Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:53, курсовая работа
Актуальность темы. Одной из основных особенностей современного этапа развития мировой экономики является ее глобализация и, как следствие, - возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В России потребности создания механизма регулирования внешнеэкономической и, прежде всего, внешнеторговой деятельности, упрощение порядка выхода предприятий и организаций на внешний рынок, ставят задачи создания единого правового поля, которое обеспечивало бы интересы всех участников.
Введение
Актуальность темы. Одной из основных особенностей современного этапа развития мировой экономики является ее глобализация и, как следствие, - возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В России потребности создания механизма регулирования внешнеэкономической и, прежде всего, внешнеторговой деятельности, упрощение порядка выхода предприятий и организаций на внешний рынок, ставят задачи создания единого правового поля, которое обеспечивало бы интересы всех участников.
Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 года1. Этот правовой акт вызвал повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем учтены направления таможенной политики в условиях расширяющегося процесса интеграции России в мировую экономическую систему. Таможенный кодекс насквозь пронизан идеями, воспринятыми из международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устанавливающей стандарты и правила, необходимые для достижения предсказуемости, последовательности и открытости при реализации таможенной политики. В нем содержится множество новелл, касающихся порядка осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров.
По статистике, в Россию большинство всех грузов доставляется железнодорожным транспортом2, а, следовательно, на современном этапе развития России крайне важно точно определить правовой статус всех субъектов таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом. Жесткая правовая регламентация необходима для обеспечения баланса интересов государства в лице таможенных органов, с одной стороны, и прав и законных интересов остальных субъектов таможенных правоотношений, с другой стороны.
Таким образом, комплексное исследование правовых основ таможенного контроля и таможенных операций над товарами, перевозимых железнодорожным транспортом является одним из основных. Данные обстоятельства и предопределяют актуальность темы исследования.
Объектом работы является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.
Основной целью настоящей работы является комплексное исследование институтов таможенных операций и таможенного контроля товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, правовых основ их осуществления; выявление и анализ проблем в данной области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общие положения таможенных операций и таможенного контроля;
- раскрыть понятие организации таможенных операций и таможенного контроля товаров;
- рассмотреть особенности механизма таможенных операций над товарами, перевозимых железнодорожным транспортом;
- выявить проблемы организации таможенных операций и таможенного регулирования товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.
Методологическая основа. Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке исследования использовались общенаучные методы изучения: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, нормативно-логический, экономический, философский и другие.
Теоретическая база исследования. В курсовой работе собран научный материал, который послужил базой исследования и позволил сохранить преемственность в правовой науке. При проведении исследования автор опирался на труды таких ученых как: А.Д. Ершов, В.А Ильина., Л.В. Карамзина, А.Н. Козырин, A.A. Косов, М.И. Лазарев, В.Г. Свинухов, К.К. Сандровский, Л.К. Терещенко, И.И. Дюмулен и других.
Структура работы включает в себя Введение, которое содержит актуальность, цель, задачи, объект, методологическую, теоретическую базу, две Главы, Заключение и Список использованной литературы.
Глава 1. Сущность таможенного контроля и нормативно-правовая документация
1.1. Понятие, формы и виды таможенного контроля
Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом III ТК ТС “Таможенный контроль”.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК ТС. Таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза. (ст.4 п.31 ТК ТС).
Для проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов вправе на основании служебного удостоверения беспрепятственно входить на любую территорию и в любые помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию момент пересечения ими таможенной границы является началом таможенного контроля, а завершается таможенный контроль в момент выпуска для свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность, фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории таможенного союза. Если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения таможенного законодательства или в случаях использования метода контролируемой поставки таможенный контроль товаров и транспортных средств может проводиться в любое время вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств.
При вывозе товаров и транспортных средств таможенный контроль начинается в момент принятия таможенной декларации и заканчивается при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории таможенного союза.
В зависимости от предмета различают таможенный контроль товаров, таможенный контроль транспортных средств, таможенный контроль услуг.
В зависимости
от направления перемещения
Характер участия в осуществлении таможенного контроля таможенных органов сотрудничающих стран позволяет выделить такие его разновидности:
- односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят, как правило, таможенные органы только одной из стран;
- двусторонний
таможенный контроль, когда таможенный
досмотр проводят раздельно
- совместный
таможенный контроль, имеющий место
в случае осуществления
Таможенный контроль может быть однократным и повторным в зависимости от того, сколько раз товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в течение определенного периода.
В зависимости от видов транспорта, перемещающего товары, различают: таможенный контроль над железнодорожными перевозками; водном транспорте; над международными авиаперевозками; над автомобильными перевозками; таможенный контроль товаров, перемещаемых стационарными транспортными средствами (трубопровод, линии электропередач), а также международных почтовых отправлений, включая экспресс-доставку и дипломатическую почту.
Формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия.
Все формы таможенного контроля можно подразделить на документальные и фактические.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, являясь одной из фактических форм проведения таможенного контроля, представляет собой административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.
Таможенные органы осуществляют проверку маркировки товаров специальными марками или наличие на них идентификационных знаков, отсутствие которых рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров без производства таможенного оформления и выпуска, если лицо, у которого такие товары были обнаружены, не докажет обратное.
Таможенный досмотр – это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определения в установленном порядке наименований и качества товаров, их цены и количества.
Личный досмотр
может быть проведен при наличии
оснований предполагать, что физическое
лицо, следующее через
Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации о ненадлежащем использовании или утрате товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, либо условно выпущенных с целью проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки1. Объектами проверки являются СВХ, таможенные склады, помещения магазинов беспошлинной торговли и т.д. Результаты осмотра фиксируются письменно в виде акта, установленной формы.3
Таможенная ревизия проводится с целью подтверждения факта выпуска товаров и достоверности сведений, заявленных в процессе таможенного оформления путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, результатами инвентаризации, аудиторскими заключениями, базами и банками данных автоматизированных информационных систем, иной документации (в том числе банковской, электронной) и т.д.
Результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении вышеназванных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и о судопроизводстве в арбитражных судах или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.4
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу таможенного союза, либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны предоставить этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля (Таможенный кодекс Таможенного союза, 2010 г.)
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
2.1 Организация
таможенного контроля и
В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом (ст. 96 ТК ТС).