Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:15, курсовая работа
В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:
а) экспортный валютный контроль;
б) импортный валютный контроль;
в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.
1. История развития валютного контроля и теоритические аспекты вылютного контроля.
В настоящее
время в России действует совместная
система таможенно-банковского
а) экспортный валютный контроль;
б) импортный валютный контроль;
в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.
Экспортный
валютный контроль направлен на недопущение
сокрытия валютной выручки от экспорта
товаров и обеспечение
При помощи импортного валютного контроля осуществляется контроль за соответствием сумм платежей в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Россию товаров.
Основная
задача валютного контроля за внешнеторговыми
бартерными сделками – контроль за
соответствием объемов
Система валютного
регулирования и валютного
Первый этап (1917-1986) характеризовался существованием жесткой государственной валютной монополии, что означало исключительное право государства на проведение всех кредитных, расчетных и других финансовых операций, связанных с иностранными государствами, фирмами, юридическими и физическими лицами.
Непосредственное осуществление валютной монополии, включающее исключительное право на совершение сделок с золотом, серебром и металлами платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, а также с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте было возложено на Государственный банк РСФСР, позже - на Госбанк СССР. Международные расчеты СССР, в том числе расчеты и кредитование по внешней торговле, а также ряд других валютных операций, которые до этого совершались Управлением иностранных операций Госбанка СССР, были переданы Внешторгбанку СССР.
Валютная
монополия была теснейшим образом
связана с монополией внешней
торговли, поскольку предполагала полную
централизацию валютных доходов
от экспорта, а также централизованное
финансирование импорта. Право выступать
в роли продавца и покупателя на
внешнем рынке принадлежало в
течение этого периода
Государственный монополизм царил и на внутреннем валютном рынке, существовавшем тогда в зачаточной форме. Право на совершение на территории СССР операций по покупке у организаций и граждан, а также по продаже им валютных ценностей являлось исключительным правом Госбанка СССР.
Таким образом,
сформировавшаяся в рассматриваемый
период система характеризовалась
практически полной изолированностью
внутреннего товарного
Второй этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля начался в 1986-1987 годах с децентрализации и либерализации внешнеэкономической деятельности, когда значительное число хозяйствующих субъектов, как и внешнеторговые объединения, получили право прямого выхода на внешний рынок.
Предприятия-экспортеры
стали получать в свое распоряжение
иностранную валюту, зачислявшуюся
в специальные валютные фонды, формировавшиеся
на основе долгосрочных нормативов. В
условиях начавшегося бурного развития
совместного
Стремление к сохранению важной роли государства и упорядочению отношений в сфере внешней торговли проявилось в том, что в декабре 1988 - марте 1989 годов было введено лицензирование экспорта и импорта ряда товаров с одновременным квотированием стоимости объемов операций по отдельным товарным позициям.
В то же время
усиливались и либеральные
В процессе валютно-финансовой интеграции страны с мировой экономикой в результате начавшейся в 1990 году широкомасштабной реформы банковской системы была отменена монополия Внешэкономбанка СССР на проведение валютных операций.
Существовавшие
ранее ограничения на участие
зарегистрированных на территории РСФСР
юридических лиц во внешнеэкономической
деятельности, в том числе и
посреднической, были отменены Указом
Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О
либерализации
Беспрецедентное
расширение круга предприятий-экспортеров
и банков, осуществляющих их валютное
обслуживание, постепенно привело к
пониманию необходимости
В результате, в марте 1991 года был принят Закон СССР № 1982-1 «О валютном регулировании», который и явился началом третьего этапа развития системы валютного регулирования и валютного контроля.
