Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:48, реферат
Краткое описание
Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства. Оно позволяет повысить безопасность и обороноспособность страны, экономить расходы и сокращать время на разработку современных дорогостоящих видов продукции военного назначения, дает существенную долю валютных поступлений в госбюджет за счет экспортных поставок продукции военного назначения, обеспечивает занятость большой части трудоспособного населения и способствует сохранению научно-технического и технологического потенциалов российского оборонно-промышленного комплекса.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества……………………………………………………………………..4 2. Особенности порядка заключения международных договоров в области военно-технического сотрудничества………………………………………….6 3.Правовые основания возникновения обязательности международных договоров в области военно-технического сотрудничества и вопросы ратификации………………………………………………………………………………..8 4.Вступление в силу международного договора……………………………..11 5.Соотношение международных договоров и норм российского законодательства, регулирующих отношения в области военно-технического сотрудничества………………………………………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………16 Список используемой литературы…………………………
1.Международно-договорная
система в области военно-технического
сотрудничества……………………………………………………………………..4
2. Особенности порядка заключения
международных договоров в области военно-технического
сотрудничества………………………………………….6
3.Правовые основания возникновения
обязательности международных договоров
в области военно-технического сотрудничества
и вопросы ратификации………………………………………………………………………………..8
4.Вступление в силу
международного договора……………………………..11
5.Соотношение международных
договоров и норм российского
законодательства, регулирующих отношения
в области военно-технического сотрудничества………………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………...17
Введение
Военно-техническое сотрудничество
специфическая сфера внешней политики
государства, имеющая военно-техническую
и экономическую составляющие и являющаяся
одним из механизмов повышения обороноспособности
страны и обеспечения ее военно-экономической
безопасности. Кроме того, военно-техническое
сотрудничество - это инструмент реализации
военно-политических интересов России,
одна из сфер обеспечения безопасности
и обороноспособности страны.
Для России военно-техническое
сотрудничество с иностранными государствами
является одним из основных приоритетов
военно-технической политики государства.
Оно позволяет повысить безопасность
и обороноспособность страны, экономить
расходы и сокращать время на разработку
современных дорогостоящих видов продукции
военного назначения, дает существенную
долю валютных поступлений в госбюджет
за счет экспортных поставок продукции
военного назначения, обеспечивает занятость
большой части трудоспособного населения
и способствует сохранению научно-технического
и технологического потенциалов российского
оборонно-промышленного комплекса.
Существующая система военно-технического
сотрудничества представляет собой сложную
иерархическую (многоуровневую) организационно
- экономическую систему, обеспечивающую
решение следующих задач:
1) защита интересов государства
в укреплении обороноспособности
страны;
2) защита интересов государства
в важнейших регионах мирового
рынка оружия;
3) оперативность принятия
решений в сфере ее функционирования;
4) повышение эффективности
финансово-экономической деятельности
субъектов военно-технического сотрудничества.
1.Международно-договорная
система в области военно-технического
сотрудничества
Международные договоры о военно-техническом
сотрудничестве подписываются в соответствии
с решением Президента РФ на основании
представления Правительства РФ. Федеральные
органы исполнительной власти могут заключать
международные договоры межведомственного
характера по вопросам военно-технического
сотрудничества в целях реализации международных
договоров РФ о военно-техническом сотрудничестве
при условии, что возможность заключения
таких договоров предусмотрена международными
договорами Российской Федерации о военно-техническом
сотрудничестве. Решения о проведении
переговоров о заключении международных
договоров межведомственного характера
по вопросам военно-технического сотрудничества
принимает Правительство РФ[2].
По предмету регулируемых отношений
международные договоры о военно-техническом
сотрудничестве можно разделить на следующие
виды:
1) двусторонние соглашения
между Правительством РФ и
правительствами иностранных государств
о военно-техническом сотрудничестве;
2) соглашения между Правительством
РФ и правительствами государств-участников
СНГ о производственной и научно-технической
кооперации предприятий оборонных отраслей
промышленности;
3) двусторонние соглашения
между Правительством РФ и
правительствами иностранных государств
по отдельным вопросам военно-технического
сотрудничества;
4) внешнеполитические соглашения
по контролю над поставками
обычных вооружений, товаров и
технологий двойного назначения
в иностранные государства.
