Зарубежные таможенные лаборатории. Совершенствование механизмов экспертизы товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Общей целью исследования стал анализ и исследование путей совершенствования института таможенной экспертизы.
Для достижения этой цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть товароведение и экспертизу в таможенном деле;
- определить порядок назначения и проведения таможенной экспертизы;
- рассмотреть вопросы становления института таможенных лабораторий как экспертно-исследовательских учреждений ФТС России;
- представить принципы организации деятельности таможенных лабораторий в современных условиях;
- определить методическое обеспечение экспертно-исследовательской деятельности таможенных лабораторий;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Институт таможенной экспертизы РФ……………………...…………….7
1.1.Товароведение и экспертиза в таможенном деле………...…………….…..7
1.2. Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы………...….11
1.3. Становление института таможенных лабораторий как экспертно-исследовательских учреждений ФТС России……………………………...……..19
Глава 2. Экспертно-исследовательская деятельность таможенных лабораторий…………………………………………………………………………………...24
2.1. Принципы организации деятельности таможенных лабораторий в современных условиях……………………………………………..…………………24
2.2. Методическое обеспечение экспертно-исследовательской деятельности таможенных лабораторий…………………………………………...……………..28
2.3. Информатизация и компьютеризация деятельности таможенных лабораторий………………………………………………………………………………42
2.4. Стандартизация и обеспечение качества экспертно-исследовательской деятельности таможенных лабораторий………………………………………….44
Глава 3. Зарубежные таможенные лаборатории. Совершенствование механизмов экспертизы товаров…………………………………..………………………..59
3.1. Таможенные лаборатории США…………………………………………59
3.2. Таможенные экспертные заведения Германии………………………….64
3.3. Центральная таможенная лаборатория Японии………………..……….66
3.4. Совершенствование механизмов экспертизы товаров в целях повышения эффективности таможенного контроля с учетом факторов риска…………71
Заключение…………………………………………………………………….……98
Список литературы……………………………………………….……………….101

Вложенные файлы: 1 файл

Институт таможенной экспертизы.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

При инвентаризации методики как "ноу-хау" необходимо закрепить за экспертной организацией права правообладателя, т. е. упорядочить отношения с авторами методики.

Особенностью методики, которая может стать "ноу-хау" является то, что в случае её опубликования, заинтересованные в фальсификации товаров лица могут использовать простые или дешевые средства, с помощью которых данная методика потеряет возможность выявлять фальсификацию или станет неэффективной.

Если в суде противоположная сторона заявит ходатайство о необходимости раскрытия "ноу-хау" -методики, с помощью которой был исследован товар и выявлена фальсификация, а суд удовлетворит данное ходатайство, то экспертное учреждение раскроет "ноу-хау", однако, в этом случае экспертное учреждение может потребовать через суд возмещения убытков за необоснованное раскрытие "ноу-хау" и потерю исключительных прав на данную методику. При этом в размер ущерба будут включены все возможные последующие убытки всех таможенных органов от недостоверного декларирования данного товара, например, на период равном одному году. Данная сумма может достигать сотен тысяч долларов. Как показали два случая общения руководителя таможенной лаборатории с адвокатами противоположной стороны, последняя сразу же отказывалась от такой попытки.

В качестве примера  укажем на методику исследования сахара белого на предмет определения признаков, характеризующих его природу  происхождения, в частности, с помощью данной методики появилась возможность определять из какого сырья произведен сахар (тростник или свекла), а также на методику исследования сигарет на предмет определения признаков, характеризующих место производства сигарет.

Методическое  обеспечение экспертно-исследовательской деятельности определяет основной организационно-технологический порядок проведения исследований (экспертиз) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, с целью их диагностики, идентификации, определения физической, химической структур и качества для правильной классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Методические  рекомендации применяются специалистами  таможенных лабораторий в случаях, предусмотренных ст. 20, 44, 59, 60, 65-67, 70, 74, 88, 90, 102, 173, 178, 185, 187, 193, 277, 394 ТК РФ и составлены с учетом практического опыта таможенных лабораторий России и зарубежных таможенных лабораторий, а также на основании всестороннего анализа имеющейся информации по исследованиям перечисленных в нижеследующей таблице веществ, материалов и изделий.

В качестве примера  приведем методические рекомендации по исследованию акцизных (специальных) марок, которые используются в таможенных лабораториях.

 

2.3. Информатизация  и компьютеризация деятельности таможенных лабораторий

 

Разработка, создание и использование информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности.

Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.

Условия и порядок  использования для таможенных целей  информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Информационные  системы, информационные технологии, средства их обеспечения, а также программно-технические средства защиты информации, применяемые в таможенном деле, подлежат сертификации в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Информационные  ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с настоящим Кодексом, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами4.

Информационные  ресурсы таможенных органов являются федеральной собственностью. Порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов, требования к документированию информации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, представление  которых предусмотрено ТК РФ или в определенном им порядке, в том числе таможенная декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает  требования, которым должны отвечать информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые:

1) лицами при  применении специальных упрощенных  процедур (статья 68 ТК РФ);

2) владельцами  складов временного хранения, владельцами  таможенных складов, таможенными  брокерами, иными лицами по  их желанию для представления документов и сведений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Использование для таможенных целей указанных объектов допускается только после проверки их соответствия установленным требованиям. Проверка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Разработка, создание и использование специальных  программно-технических средств  защиты информации, совместимых со средствами обеспечения информационных систем и информационных технологий, осуществляются таможенными органами в целях защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории информации обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2.4. Стандартизация  и обеспечение качества экспертно-исследовательской деятельности таможенных лабораторий

 

Вопросы стандартизации экспертно-исследовательской деятельности и внедрения систем качества в экспертных учреждениях достаточно новы и актуальны. Если рассматривать организацию экспертно-исследовательской деятельности как "технологию", то данные вопросы становятся вполне логичными.

Стандартизация  и системы качества экспертно-исследовательской деятельности существенно влияют как на процесс работы эксперта, так и на его результат - заключение эксперта, поэтому в задачу данного раздела входило изучение    вопросов    стандартизации    и    обеспечения    качества    экспертно-исследовательской деятельности таможенных лабораторий. Эти вопросы, по нашему мнению, не получили должной научной разработки.

В связи с  тем, что в последнее время  наблюдается процесс усиления принципа состязательности заключений экспертов  в рамках таможенного оформления и таможенного контроля, руководители экспертных организаций таможенной системы России принимают меры по повышению статуса своих учреждений, в частности, утверждают экспертные методики в системе стандартизации ГТК РФ, осуществляют аттестацию экспертов и выдают экспертам квалификационные свидетельства экспертов и, наконец, разрабатывают и внедряют системы качества проведения экспертиз и испытаний (исследований) образцов (проб). Наличие стандартизованных методик экспертных исследований (испытаний), единых квалификационных требований к экспертам, системы межлабораторных испытаний единых образцов, позволяют во всех экспертных учреждениях (таможенных лабораториях) ГТК РФ, получать одинаковые результаты при проведении экспертных исследований (испытаний) одних и тех же объектов с заданной точностью.

Разработанная и внедренная система качества ГТЛ, удовлетворяющая требованиям семейства международных стандартов ISO 9000, является существенным шагом на пути гармонизации таможенной экспертной деятельности России с международной экспертной деятельностью в таможенной сфере и признания в международных арбитражах заключений экспертов таможенных лабораторий России.

Российская  арбитражная практика рассмотрения споров по вопросам, связанным с исследованием товаров, показывает, что судья или одна из сторон требует представить документы, подтверждающие компетентность экспертной организации, как испытательной лаборатории, имеющей право на производство определенного вида испытаний определенного вида продукции. Кроме того, при этом возникают вопросы, связанные с наличием метрологической проверки испытательного оборудования и приборов, с помощью которых проводились испытания образцов продукции. Таким образом, для экспертной организациидействие статей 15 Федерального закона РФ "О сертификации продукции и услуг" и ст. 13 Федерального закона РФ "О единстве измерения" являются обязательными, однако, практика экспертно-исследовательской деятельности показывает, что требования вышеуказанных законов зачастую не выполняются.

