Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:30, реферат
Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства
Введение 3
Начальный этап развития таможенного дела в СССР. 4
Таможенное законодательство СССР в 20-е годы. 6
Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства. 6
Организация таможенных учреждений. 8
Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы. 12
Таможенная политика СССР в 80-е годы. 14
Министров СССР. 16
Заключение 20
Литература 21
Во главе каждого местного
таможенного учреждения стоял управляющий,
который осуществлял надзор, руководство
своей таможней и другими учреждениями,
входящими в состав района деятельности
данной таможни.
Рабочим органом в таможнях являлось техническое
совещание.
В соответствии с Положением о технических совещаниях (утверждено приказом НКВТ от 5 мая 1925 г.) его работой руководил управляющий, в состав совещания входили помощники управляющего и инспекторы. Оно было консультативным органом, а персональную ответственность за всю деятельность таможенного учреждения нес управляющий. При железных дорогах создавались таможенные агентства. Для рассмотрения споров между таможенными и транспортными организация ми на железных дорогах и в портах организовывались согласительные комиссии.
Порядок приема на службу сотрудников Главного таможенного управления и его местных органов определялся трудовым законодательством и правилами о государственной службе. Таможенный устав определял виды деятельности, которыми не могли заниматься таможенные служащие. На основании ст.27 Устава они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок, а также в каких-либо мероприятиях коммерческого характера лично или через подставных лиц; принимать на себя доверенности и поручения по таможенным делам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных аукционах.
Таможенный устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ — районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные посты). Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась пятизвенная система управления.
Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных
изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.
Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.
На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять, роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.
В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно- командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.
Таможенное
дело в целом и таможенный контроль
в частности перестали играть
важную роль в регулировании экспортно-
СССР было отнесено к ведению Министерства
внешней торговли и осуществлялось через
входящее в его состав Главное таможенное
управление (ст. 1 Кодекса).
Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль, за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно- инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ).
Принятые после 1964 г. нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление. Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30- х. годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как в первые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.
Во-первых, с
1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная
служба стала самостоятельной отраслью
государственного управления, функции
таможенных органов фактически остались
прежними, так как почти не изменился
порядок экспортно-импортных
Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.
Во-вторых, и
после 1989 г., когда перешли к новым
формам управления внешней торговлей
и функции таможенных органов
стали постепенно меняться, из-за недостаточно
радикальной и последовательной
реформы внутреннего хозяйства
новый механизм регулирования
В-третьих, отсутствовала
законодательная база для перестройки
системы управления таможенным делом.
Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам
командно-бюрократической
Развитие таможенного дела вплоть до принятия
в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона
СССР о таможенном тарифе определялось
подзаконным нормотворчеством — постановлениями
Совета Министров СССР и ведомственными
актами. Общее руководство таможенными
вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный
орган — Совет Министров, который определял
также основные направления дальнейшего
развития таможенной системы.
Координацией деятельности таможенного
ведомства с другими управленческими
структурами, а также непосредственным
оперативным руководством таможенным
делом занималась Государственная внешнеэкономическая
комиссия Совета
Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при совете Министров СССР — центральный таможенный орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок его деятельности. ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа.
ГУГТК был
обязан: разрабатывать предложения
и принимать меры по совершенствованию
государственного таможенного контроля;
устанавливать в соответствии с
Таможенным кодексом и иными актами
законодательства порядок пропуска
через государственную границу
предметов, их декларирования и досмотра,
личного досмотра лиц, следующих
через государственную границу,
порядок совершения иных таможенных
операций; разрабатывать и проводить
мероприятия по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил;
участвовать в разработке таможенного
тарифа на товары; утверждать ставки таможенных
пошлин на предметы личного потребления.
ГУГТК имело право: участвовать
в разработке предложений о создании
на государственной границе
Основными структурными
единицами ГУГТК при СМ СССР были
управления и отделы. В составе
центрального аппарата действовали: Управление
организации таможенного
Отдел таможенного права
и международных связей был преобразован
в
Управление таможенного права и международного
сотрудничества, из которого затем выделились
два самостоятельных управления — Управление
таможенного права и Управление таможенной
политики и внешних связей. Введение в
практику таможенного контроля новых
современных технических средств обусловило
появление Технического управления. Управление
по борьбе с контрабандой и нарушениями
таможенных правил при разработке международных
соглашений по борьбе с контрабандой в
силу своей компетентности в указанных
вопросах во многом могло влиять на определение
конкретных направлений сотрудничества
в этой сфере.
Статус таможен определялся рядом актов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г.
В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.
Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов.
В составе
Чопской таможни, в зону деятельности
которой входили три
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны, деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем. ,
Информация о работе История таможенной политики и таможенного дела в СССР