Существенными условиями международных
договоров о военно-техническом сотрудничестве
являются обязательства сторон: по защите
информации, полученной в ходе реализации
соглашений, и что она не будет использоваться
в ущерб интересам сторон; отказ от передачи
и реэкспорта третьим странам военной
продукции, полученной в ходе сотрудничества;
разрешению споров по толкованию и выполнению
соглашений путем переговоров между сторонами;
соблюдение процедуры прекращения действия
соглашения.
Российская Федерация является
участником многостороннего соглашения
в области контроля над экспортом обычных
вооружений и товаров двойного назначения
- специального международного режима:
Вассенаарские договоренности, который
объединяет 33 государства. 12 июня 1996 г.
на встрече государств-участников Вассенаарских
договоренностей по экспортному контролю
за обычными вооружениями, товарами и
технологиями двойного назначения принято
решение о введении в действие Вассенаарских
договоренностей по контролю за экспортом
обычных вооружений, товаров и технологий
двойного назначения с сентября 1996 г[3].
Цель Вассенаарского соглашения
- не допустить дестабилизирующих накоплений
обычного оружия и конкретных технологий
двойного назначения и тем самым содействовать
укреплению региональной и международной
безопасности и стабильности. Государства-участники
обмениваются информацией о поставках
каждые 6 месяцев. На первоначальном этапе
развития Вассенаарских договоренностей
эта информация включает в себя название
государства-импортера, данные о количестве
поставленных в указанное государство
за отчетный период обычных вооружений
по категориям Регистра обычных вооружений
ООН и сведения о моделях и типах этих
вооружений. Информация передается по
дипломатическим каналам с учетом требований,
установленных в РФ для передачи такой
информации, а также при обязательном
согласии импортеров на предоставление
такой информации. Информация о поставках
является конфиденциальной на всех этапах
ее сбора, обработки и передачи. В пределах
РФ информация о поставках регистрируется
под грифом "секретно".
2. Особенности порядка
заключения международных договоров в
области военно-технического сотрудничества
Статьей 14 Закона о ВТС установлен
порядок заключения международных договоров
в области военно-технического сотрудничества.
Указанный порядок имеет определенные
отличия от порядка, установленного Федеральным
законом "О международных договорах
Российской Федерации".Так, частью 1
статьи 14 Закона о ВТС определено, что
только Президент Российской Федерации
принимает решения о проведении переговоров
о заключении международных договоров
Российской Федерации в области военно-технического
сотрудничества по представлению Правительства
РФ. Т.е. принятие решения Правительством
РФ о проведении переговоров в области
ВТС не допускается. Такой подход является
отражением принципа исключительного
ведения Президента РФ в области военно-технического
сотрудничества.
Статьей 11 Федерального закона
"О международных договорах Российской
Федерации" установлен принцип, что
решение о подписании международного
договора принимает государственный орган,
принимающий решение о проведении переговоров.
В области военно-технического сотрудничества
установлен иной порядок. Решение о проведении
переговоров о заключении международных
договоров в области ВТС принимает Президент
РФ, а решение о подписании указанных договоров
- Правительство РФ.
Отличается также порядок заключения
международных договоров межведомственного
характера. Частям 3 и 4 статьи 11 Федерального
закона "О международных договорах
Российской Федерации" установлено,
что решение о проведении переговоров
о заключении международных договоров
межведомственного характера принимает
Правительство РФ, а решение о подписании
указанных договоров - руководитель соответствующего
федерального ведомства. Правительство
РФ принимает такое решение только по
вопросам, имеющим важное значение для
государственных интересов Российской
Федерации. Именно важность вопросов военно-технического
сотрудничества обусловило применение
вышеназванного порядка в отношении международных
договоров межведомственного характера
в области военно-технического сотрудничества[2].
В соответствии с
частью 4 статьи 14 Закона о ВТС
международные договоры межведомственного
характера по вопросам военно-технического
сотрудничества заключаются только, если
возможность заключения таких договоров
предусмотрена международными договорами
в области военно-технического сотрудничества.
