной методики расчёта эффективности таможенных органов Республики Беларусь, в данной работе для оценки экономической эффективности таможенных органов Республики Беларусь будет использована утверждённая 5 июля 2007 года на заседании Правительства РФ система критериев эффективности деятельности таможенных органов.