Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:05, реферат
Цель: Исследование развития таможенного дела и таможенной политики в указанный период, а так же изучение документов и уставов в период правления Петра I.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Дать определение таможенного дела и таможенной политики.
Изучить внешнюю торговлю в XVIII век.
Изучить таможенную политику и таможенное дело в XVIII веке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Предмет истории таможенного дела и таможенной политики. 5
1.2 Научные подходы и методы изучения. 9
1.3 Содержание таможенного дела и таможенной политики. 12
2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ. 18
3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННАЯПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ. 22
3.1 Таможенная служба, таможенные меры и реформы в XVIII веке. 22
3.2 Основные этапы развития таможенного дела в XVIII веке. 27
3.3 Таможенный тариф 1724 года. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Функционирование таможенного дела и его тесная связь с решением социальных вопросов — процесс сложных качественных изменений, процесс поступательного движения, полный противоречий, единства устойчивости и изменчивости.
Задача предмета состоит в том, чтобы понять сущность происходивших исторических явлений, выявить их характер и связи, добиться глубокого осмысления слушателями механизмов воздействия таможенного дела и таможенной политики на процессы, происходившие в государстве.
Таможенное дело, по утверждению историков, зародилось в глубокой древности, в период, когда в результате развития экономики начался процесс разделения труда, вызвавший повышение его производительности. Рост производительности труда привел к появлению излишков товаров. На этой основе осуществлялся обмен, а затем и купля-продажа. Появилось особое сословие людей — купцы, занимавшиеся куплей-продажей товаров. Объективно возникали и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место торговли и т. д. Но это были еще не таможенные сборы в нынешнем понимании, а лишь налог, пополнявший казну города или государства, т. е. фискальный сбор. Ближе к таможенному сбору была плата за гарантии сохранности перевозимого по территории государства товара и за услуги, оказываемые при перемещении и складировании товара. Здесь просматривается связь таможенного дела с финансами.
Развитие государства привело к созданию его институтов — администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Пошлины на привозные товары устанавливались по-разному и колебались от 0,01 стоимости товара до 0,1, т. е. зависели от решения того или иного административного органа и сложившейся торговой конъюнктуры.
Это подтверждается историческими примерами.
В III веке до н. э. в г. Тарифа, в нынешней Андалусии, в провинции Кадис на юге Испании, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города «тариф», упорядочивающий сбор пошлин.
Таможенный тариф стал для государства важным инструментом защиты национальной экономики и пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры. Древние государства, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин,
Появление тарифа породило новое явление — составную часть таможенного дела — таможенную пошлин, которая носила объективный характер и требовала систематического учета.
С. В. Циммерман пишет в своей книге, что эволюция развития налоговой системы в древнем мире привела к изобретению налога на предметы. «В самой глубокой древности личная подать сопровождалась уже таможенной пошлиной, т. е. пошлиной на привоз, потребление и вывоз товаров»6.
Недооценка объективной природы пошлины приводила к разрушительным последствиям.
Историки констатируют, что повышение таможенных пошлин привело к тому, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и разбойники. В Древнем Риме это положение усугублялось еще и тем, что сбором официальных пошлин процедура не ограничивалась. Публиканы (сборщики пошлин) чинили в отношении приезжих явный произвол, собирая с них дополнительный налог, что приводило в конечном счете к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары7.
В начале XII века во избежание злоупотреблений в Пальмире (Сирия) были закреплены таможенные порядки. На камне был высечен тариф.
Финансисты и государственные деятели не сразу поняли объективный характер таможенного дела и оценили возможности использования таможни для развития и укрепления государства.
Экскурс в историю этого вопроса показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с общественно-экономическим строем государства. В V веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства.
В VII —XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобрели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей — четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.
На протяжении многих столетий местные власти и правители государств, стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность Таможенников. Фактически созданная система существовала для пополнения казны и защиты интересов торговцев и ремесленников.
В V веке на Рейне было 64 таможенных застав, на Эльбе — 35, а на Дунае, только в Нижней Австрии, — 778. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку протягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами, под предлогом зашиты таможен, но основной их целью было вымогательство9.
В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, а на правой чаше лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достает деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: «Тебе, как и другому». Но это была лишь внешняя сторона.
В связи с расширением
В XV—XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления, связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал ее от конкуренции извне.
Главное же состояло в том, что если раньше таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма наметился его политический аспект. Происходило взаимное влияние, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой — внешней и внутренней политики на таможенное дело. Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил свое отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.
Первоначально государство обращало внимание на субъект торговли. Проблема внешнеторговой политики заключалась в отношении государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами, т. е. в правовых нормах. «Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей или купцов»10.
