ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Псковский юридический институт
Факультет подготовки
государственных и муниципальных служащих
Курсовая
работа
Дисциплина: Таможенный менеджмент
Тема: «Внедрение систем электронного
декларирования как средство повышения
эффективности таможенного дела»
Преподаватель: Рыбальская Е.А.
Выполнил
студент 3 курса
очного отделения
специальности 036401.65
группа 511-53
№
зачетной книжки 1995
Бровкин Алексей Дмитриевич
Псков
2013
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Псковский юридический институт
Факультет подготовки
государственных и муниципальных служащих
Курсовая
работа
Дисциплина: Таможенный менеджмент
Тема: «Внедрение систем электронного
декларирования как средство повышения
эффективности таможенного дела»
Преподаватель: Рыбальская Е.А.
Выполнил
студент 3 курса
очного отделения
специальности 036401.65
группа 511-53
№
зачетной книжки 1995
Бровкин Алексей Дмитриевич
Псков
2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….....3
Глава 1 Общие принципы организации
электронного декларирования……………......5
1.1 Электронное декларирование………………………………………………………….5
1.2 Электронное декларирование
- первый этап (ЭД-1)………………………………....6
1.3 Электронное декларирование
- этап второй (ЭД-2)………………………………….9
1.4 Электронное
декларирование: содержание, технологии
применения, преимущества и недостатки………………………………………………………...12
1.5 Последовательность
совершения таможенных операций должностным
лицом при электронной форме декларирования
товаров……………………………………...19
Глава 2 Влияние систем электронного
декларирования на повышение эффективности
таможенного дела……………………………………………………………………….....26
2.1 Проблемы, тормозящие развитие
системы электронного декларирования…….....26
2.2 Анализ
структуры таможенных операций в условиях
электронного декларирования товаров…………………………………………………………….27
2.2 Анализ применения системы
электронного декларирования ЭД-2
таможенными органами Российской
Федерации………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………………….34
Введение
Федеральная таможенная служба
признана одной из самых технологичных
и технически оснащенных в стране. Этот
факт является результатом уже реализованных
ФТС России IT- проектов и открытости ведомства
к внедренческим процессам. Использование
современных информационных технологий
(IT) в деятельности таможенных органов
совершенствует и облегчает сам процесс
таможенного оформления и таможенного
контроля, повышает пропускные способности
пунктов пропуска на государственной
границе РФ. Информационная система таможенных
органов – одна из крупнейших информационных
систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов
включены в перечень критически важных
государственных систем. Таможенные органы
работают 24 часа в сутки, 365 дней в году
в условиях одиннадцати часовых поясов
- это создает определенные трудности
в поддержании системы в работоспособном
состоянии, при том, что общее состояние
развития современных информационных
технологий в некоторых отраслях и некоторых
регионах России еще не достигло достаточного
хорошего уровня (во многих пунктах пропуска,
особенно на удаленных границах, не существует
другой связи, кроме как спутниковой, т.е.
там нет информационной инфраструктуры,
а потоки информации из года в год все
увеличиваются).
Актуальность выбранной темы
обусловлена тем, что на данный момент
мы имеем достаточное количество перспективных
IT разработок, которые активно внедряются.
Автоматизированные системы и технологии
такие как: электронное декларирование,
предварительное информирование, система
контроля таможенного транзита, система
обеспечения уплаты таможенных платежей,
кадры-2, система финансово-хозяйственной
деятельность и другие – требуют перехода
на другой уровень централизации обработки
и хранения информации.
Одним из основных правовых
актов, заложившим основы для применения
в практике таможенного законодательства
таможенного союза современные методы
таможенного декларирования и контроля,
является таможенный кодекс таможенного
союза: глава 4 «Информационные системы
и информационные технологии», а также
Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010: глава
7 «Информационные системы и информационные
технологии».
Цель исследования: рассмотреть механизмы
работы системы электронного декларирования
в теории и на практике, проанализировать
её состояние, и выявить актуальные проблемы
функционирования системы ЭД.
Объект исследования: система таможенного
дела Российской Федерации (Таможенного
Союза).
Предмет исследования: внедрение и использование
технологии ЭД.