Речь идет о международных договорах,
заключаемых, как Президентом РФ, так и
Правительством РФ по вопросам, относящимся
к его ведению. Решения о проведении и
о подписании указанных договоров принимаются
Правительством РФ.
3.Правовые основания
возникновения обязательности международных
договоров в области военно-технического
сотрудничества и вопросы ратификации
Частью 2 статьи 14 Закона о ВТС
определено, что международные договоры
в области ВТС подлежат ратификации в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. В более общем плане
речь идет о юридических условиях действия
международных договоров в области военно-технического
сотрудничества в российской правовой
системе.
В соответствии с частью 4 статьи
15 Конституции РФ международные договоры
Российской Федерации являются частью
ее правовой системы. Включение международных
договоров в правовую систему Российской
Федерации не снимает проблемы их действия
в правовой системе. Такая постановка
проблемы обусловлена приверженностью
российской доктрины принципу дуализма
в вопросе о соотношении международно-правовой
системы и национально-правовой системы,
которой последовательно следует российская
правовая наука. Основополагающими принципами
"доктрины дуализма" являются:
в правовой действительности
международное право и национально-правовые
системы существуют как самостоятельные
правовые системы;
международное право и национальные
правовые системы находятся в постоянном
взаимодействии и влияют друг на друга;
нормы международного права
не действуют автоматически в сфере действия
внутригосударственного права; их действие
в национальной правовой системе возможно
только в порядке и на условиях, установленных
внутригосударственным правом[4].
В российской доктрине определены
юридические условия действия норм международного
права во внутригосударственной сфере*(250).
К ним относятся: признание обязательности
международного договора;
вступление в силу международного
договора;
его опубликование;
отсылочные нормы к международному
праву.
Статьей 6 Федерального закона
"О международных договорах Российской
Федерации" установлены способы выражения
согласия Российской Федерации на обязательность
для нее международного договора, которое
может выражаться путем:
подписания договора;
обмена документами, образующими
договор;
ратификации договора;
утверждения договора;
принятия договора;
присоединения к договору;
применения любого другого
способа выражения согласия, о котором
условились договаривающиеся стороны.
Часть 2 статьи 14 Закона о ВТС
нельзя рассматривать как определение
конкретной формы выражения согласия
на обязательность международного договора
в области военно-технического сотрудничества
только одним путем - его ратификацией.
Обязательность указанных договоров может
быть выражена всеми другими способами,
указанными в статье 6 Федерального закона
"О международных договорах Российской
Федерации". "Способ выражения согласия:
не влияет на степень обязательности договора
для России, но от него прямо зависит: соотношение
юридической силы норм договора и внутреннего
права в случаях коллизий их другу другу"[3].
Необходимость ратификации
международных договоров в области военно-технического
сотрудничества устанавливается в соответствии
с частью 1 статьи 15 Федерального закона
"О международных договорах Российской
Федерации", в соответствие с которой
обязательной ратификации подлежат договоры:
а) исполнение которых требует
изменения действующих или принятия новых
федеральных законов, а также устанавливающие
иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются
основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении
Российской Федерации с другими государствами,
включая договоры о прохождении Государственной
границы Российской Федерации, а также
о разграничении исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской
Федерации;
г) об основах межгосударственных
отношений, по вопросам, затрагивающим
обороноспособность Российской Федерации,
по вопросам разоружения или международного
контроля над вооружениями, по вопросам
обеспечения международного мира и безопасности,
а также мирные договоры и договоры о коллективной
безопасности;
д) об участии Российской Федерации
в межгосударственных союзах, международных
организациях и иных межгосударственных
объединениях.
4.Вступление в
силу международного договора
Вступление в силу международного
договора имеет важные правовые последствия,
т.к. в соответствии с частью 3 статьи 31
Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" международный
договор подлежит выполнению с момента
вступления его в силу для Российской
Федерации. Необходимо четкое разделение
двух правовых явлений: согласие на обязательность
международного договора и его вступление
в силу, которые имеют четко определенное
содержание. Признание обязательности
международного договора не означает
наличие его юридической силы. Международный
договор вступает в силу после выполнения
тех условий, которые оговорены в самом
договоре, как юридические факты, наступление
которых порождает его юридическую силу.