Закон 1991 года
стал первым универсальным документом,
в котором была предпринята попытка
комплексно урегулировать все важнейшие
стороны валютных отношений субъектов
внешнеэкономической
Этим Законом
намечены основные цели и направления
валютного контроля, введены понятия
органа валютного контроля, а также
положения об отчетности по валютным
операциям и ответственности
за нарушение валютного
Начало новому, четвертому этапу развития российской системы валютного регулирования и валютного контроля положило вступление России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития в июне 1992 года. Российское государство было поставлено перед качественно новыми проблемами самостоятельного вхождения в мировое экономическое пространство на основах равноправия и соответствия жестким стандартам. Первым шагом на этом пути стало принятие 9 октября 1992 года Закона Российской Федерации № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Данный этап охарактеризовался переходом от стадии установления общих принципов осуществления валютных операций к специальному регулированию их конкретных видов, а также включением в систему валютного контроля практически всех значимых видов валютных отношений (импортных, бартерных, валюто-обменных, связанных с обращением драгоценных металлов).
Введение
Закона 1992 года впервые определило
само понятие «валютного контроля»,
принципы осуществления валютных операций
в Российской Федерации, полномочия
и функции органов валютного
регулирования и валютного
Начиная с 1998 года можно говорить о вхождении России в пятый этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля, который начался с ужесточения административных мер валютного контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта и обоснованностью импортных платежей. Однако принятые в августе - сентябре 1998 года в связи с общеэкономическим, бюджетным и банковским кризисом меры Банка России по усилению экспортного и импортного валютного контроля оказались чрезвычайно жесткими, и под угрозой полного разрушения действующей системы внешней торговли они были вскоре отменены.
Начиная с 2001
года сложились предпосылки для
формирования новой, либеральной тенденции
в развитии системы валютного
регулирования и валютного
Унаследованная
с советских времен громоздкая бюрократическая
система валютного
Апогеем реформирования валютной системы России стало принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон), в соответствии с которым отменены многие валютные ограничения и установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных в самом Законе случаев.
Следует отметить,
что, в отличие от Закона 1992 года,
большинство норм Закона имеют прямое
действие, что создает атмосферу
стабильности, облегчает восприятие
правил и обеспечивает субъектам
рынка необходимую свободу для
маневра. А за счет резкого сокращения
количества подзаконных актов нормативного
характера достигается
Со времени
вступления в силу Закона произошли
существенные изменения, среди которых
надо отметить общее оздоровление финансовой
ситуации в Российской Федерации
и укрепление национальной валюты.
Известно, что лишь в условиях стабильно
развивающейся экономики и
При данных
условиях первоочередной целью валютного
контроля становится решение таких
задач, как создание максимально
благоприятных условий для
Законом предусмотрена гибкая система установления и снятия ограничений на осуществление валютных операций, находящаяся в тесной взаимосвязи с уровнем развития национальной экономики и состоянием финансово-кредитной системы страны.
В этой связи отдельные положения Закона начали применяться с 1 июня 2005 года, другие - только с 1 января 2007 года, некоторые прекратили действовать с 1 января 2007 года.
Так, с 1 июля 2006 года были сняты ограничения на резервирование средств участниками валютных расчетов при проведении любых операций движения капитала, требование об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций, регулируемых Банком России, а также снято ограничение обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом при проведении валютных операций.
С 1 января 2007 года в Законе произошли существенные изменения, оказывающие влияние на права и обязанности граждан и юридических лиц, возникающие в связи с совершением валютных операций. Так, в частности, исключено понятие специального счета для осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона).
Утратили силу части 1, 2 и 3 статьи 8 Закона. Для резидентов, например, теперь не требуются больше специальные счета при совершении таких валютных операций, как расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, а также резидентами от нерезидентов; операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, и другие. Не требуются также специальные счета во многих случаях и для нерезидентов.
Прекратила действие также часть 4 статьи 8 Закона, согласно которой расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществлялись только путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке. Отсюда следует, что теперь такие суммы могут зачисляться как на счет нерезидента в валюте РФ в уполномоченном банке на территории России, так и на счет нерезидента в валюте РФ, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.
В связи с
отменой части 8 статьи 8 Закона расчеты
между резидентами и
Не действует более статья 16 Закона, а вместе с ней и предусмотренная в этой норме возможность установления Банком России требования о резервировании со всеми подробностями, связанными с этим требованием.