Исходя из цели исследования перед нами
поставлены следующие задачи:
- рассмотреть в теории
понятие электронного декларирования:
- причины (цели) внедрения,
- документы, регламентирующие
его использование,
- этапы развития и
становления технологии ЭД;
- разобрать механизм
работы технологии ЭД-;
- выделить плюсы и
минусы ЭД как для таможенных органов,
так и для участников ВЭД;
- выявить наиболее актуальные
проблемы ЭД.
Глава 1 Общие принципы
организации электронного декларирования
1.1 Электронное декларирование
Стандартными правилами 3.11,
3.18 и 3.21 Генерального приложения к
Международной конвенции об упрощении
и гармонизации таможенных процедур (Международная
конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в ред.
Протокола о внесении изменений в Международную
конвенцию об упрощении и гармонизации
таможенных процедур от 26 июня 1999 г.)) (далее
- Киотская конвенция) закреплена возможность
представлять таможенным органам декларацию
на товары, а также подтверждающие документы
в электронном виде посредством электронных
средств связи. Глава 7 Киотской конвенции
посвящена применению информационных
технологий. Так, указывается, что в целях
поддержки проведения таможенных операций
таможенная служба применяет информационные
технологии в тех случаях, когда это экономически
выгодно и эффективно для таможенной службы
и участников торговой деятельности.1
В соответствии со стандартным
правилом 7.4 Генерального приложения к
Киотской конвенции национальное законодательство
должно предусматривать:
электронные способы обмена
коммерческой информацией в качестве
альтернативы требованиям представления
документов на бумажном носителе;
сочетание электронных методов
и методов удостоверения подлинности
и идентичности документов на бумажном
носителе;
право таможенной службы оставлять
у себя информацию для использования в
таможенных целях и при необходимости
для обмена такой информацией посредством
электронных средств;
обмена коммерческой информацией
с другими таможенными администрациями
и иными юридически правомочными сторонами.
Действующий в настоящее время
Таможенный кодекс Таможенного союза
(Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой
Беларусь, Республикой Казахстан и Российской
Федерацией "О Таможенном кодексе Таможенного
союза" (в ред. Протокола от 16 апреля
2010 г.)) (далее - ТК ТС) выделяет две формы
таможенного декларирования товаров:
письменную и электронную (ст. 179 ТК ТС).
Декларант вправе самостоятельно выбрать
наиболее приемлемую для него форму декларирования.
Первоначально проект Федерального закона
"О таможенном регулировании" не
изменял данных положений. Однако Федеральный
закон "О таможенном регулировании"
(ст. 204) в окончательной редакции закрепил
электронную форму декларирования товаров
как основную и приоритетную. Правительству
Российской Федерации предоставлено право
устанавливать перечни товаров, таможенных
процедур, а также случаи, при которых
декларирование может осуществляться
в письменной форме.2
Следует отметить противоречие
норм Федерального закона "О таможенном
регулировании" и положений ТК ТС. Так,
ТК ТС выделяет письменную и электронную
формы таможенного декларирования, в то
время как национальное законодательство
оставляет возможность применять только
электронную форму.3
В связи с тем, что заключительные
положения Федерального закона "О таможенном
регулировании" предоставляют декларанту
до 1 января 2014 г. право выбора - осуществлять
декларирование в письменной или электронной
форме (ч. 4 ст. 322), - противостояния норм
ТК ТС и Федерального закона "О таможенном
регулировании", которое затрагивало
бы права участников внешнеэкономической
деятельности, сегодня нет. Тем не менее,
конкуренция норм существует, и в силу
ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации
такая конкуренция разрешается в пользу
положений ТК ТС.
Заметим, что положение Федерального
закона "О таможенном регулировании",
закрепляющее исключительно электронную
форму декларирования, представляется
нам преждевременным ввиду отсутствия
нормативной базы, отвечающей современным
требованиям, для применения электронного
декларирования. Следует учитывать, что
таможенные органы, намеревающиеся принимать
сведения в электронной форме, должны
быть в соответствии с Приказом ФТС России
от 24 мая 2007 г. N 646 "Об утверждении Порядка
включения таможенных органов в перечень
таможенных органов, имеющих достаточную
техническую оснащенность для применения
электронной формы декларирования"
(в ред. Приказа ФТС России от 11 февраля
2009 г. N 162) включены в Перечень таможенных
органов, имеющих достаточную техническую
оснащенность для применения электронной
формы декларирования. Данный перечень
публикуется на web-сервере ФТС России (customs.ru/
ru/ electronic_declaring/ list_bodies/ popup.php) и поддерживается
в актуальном состоянии.
