Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

В работе проведены теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу России. Однако в первую очередь обозначены современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.
При этом отмечается, что понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Содержание

Введение
1.Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ
1.1 Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции
1.2 Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ
1.3 Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции
2.1 Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции
2.2 Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных
3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрафакт.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Теоретические исследования  механизма борьбы с контрафактной  продукцией при ее ввозе на  территорию РФ

1.1 Современные подходы  к понятию и классификации  контрафактной продукции

1.2 Актуальные проблемы  ввоза контрафактной продукции  на территорию РФ

1.3 Механизм борьбы с  ввозом контрафактной продукции  на международном уровне

2. Исследование практических  мер принимаемых таможенными  органами в пресечении ввоза  контрафактной продукции

2.1 Анализ деятельности  таможенной службы в пресечении  ввоза на территорию России  контрафактной продукции

2.2 Меры, принимаемые таможенными  органами при выявлении товаров,  обладающих признаками контрафактных

3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

В последние несколько  лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической  направленности, в том числе связанных  с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными. Фальсификация  товаров, поступающих на внутренний рынок, сопровождает тенезацию экономических связей и не только представляет опасность для экономических перспектив развития регионов и страны в целом, но и сопровождается угрозой жизни и здоровью потребителей поддельной продукции.

Основным фактором для  масштабных фальсификаций в отечественной  экономике является наличие в  ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между  легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически  не существует.

В качестве объекта исследования рассматривается деятельность таможенных органов в пресечении ввоза контрафактной  продукции, а предметом исследования служат товары, обладающие признаками контрафактных и перемещаемые через  таможенную границу РФ.

Информационную базу исследования составляют федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, монографии, научные статьи и другие публикации российских и зарубежных юристов.

 

1.Теоретические исследования  механизма борьбы с контрафактной  продукцией при ее ввозе на  территорию РФ

 

1.1 Современные подходы  к понятию и классификации  контрафактной продукции

Контрафакция (лат. contrafactio, франц. contrefaction - подделка) - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных фирменных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.

Термин "контрафакция" имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Понятия «контрафакт» и «фальсификация»  имеют различия с правовой точки  зрения: под первым понимается нарушение  интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства. Из этого следует, что контрафактная  продукция одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной. 1

Понятие контрафактной продукции  впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых  незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени  смешения обозначение, являются контрафактными».

Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных  правах» к категории контрафактных  отнесены также экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с законом об авторском праве произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.2

Контрафакт может представлять форму незаконного использования  товарных знаков, т.е. «заимствование»  чужих брендов, и форму нарушения  авторских прав в виде незаконного  тиражирования книг, программных  продуктов, аудио и видео записей.

Контрафакт включает в  себя качественно разнородные элементы, в разной степени затрагивающие  интересы потребителей и правообладателей и предполагающие различные меры борьбы. Классификация контрафактной  продукции представлена рисунке 1.

Подделка - продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение


 

Объекты контрафакта


Контрафактная продукция



  • товары, продаваемые на территории РФ;
  • товары, не связанные со сложной технологией изготовления и упаковки;
  • товары, не требующие уникальных или дефицитных обязательных ингредиентов


Товар-имитатор - продукция, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков


 



 

 

  • товары, не ввозимые официальными дилерами и не производимые в РФ;

  • товары, продающиеся со скидками в других странах;
  • товары, не относящиеся к акцизным товарам;
  • не скоропортящиеся товары.
  •  

    Серый (параллельный импорт) – это не санкционированные  право-обладателями поставки оригинальной продукции в ту или иную страну


     




     

     

    Рисунок 1. Классификация контрафактной  продукции


     

    Индикаторами контрафакта  является цена, качество и место  реализации. Каналами сбыта контрафактной  продукции являются открытые рынки, Интернет-магазины, уличная торговля с рук, маленькие магазинчики, киоски, ярмарки, аптеки и магазины, не входящие в состав сетей и расположенные в отдаленных районах.

    Цены на оригинал и контрафакт будут одинаковы и в том  случае, если при реализации используется тактика «миксования», т.е. смешения этих товаров. Например, для маскировки можно закупить небольшую партию настоящей продукции, реализовать ее, а потом под прикрытием документов на оригинальную продукцию продвигать в торговую сеть подделку.

    Контрафактное производство тесно связано с импортно-экспортными  операциями.

