Задачи и функции контроля таможенной стоимости товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ правовых основ контроля таможенной стоимости, рассмотрение его порядка и назначения. Исходя из цели работы, целесообразным становится решение ряда задач:
· рассмотрение понятия, общего механизма и особенностей контроля таможенной стоимости;
· анализ правового обеспечения и организации контроля таможенной стоимости;
· выявление проблем в определении и контроле таможенной стоимости.

Содержание

Введение
1. Контроль таможенной стоимости
1.1 Контроль в системе управления
1.2 Контроль таможенной стоимости: понятие, общие подходы, особенности
2. Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости
2.1 Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости
2.2 Организация контроля таможенной стоимости
2.3 Автоматизация процедур контроля таможенной стоимости
3. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

При декларировании товаров  контроль таможенной стоимости осуществляется путем проведения следующих операций:

•        контроль правильности выбора метода определения  таможенной стоимости, т.е. соответствует  ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

•        контроль правильности определения декларантом  структуры заявленной таможенной стоимости: включение всех предусмотренных  Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» для данного  метода оценки компонентов и в  случае заявления вычетов из выбранной  основы для определения таможенной стоимости – их обоснованность;

•        контроль документального подтверждения  заявленной таможенной стоимости и  всех ее компонентов;

•        оценка достоверности заявленной декларантом  таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

В целом систему таможенного  контроля можно рассматривать как  совокупность элементов (процедур), в  том числе направленных на контроль факторов, влияющих на формирование таможенных платежей, и включающую:

1) контроль наименования  товара;

2) контроль кода товара  по ТН ВЭД;

3) контроль количества  товара;

4) контроль страны происхождения  товара;

5) контроль объектов интеллектуальной  собственности;

6) контроль фактурной стоимости  товаров;

7) контроль таможенной  стоимости товаров.

Таким образом, понятие «контроль  таможенной стоимости» охватывается более  общим понятием «таможенный контроль». Контроль таможенной стоимости товаров, как одного из факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей, является одним из объектов таможенного  контроля. В свою очередь, контроль таможенной стоимости нельзя рассматривать  как самодостаточный элемент (процедуру) таможенного контроля, поскольку  контроль таможенной стоимости взаимосвязан с другими элементами, составляющими  таможенный контроль в целом, или  по-другому, с контролем иных факторов, влияющих на формирование суммы таможенных платежей.

В целях контроля таможенной стоимости могут применяться, формы  таможенного контроля, установленные  Таможенным кодексом Таможенного союза, а именно:

а) проверка документов и  сведений;

б) таможенный осмотр товаров  и транспортных средств;

в) таможенный досмотр товаров  и транспортных средств;

г) устный опрос;

д) получение пояснений;

е) таможенная ревизия.

С точки зрения эффективности контроля таможенной стоимости товаров факторы, влияющие на достоверность (правильность) определения таможенной стоимости товаров, можно разделить на две принципиальные группы (по методу образования этих факторов):

1. «Методологические» факторы,  связанные с правильным использованием  установленных Законом Российской  Федерации «О таможенном тарифе»  методов определения таможенной  стоимости.

2. «Внешние» по отношению  к таможенной стоимости товаров  факторы, т.е. те исходные элементы, при искажении которых таможенная  стоимость товаров никогда (даже  при правильном учете / отражении  «методологических» факторов) не  будет определена правильно.

По результатам контроля таможенной стоимости таможенным органом  может быть принято одно из трех возможных решений:

1) о принятии заявленной  таможенной стоимости (таможенный  орган соглашается с заявленной  таможенной стоимостью);

2) об уточнении заявленной  таможенной стоимости (в целях  реализации этого решения таможенный  орган запрашивает дополнительные  документы и сведения для подтверждения  таможенной стоимости, при этом  товар может быть выпущен под  обеспечение уплаты таможенных  платежей, которые могут быть  дополнительно начислены);

3) о корректировке таможенной  стоимости (т.е. об изменении  величины заявленной декларантом  таможенной стоимости в рамках  выбранного им метода или иного  метода определения таможенной  стоимости).