1.2 Электронное декларирование
- первый этап (ЭД-1)
На современном этапе развития
таможенных органов, наиболее важным является
достижение баланса эффективности таможенного
контроля и содействия развитию международной
торговли. Достижению данной цели способствует
и внедрение электронного декларирования.
Переход к электронной форме декларирования
существенно облегчает взаимодействие
участников внешнеэкономических отношений
с таможней, а использование средств телекоммуникаций
сокращает необходимость личного контакта
с таможенным инспектором, что исключает
субъективный момент. Электронное декларирование
подразумевает внедрение и реализацию
электронного документооборота между
федеральными органами исполнительной
власти и хозяйствующими субъектами при
предоставлении таможенной документации,
а также реализацию опытных проектов по
переходу на электронный документооборот
с использованием механизма электронной
цифровой подписи (ЭЦП).
Электронные документы в системах
электронного документооборота могут
подтверждаться ЭЦП в соответствии со
ст. 5 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации".
В этом случае, юридическая сила ЭЦП признается
только при наличии лицензионных программно-технических
средств, обеспечивающих идентификацию
цифровой подписи.
Цели реализации электронного
декларирования:
1. Внедрение безбумажной технологии;
2. Ускорение и формализация
процедур ТО и ТК;
3. Сведение к минимуму
контакта субъекта ВЭД и инспектора;
4. Проведение таможенных
процедур в режиме удаленного доступа;
5. Ускорение процедуры
уплаты таможенных платежей;
6. Снижение денежных затрат,
связанных с таможенным оформлением.
Электронная форма декларирования
обеспечивает автоматическую обработку
заявляемых в декларации сведений в центральной
базе данных на уровне региональных таможенных
управлений с осуществлением автоматического
анализа рисков и выдачей соответствующих
решений уполномоченному должностному
лицу таможенного органа. http://www.tsouz.ru
Применяемая в настоящее время
технология обеспечивает подключение
абонентского пункта брокера (декларанта)
к ЕАИС и информационный обмен по выделенному
каналу связи на уровне таможенного поста.
Программные средства используются для
проведения начального и заключительного
этапов основного таможенного оформления
должностными лицами структурных подразделений
таможенного органа. Основное таможенное
оформление товаров и транспортных средств
осуществляется в рамках штатных программных
средств систем таможенного оформления
и контроля. На завершающем этапе основного
таможенного оформления электронная грузовая
таможенная декларация (ГТД) передается
в программные средства электронного
декларирования для окончательного оформления
электронных и текстовых выходных документов.
Основными проблемами, препятствующими
применению и развитию данной технологии
(ЭД-1), явились: реализация достаточно
затратного решения для участника ВЭД,
а также отсутствие возможности интеграции
используемой им информационной системы
и информационной системы таможенных
органов, с одной стороны, и программных
средств электронного декларирования
и систем таможенного оформления и контроля
- с другой.
В отношении программного обеспечения
в системе предварительного информирования
предусмотрены 4 портала: “Грузоотправитель”,
“Граница”, ”Декларант”, “Инспектор”.
В практике же электронного декларирования
задействованы 2 портала: “ Декларант”
и “Инспектор”. В связи с этим пока не
применима система предварительного информирования,
т.е. возможности получить сведения о товаре
заранее путем ознакомления с коммерческими
и транспортными документами в электронной
форме. Это позволило бы декларанту заранее
подготовить комплект документов для
подачи в таможенный орган не дожидаясь
прибытия груза в таможню назначения.
Согласно действующим нормативным актам,
в электронном виде декларант пересылает
в таможенный орган минимальный комплект
документов, составляющий совокупность
документов сделки (СДС), в который входят:
ГТД, ДТС и опись документов. Инспектор,
при необходимости, может запросить дополнительные
документы: TIR, CMR, контракт, инвойс и др.
Обеспечивая некоторую прозрачность и
простоту оформления, декларирование
в электронной форме, тем не менее, ставит
инспекторов и участников ВЭД в непосредственную
зависимость от надежности, продуманности
и бесперебойной работы программно-аппаратного
обеспечения. Необходимым условием является
и совмещение с банковскими и налоговыми
программами в целях учета паспортов сделок
возврата НДС. Дальнейшему развитию и
внедрению в таможенных органах Российской
Федерации электронной формы декларирования
(ЭД-1) препятствуют следующие факторы: