Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа
Так как расчет по внешнеторговым операциям, в большинстве случаев, невозможно осуществить без предоставления услуг уполномоченного банка, то и контролировать данные сделки целесообразнее во взаимодействии с банками. Данное направление валютного контроля получило название таможенно-банковский валютный контроль за экспортно-импортными операциями.
Основными задачами курсовой работы является понять что такое валютный контроль, ознакомиться с принципами валютного контроля, а так же рассмотреть пути совершенствования валютного контроля банковских учреждений.
Введение
Глава 1. Валютного контроля, его значение и функции
Понятие и принципы валютного контроля
Ответственность за нарушение валютного законодательства
1.4 Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области
валютного контроля
Глава 2. Валютный контроль банковскими учреждениями
2.1 Общая характеристика современного состояния банковской системы России
2.2 Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте
2.3 Операции на межбанковском валютном рынке
Глава 3. Аспекты проведения валютных операций на территории Российской Федерации
3.1 Правовая основа проведения валютных операций
3.2 Сущность и классификация валютных операций
3.3 Перспективы развития системы валютного контроля
Заключение
Список используемой литературы
Таблица 2 Виды валютных операций в зависимости от срочности их проведения
Вид операции |
Описание операции |
Срочные операции |
Срочные операции принято подразделять на конверсионные, страховые и спекулятивные. К срочным сделкам также относятся "форвард" (forward), "опцион" (option), "своп" (swap). |
Наличные операции |
Среди наличных валютных операций выделяют операции "спот" (spot), а также такие операции как "овернайт" (overnight), "туморроу/некст" (tomorrow/next) и "дэй - то - дэй своп" (day - to - day swap), которые применяются банками для управления текущими валютными позициями. |
Международная торговля требует появления и развития срочных сделок с иностранной валютой в силу того, что при совершении коммерческой операции возникает необходимость застраховаться от валютного риска. Поэтому такие валютные операции как "форвард", "опцион" и "своп" широко используются для целей хеджирования. В зависимости от типа используемой валютной операции различаются стоимость страхования от валютного риска и полнота его покрытия в результате проведения срочной валютной сделки. Срочные сделки являются удобным средством для проведения спекулятивных операций, такие операции не требуют наличия каких-либо ликвидных средств, и при умелом использовании они могут приносить банку значительные прибыли.
В целом все валютные операции совершаются ЦБ РФ и уполномоченными банками и регулируются законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Все валютные операции коммерческих банков делятся на операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в Российскую Федерацию, а также вывозом и пересылкой из Российской Федерации валютных ценностей, а также с осуществлением международных денежных переводов.
В настоящее время коммерческие банки предлагают широкий спектр услуг связанных с валютой. Валютные операции коммерческих банков делятся на несколько видов (услуг):
1. Операции по
международным расчетам. Эти операции
связаны с экспортом и
2. Открытие и
ведение валютных счетов
- открытие валютных счетов юридическим и физическим лицам;
- начисление процентов по остаткам на счетах;
- предоставление овердрафтов (особым клиентам по решению руководства банка);
- предоставление выписок по мере совершения операции;
- оформление архива счета за любой промежуток времени;
- выполнение операций, по распоряжению клиентов, относительно средств на их валютных счетах;
- контроль над экспортно-импортными операциями.
3. Установление
корреспондентских отношений с
иностранными банками. Эта
4. Неторговые
операции коммерческого банка.
К неторговым операциям
5. Конверсионные
операции. Конверсионные операции
представляют собой сделки
К ним относятся:
- Сделка типа “TODAY” - операция, при которой дата валютирования совпадает с днем заключения сделки.
- Сделка типа “TOMORROW” представляет собой операцию с датой валютирования на следующий за днем заключения рабочий банковский день.
- Сделка “SPOT” - это операция, осуществляемая по согласованному сегодня курсу.
- Операция “FORWARD” (срочные сделки) - это контракт, который заключается в настоящий момент времени по покупке одной валюты в обмен на другую по обусловленному курсу.
В свою очередь операция "форвард" подразделяется на:
- сделки с "аутрайтером" - с условием поставки валюты на определенную дату;
- сделки с "опционом" - с условием нефиксированной даты поставки валюты.
Сделка "SWAP" - валютные операции, сочетающие покупку или продажу валюты на условиях наличной сделки "спот" с одновременной продажей или покупкой той же валюты на срок по курсу "форвард". Сделки "своп" включают в себя несколько разновидностей:
- сделка "репорт" - продажа иностранной валюты на условиях "спот" с одновременной ее покупкой на условиях "форвард";
- сделка "дерепорт" - покупка иностранной валюты на условиях "спот" и одновременная продажа ее на условиях "форвард".
Валютный арбитраж – это осуществление операций по покупке иностранной валюты с одновременной продажей ее в целях получения прибыли от разницы именно валютных курсов.В свою очередь операция "валютный арбитраж" подразделяется на:
- пространственный арбитраж. Возникновения разницы в валютных курсах на рынках разных стран – суть понятия пространственного арбитража.
- временный арбитраж. Его суть в изменении валютного курса во времени. Необходимым условием для его проведения является свободная обратимость валют. Предпосылкой служит несовпадение курсов. В результате распространения системы плавающих валютных курсов роль временного арбитража возросла.
- конверсионный валютный арбитраж предполагает покупку валют самым дешевым образом, используя как наиболее выгодный рынок, так и изменение курсов во времени. При конверсионном арбитраже происходит обмен несколькими валютами.
- процентный. Предполагает получение прибыли на разнице в процентных ставках на различных рынках ссудных капиталов. При проведении процентного арбитража необходимо учитывать не только разницу в процентных ставках, но и размер премии, так как прибыль от разницы в процентных ставках должна покрыть потерю от уплаты премии при совершении операции "форвард".
6. Операции по
привлечению и размещению
- привлечение депозитов
- выдача кредитов
- размещение кредитов на межбанковском рынке.
Эти операции являются основными для коммерческих банков РФ и по доходности, и по значимости в обслуживании клиентов банка.
3.3 Перспективы развития системы валютного контроля
Среди путей усиления действенности таможенного валютного контроля за экспортно-импортными и бартерными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России.
С принятием нового Федерального закона РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ с 1 января 2004 года таможенные органы при преобразовании ГТК России в Федеральную таможенную службу России были лишены полномочий органа и агентов валютного контроля. В результате этого до июля 2004 года, т.е. до принятия Федерального закона РФ от 29.06.2004 г. № 58-Ф3, была приостановлена работа по проведению таможенными органами проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства. Сегодня можно констатировать, что устоявшуюся систему таможенно-банковского валютного контроля удалось разрушить практически за один день. С вступлением в силу Федерального закона № 173-Ф3 с 18 июня 2004 года действовавшая ранее, на протяжении десятилетия, система прекратила свое существование.
Таможенные органы стали выполнять функции агентов валютного контроля лишь после принятия Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, закрепившим законодательно данные функции. В соответствии с требованиями этого закона в постановлении Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» было записано, что ФТС России наделена статусом только агента валютного контроля. Внесенные к настоящему времени поправки в Федеральный закон № 173-Ф3 о придании ФТС России статуса агента валютного контроля не исправили полностью ситуацию. В новом постановлении Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» за ФТС России также закреплены функции только агента валютного контроля.
Автор считает, что произошедшее в 2004 году законодательное потрясение статуса таможенных органов в сфере валютного контроля с уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля не способствует повышению качества и результативности его проведения по ряду позиций.
Во-первых, Федеральная таможенная служба России является правопреемником ГТК России. Сохранение за ФТС России статуса органа валютного контроля давало бы ей право издавать акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля. Например, как ранее издавались совместные Инструкции ЦБ России и ГТК России № 86-И, № 91-И по контролю за экспортно-импортными операциями и другие документы. Теперь ФТС России не имеет права издавать акты органов валютного контроля.
Во-вторых, подчинение ФТС России в период с 2004 года до мая 2006 года Министерству экономического развития и торговли РФ ни в коей мере не должно было умалять роль ФТС России в сфере контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, как специальной структуры по осуществлению контроля и надзора в области таможенного дела, по борьбе с контрабандой и т.д. Это не должно было служить основанием для понижения статуса ФТС России с категории органа валютного контроля до уровня агента валютного контроля. Ведь в аналогичной ситуации входящему в состав Министерства финансов РФ Росфиннадзору Правительством РФ наряду с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере предоставлены и функции органа валютного контроля.
В-третьих, ФТС России, как и все остальные таможенные органы, не может эффективно выполнять возложенные на нее функции по валютному контролю, не взаимодействуя тесно в первую очередь с банковскими структурами, в том числе с ЦБ России. Это нужно как для принятия нормативных документов по организации взаимодействия между ними в данной области, а для этого статус агента валютного контроля не дает ей права, так и для оперативного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков по осуществлению валютного контроля за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и своевременному и полному возвращению финансовых средств в страну.
В период, когда роли ФТС России как субъекта валютного контроля не была еще закреплена ни в новом Федеральном законе № 173-Ф3, ни в Таможенном кодексе РФ, Банк России, как орган валютного регулирования и орган валютного контроля, своими нормативными документами, такими как Положение Банка России от 01.06.2004г. №258-П и Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И, фактически сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Данными актами Банк России установил порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов. Эти нормативные акты Банка России практически разрушили ранее достигнутые совместными Инструкциями ЦБ России и ГТК России № 86-И и № 91-И результаты организации взаимодействия между банковскими структурами и таможенными органами по осуществлению таможенно-банковского валютного контроля.
В виду того, что пять лет действия новых Федеральных законов РФ в валютной и внешнеторговой областях, Таможенного кодекса РФ показали необходимость вносить в них изменения о повышении статуса Федеральной таможенной службы России с уровня агента валютного контроля до органа валютного контроля. Это позволит поднять роль ФТС России по контролю за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, качество взаимодействия таможенных органов и банковских структур и, соответственно, результативность таможенно-банковского валютного контроля. Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к ее компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.
Представляется целесообразным внести эти изменения не только в Федеральный закон № 173-Ф3, но и в Таможенный кодекс РФ, чтобы закрепить за ФТС России статус органа валютного контроля, как это было в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где валютному контролю, осуществляемому таможенными органами, был посвящен раздел VI, где в статье 198 было зафиксировано, что ГТК России является органом валютного контроля в Российской Федерации, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчётными ему. В статье 199 определена и компетенция таможенных органов РФ, согласно которой они осуществляли валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.