Контроль таможенной стоимости  рассматривается не как самоцель, а как неотъемлемый, органичный элемент  единой системы таможенного контроля, призванного своевременно выявлять нарушения таможенного и налогового законодательства на возможно более  ранней стадии с тем, чтобы оперативно принимать корректирующие воздействия  и разрабатывать меры по предупреждению таких нарушений в будущем. В  связи с этим система контроля таможенной стоимости должна содержать  как специфические, присущие только ей компоненты, обусловленные спецификой контроля, так и компоненты, единые для всей системы таможенного  контроля, позволяющие обеспечить единство этой системы и сопряженность  ее отдельных частей.

Национальная (российская) система  контроля таможенной стоимости для  обеспечения ее эффективного функционирования на современном этане должна также  взаимодействовать с аналогичными системами других государств и быть оптимально гармонизированной как  с ними, так и со смежными системами  иных государственных органов, в  первую очередь налоговых, финансовых и правоохранительных, а также  учитывать реальные торгово-коммерческие процессы, что требует взаимодействия с коммерческими структурами.

 

2. Организационно-правовое  обеспечение контроля таможенной  стоимости

 

2.1 Правовое обеспечение  контроля таможенной стоимости

Для построения эффективно функционирующей  системы контроля таможенной стоимости  товаров и обеспечения ее адекватности содержанию поставленных задач и  требований, предъявляемых к таможенным органам в отношении результативности контроля при безусловном соблюдении законодательства Российской Федерации, должны быть необходимые условия. Наибольшее значение тут имеет правовое обеспечение. Структура правовой базы по таможенной стоимости представляется в следующем  виде:

– Законодательные акты Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, иные федеральные  законы, прямо или косвенно затрагивающие  вопросы таможенной стоимости;

– Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства  Российской Федерации прямо или  косвенно затрагивающие вопросы  таможенной стоимости; – Нормативные  и ненормативные акты Минфина  России по вопросам определения таможенной стоимости;

– Нормативные и ненормативные  акты ФТС России, приказы ФТС России, распоряжения ФТС России по таможенной стоимости и письма;

– Организационно-распорядительные, информационные и иные правовые акты по таможенной стоимости РТУ и  таможен (в пределах их компетенции);

– Межведомственные нормативные  акты, прямо или косвенно связанные  с вопросами таможенной стоимости. Отдельным блоком идут документы  судебных органов по таможенной стоимости, например, такие как постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Центральное место в правовой системе по таможенной стоимости  занимает Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе», заложивший правовые основы определения таможенной стоимости  и тем самым сформировавший исходные предпосылки контроля таможенной стоимости.

Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» был принят в 1993 году и его положения по таможенной стоимости (раздел III и раздел IV) просуществовали  в неизменном виде до 01.07.2006. В настоящее  время Закон РФ «О таможенном тарифе»  действует в редакции Федеральным  законом РФ «О внесении изменений  в закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» от 08.31.2005 №144-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и статьей 14 Закона Российской Федерации  «О таможенном тарифе» Правительству  Российской Федерации законодателем  предоставлены (делегированы) полномочия по разработке:

– правил применения методов  определения таможенной стоимости  ввозимых товаров на основе положений  этого Закона в целях обеспечения  выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Такие правила должны разрабатываться  на основе положений Закона РФ «О таможенном тарифе» в целях обеспечения  единообразного толкования и применения на практике норм и положений Закона РФ «О таможенном тарифе». Тем самым  предусмотрена возможность введения в национальную нормативно-правовую базу по таможенной стоимости соответствующих  документов, разрабатываемых Всемирной  таможенной организацией (WCO) по вопросам таможенной стоимости (консультативные  заключения, комментарии, пояснительные  примечания и т.д.);

 

– порядка определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  в случаях незаконного перемещения  ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации;

– порядка определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой  силы.

По перечисленным вопросам издано постановление Правительства  Российской Федерации «О порядке  определения таможенной стоимости  товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» от 13.08.2006 №500[1].

Кроме этого, статьей 14 Закона «О таможенном тарифе» определено, что Правительство Российской Федерации  устанавливает порядок определения  таможенной стоимости товаров, вывозимых  с таможенной территории Российской Федерации.

Не менее важное место  в структуре нормативно-правовой базы по таможенной стоимости занимает Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК России). Нормы Таможенного кодекса  России «встраивают» методологию определения  таможенной стоимости в процедуру  декларирования товаров и таможенного  контроля. Таможенный кодекс России (в  соответствии с п. 1 ст. 13 Закона «О таможенном тарифе») устанавливает особенности определения таможенной стоимости применительно к отдельным таможенным режимам.

Наряду с нормами Кодекса  они могут быть установлены и  другим нормами, например, как это  сделано в настоящее время  Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет обеспечить преемственность налогообложения  при переходе от внешнеэкономической  сферы деятельности к деятельности на территории Российской Федерации. Особенно это важно в отношении такого налога, как НДС.

В связи с тем, что «объектом» работ по таможенной стоимости товаров  являются внешнеэкономическая деятельность и совершаемые в рамках этой деятельности сделки различного вида, а также  отношения лиц (как физических, так  и юридических), возникающие в  связи с исполнением этих сделок, то при определении таможенной стоимости  важную роль играют соответствующие  нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, прежде всего нормы, регулирующие правоотношения лиц по исполнению различных видов сделок.

Спецификой таможенной стоимости  товаров является необходимость  учета совокупности многообразных  факторов, влияющих на ее величину и  структуру и проявляющихся как  непосредственно в рамках внешнеэкономической  операции, так и за ее пределами. Это обстоятельство требует учета  при организации контроля таможенной стоимости законодательных норм смежных (иных) отраслей права.

Учитывая, что контроль таможенной стоимости товаров – это лишь один, хоть и весьма важный, элемент  единого процесса таможенного контроля, нормативно-правовые основы контроля таможенной стоимости товаров должны базироваться на учете общих технологий таможенного контроля и строиться  с учетом соответствующих нормативных  правовых актов.

Оценка товаров в таможенных целях – одна из самых сложных  и конфликтных в таможенном деле процедур. В рамках этой процедуры  неизбежно столкновение интересов  участников внешнеторговой деятельности, с одной стороны, и таможенных органов, с другой стороны. Первые заинтересованы в скорейшем завершении таможенного оформления перемещаемых товаров, получении в пользование и / или распоряжение товаров, не обремененных какими-либо требованиями или ограничениями со стороны таможенных органов, минимизации финансовых расходов в связи с необходимостью прохождения таможенных процедур, уплатой таможенных платежей.

Права и обязанности таможенных органов обусловлены основными  функциями, возложенными на них Таможенным кодексом Российской Федерации и  Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» по обеспечению  соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, взиманию таможенных платежей, контролю правильности их исчисления и своевременности уплаты.

Сложность правоотношений, складывающихся при контроле таможенной стоимости, обусловлена и самим характером этих правоотношении, являющихся разновидностью административно-правовых. Это изначально предполагает юридическое неравенство  участников: государственный орган  – правоприменитель, наделенный властными полномочиями, и лицо, такими полномочиями не наделенное, реализация прав которого во многом зависит от этого государственного органа.

Изложенные обстоятельства определяют необходимость для участника  внешнеторговой деятельности четко  знать свои права и активно  их реализовывать, для таможенного  органа – соблюдать и уважать  права и законные интересы лиц, обеспечивать их реализацию.

Соблюдение прав и законных интересов лиц при определении  и контроле таможенной стоимости  – необходимая составляющая в  деятельности таможенных органов и  не только потому, что их несоблюдение может иметь юридические последствия  в виде признания незаконными и отмены соответствующих решений таможенных органов по таможенной стоимости. Соблюдение прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности свидетельствует о высоком уровне законности в деятельности таможенных органов, способствует повышению их авторитета.

Информация о работе Задачи и функции контроля таможенной стоимости товара