Таможенное дело развивалось по своим законам. Этот объективный процесс проявился в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств и стал одним из механизмов регулирования внешней торговли и экономики в целом, стабилизации финансов.
Таможенная политика, в отличие от таможенного дела, является производным и во многом субъективным явлением. Она относится к государственным функциям и формирует стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями, на основе таможенно-тарифных правил.
Проблемы таможенной политики нашли освещение в трудах ученых, историков, экономистов, юристов, финансистов в XIX—XXI веков.11 Изучение и анализ содержания этих работ показывают отсутствие единства взглядов на определение сущности таможенной политики, хотя все сходятся в одном, что таможенная политика формировалась под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении задач регулирования внешней торговли, т. е. с учетом объективных и субъективных факторов.
Из всего сказанного напрашивается вывод, что таможенная политика охватывает широкий спектр направлений. Это не только деятельность государства в осуществлении внешнеэкономических связей, но и составная часть проявления его суверенитета и предмет особой заботы законодательной и исполнительной власти.
В этой связи существует целый ряд признаков, характеризующих таможенную политику, ее направленность, возможность оказывать влияние на решения внешнеэкономических проблем и осуществление намеченных страной планов.
Но это лишь часть задач таможенной политики, ее внешняя сторона. Главное — это влияние таможенной политики на формирование таможенного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Положительный эффект достигается тогда, когда таможенная политика строится на объективных таможенных законах, а выработанный государством таможенный тариф является концентрированным выражением такой объективной таможенной политики. Таможенная политика, ее стратегия и тактика обеспечивают реализацию государственной экономической и торговой политики.
Исторический
экскурс в глубь веков
Понятие таможенной политики как системы государственных экономических и правовых мер таможенного регулирования торговли Древнерусского государства с сопредельными странами в контексте таможенного дела сложилось в давние времена. Это подтверждается письменными источниками, содержанием книг арабских и персидских авторов, в которых даны сведения о русско-византийском договоре 60-х годов IX в., а также русско-византийских договоров IX—XII вв.
Включение Руси в систему торгово-таможенных связей происходило на основе традиций, сложившихся ранее и получивших развитие в этот период. В совокупности они и представляли таможенную политику.
Для развития морских торговых отношений с Европой через Петербург, Петру I приходилось принимать нестандартные и даже жесткие меры: в 1710 г. было запрещено вывозить через Архангельск хлеб, а указ от 1713 г. предписывал русским купцам привозить пеньку и юфть не в Архангельск, а только в Петербург. Указ распространялся на икру, клей, поташ, смолу, щетину и другие товары, составлявшие предмет государственной торговой монополии.
Суровыми мерами, вплоть до переселения самих купцов из разных мест России на жительство в Петербург, ломалось сопротивление русского купечества, стремившегося торговать с Западной Европой по-прежнему через Архангельск. Но кроме «приказного порядка», были задействованы и экономические механизмы: обычная 5% пошлина была понижена в Петербурге до 3%.
В результате, если в 1718 г. в Петербург прибыло всего 52 торговых судна, а в Архангельск — 150, то в 1725 г. в Петербург прибыло уже 450 торговых кораблей, а в Архангельск — лишь 50. Если в 1717 г. петербургский экспорт исчислялся в объеме 269 тыс. рублей, а импорт — 218 тыс. рублей, то в 1726 г. сумма петербургского экспорта составила уже около 2-х миллионов 403 тыс. рублей, а импорт около 1 млн. 550 тыс. рублей.
Уже в середине XVIII века Петербург занял по сумме торговых оборотов первое место в стране.
Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Как внешняя, так и внутренняя, например, если в 1703 году в Россию прибыло с товаром 113 иностранных кораблей, то в конце царствования Петра – 453.
Однако внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные продукты вывозили уже не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало в своих руках то тот, то другой наиболее важный в данный момент предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную плату.
К казенным товарам принадлежали, например: пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра и некоторые другие товары.
Льняная промышленность считается национальной отраслью России. Лен с незапамятных времен выращивали на полях Нечерноземья. Из волокон ткали полотно, шили одежду и обувь. Изо льна получали высококачественное масло, использовавшееся для еды и лечения. В X - XIII веках лён повсеместно распространился на Руси; в XIII - XVI веках Новгород и Псков стали основными центрами производства льна и торговли им. До конца XVIII века льноводство занимало 1-ое место среди экспортных товаров и составляло основную статью дохода российской внешней торговли. К началу XIX века льноводство развивалось почти во всех губерниях нечернозёмной зоны Европейской части России. Лен и льняные ткани оставались весомой статьей экспорта, как до революции, так и в советский период, пока посевы северного шелка не стали сокращаться
Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики в России 18 век