Для реализации ст. 339 ТК РФ таможенные лаборатории  должны отвечать требованиям, сформулированным в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе РФ "Об оценочной деятельности в РФ", с точки зрения использования понятия "оценка" товаров. В частности, к обязательным требованиям относят следующие. В экспертной организации должны работать не менее трех сертифицированных экспертов-оценщиков, которые должны иметь профессиональное образование, а их профессиональная деятельность должна быть застрахована.

Важным требованием  является то, что министерства и  ведомства должны отрегулировать свои нормативные акты, касающиеся вопросов сертификации, стандартизации и единства измерений, а, стало быть, осуществить меры по удовлетворению требований данных законов к своим структурным подразделениям и учреждениям. Особенно это касается органов исполнительной власти, которые осуществляют контроль за обязательно сертифицируемой продукцией.

В соответствии со ст. 42 Закона РФ "О защите прав потребителей" федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), в том числе и ГТК РФ, осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции, определенной в ст. 10 ТК РФ, а в соответствии со ст. 13 ТК РФ таможенные органы РФ вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий таможенными лабораториями, в частности, лабораторных исследований некоторых групп ввозимых товаров на соответствие их нормам Закона РФ "О защите прав потребителей" и действующего законодательства РФ.

Одним из элементов  такого контроля является обязательная сертификация ввозимой продукции. Под действие обязательной сертификации ввозимой продукции попадает деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным законодательством РФ требованиям к безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан.

В Федеральной  целевой программе развития таможенной службы РФ на период до 2000 года выделено создание мер защиты российского рынка от импорта недоброкачественных и опасных для российских потребителей товаров, причем в этой работе предусмотрена активная роль таможенных лабораторий.

Таможенные  лаборатории являются экспертно-исследовательским  инструментом ГТК РФ. Они обладают достаточным научным потенциалом, который может быть задействован таможенными органами не только для экспертиз конкретных товаров в случаях нарушения таможенных правил, но и для исследования и анализа товарных потоков, пересекающих таможенную границу РФ с целью предоставления информации таможенным органам для создания предупредительных, заградительных мер по обеспечению защиты экономических интересов РФ и пресечения ввоза в Россию некачественных и фальсифицированных импортных товаров. Лаборатории других ведомств не могут решить данных задач, кроме того, они не имеют информационно-аналитического потенциала, базирующегося на экспертных базах данных таможенных лабораторий, и не могут создавать статистику, требуемую ГТК РФ.

Постановление Правительства РФ от 12.07.96 № 799 (далее -Постановление) предписывает ГТК РФ организовать систему защиты потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных товаров, а Постановление Правительства РФ от 17.07.96 № 82, утверждающее Порядок реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным   способом   (далее   -   Порядок   и   алкогольная  и   табачная   продукция), регламентирует механизм проведения идентификации, сертификации, экспертизы и определения цены алкогольной и табачной продукции.

Порядок возлагает  на экспертов таможенных лабораторий, которые аккредитовались как испытательные лаборатории или органы по сертификации по алкогольной и табачной продукции в системе ГОСТ-Р, выполнять идентификацию, сертификацию и экспертизы алкогольной и табачной продукции.

Специалисты таможенных лабораторий проводят экспертизы по определению соответствия товара заявленному (декларируемому) наименованию, структуре (качеству), назначению, фирме-изготовителю (марке), месту его происхождения, соответствию действующим государственным стандартам и другим (санитарным) нормам, стандартной цене.

Информация о работе Зарубежные таможенные лаборатории. Совершенствование механизмов экспертизы товаров