    Во-первых, существует своеобразное разделение труда между странами на «черном» рынке контрафакта. Так, контрафактные сигареты, произведенные  в России, идут преимущественно на экспорт в силу ценовой разницы  на российском и западном рынках. А  вот для контрафактных лекарств Россия, наоборот, крайне привлекательна. У нас только официально безрецептурный сегмент рынка достигает 63%, а  реальная доля – около 80%. Кроме того, в настоящее время на российском фармацевтическом рынке действует 7 тыс. предприятий оптовой торговли. Для сравнения: в Германии на рынке  работают 10 дистрибьюторов, во Франции  – 4.3

    Так что, максимизируя прибыль и минимизируя риск, мировой криминальный бизнес выбирает площадки сбыта фальсифицированной и контрафактной продукции

    Во-вторых, зачастую для реализации контрафактного товара необходимо придать  ему статус импорта. Это непременное  требование легальной реализации в  случае, если оригинальный продукт  внутри страны не производится: тогда производимый в России поддельный продукт фиктивно экспортируется, а затем импортируется на территорию РФ как легальная продукция.

    В производстве подделок участвуют  разные типы предприятий:

    1) легальные производства, не имеющие контрактных отношений с правообладателями, но обладающие технологическими возможностями для выпуска сопоставимой по качеству продукции.

    2) легальные и нелегальные предприятия, производящие грубые подделки под известный бренд.

    3) легальные и нелегальные предприятия, незаконно использующие не товарный знак, а его патентную составляющую. В случае с лекарствами полностью воспроизводится состав запатентованного основного вещества, но создается новый препарат. Этот вариант слабо распространен ввиду скромной выгоды, ведь брендовая составляющая продвижения товара оказывается невостребованной.

    4) легальные и нелегальные предприятия, незаконно придающие законченный товарный вид импорту оригинального или поддельного товара. Предприятия сами не производят, но упаковывают, фасуют, собирают продукт, выдавая его за оригинальный.

    Анализ сложившейся ситуации показал, что параллельный импорт сдерживается следующими мерами.

    1. Правообладатели пытаются синхронизировать график скидок, а также наладить строгий учет продаж на внутреннем рынке, когда любая неожиданная крупная закупка привлекает внимание.

    2. Использование чисто технических средств борьбы с серым импортом. В бой идут специфические для России формы упаковок, флаконов и пр. Например, два известных бренда стали делать упаковку для электрических батареек, импортируемых в Россию, отличную от тех, что используется во всем мире.

    3. Сами официальные дистрибьюторы выходят на серых импортеров, проводя фактически самостоятельные расследования. Далее возможны варианты:

    - передача дел в правоохранительные органы;

    - собственные попытки прекратить деятельность серых импортеров при помощи криминальных структур;

    - предложения взаимовыгодного сотрудничества на легальной основе.

    4. Государство усиливает борьбу с серым импортом. Лидером этой борьбы является Федеральная таможенная служба (ФТС). Задержав партию серого импорта, таможня информирует правообладателя, и тот может стать инициатором возбуждения административного или даже уголовного дела против серого импортера.

    В 2009 г. таможенная служба РФ резко активизировала фронт борьбы с серым импортом. Практически все товарные знаки, реализуемые в России, оказались вовлечены в эту схему. Федеральная таможенная служба РФ получила право возбуждать дела по собственной инициативе, не дожидаясь заявления со стороны правообладателя. Суды все чаще признавали за серым импортом противоправное действие, что делало труд таможенников не напрасным, а бизнес серых импортеров более рискованным.

    Таким образом, можно сделать  вывод о существенной роли Федеральной  таможенной службы в борьбе и пресечении ввоза на территорию РФ фальсифицированной и контрафактной продукции, что  способствует защите авторских прав и экономических интересов товаропроизводителей и защите прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.

    Товар-имитатор – продукция, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков. Иными словами, делается другой продукт, но очень похожий по названию и внешнему оформлению на известный бренд, что может ввести потребителя в заблуждение. На языке юристов это называется «сходством до степени смешения». Например, есть лаки для волос «Taff» и «Taft», а наряду со знаменитой маркой «Nivea» можно встретить косметическую продукцию товарного знака «Livea» с характерным синим фоном и белыми буквами4.

    Обычным исходом такой  ситуации является ликвидация товарного  знака, имитирующего популярный бренд. Достигается это либо путем судебных разбирательств (через арбитраж или Палату по патентным спорам), либо внесудебными увещеваниями. Разбирательства облегчаются тем, что в правоприменительной практике сложилась традиция принимать в качестве доказательства данные социологических опросов, заключения специалистов в области графики и лингвистики.

     

    1.2 Актуальные  проблемы ввоза контрафактной  продукции на территорию РФ

     

    С проблемой контрафактной  и фальсифицированной продукции  Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим  товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под "фирму". Это сопровождалось количества правонарушений в сфере  интеллектуальной собственности, связанных  с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.

    Анализ сложившейся тенденции  на потребительском рынке, а также  данные правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что доля контрафактной и фальсифицированной продукции увеличивается.

    Информация о работе Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции