Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа
Стабильное развитие национальной и мировой экономики в современном вире зависит от многих факторов. Одним из таких факторов является научно-технический прогресс (НТП). В мировой экономике все большее значение приобретают такие наукоемкие отрасли, как электроэнергетика, атомная и химическая промышленность, производство компьютеров, машиностроение, точное приборостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, судостроение, производство станков с ЧПУ, модулей, роботов. Можно сказать, что в настоящее время развитие НТП воплощается в интенсивном процессе формирования мировой наукоемкой структуры, определяющей долгосрочный характер структурных изменений мирового хозяйства.
Введение 5
1 Научно технический прогресс и его экономическая составляющая 7
1.1 Особенности современного этапа развития НТП 7
1.2 Государственное регулирование НТП 13
2 Структура таможенной политики 20
2.1 Таможенная политика: структура, цели, методы её осуществления, этапы формирования 20
2.2 Научно-технический прогресс в таможенном деле 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Средствами таможенной политики являются мероприятия государства, проводимые по установлению таможенных правил и таможенных процедур. Совокупность этих мер, а также система форм и методов их осуществления составляют механизм таможенной политики. Выделяют два основных метода таможенной политики: тарифный (экономический) метод и нетарифный (внеэкономический) метод24.
Под тарифным методом таможенной политики понимают систему способов осуществления государством мер при реализации экономической политики по установлению таможенных пошлин в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а также тарифных преференций (таможенно-тарифных льгот).
Нетарифный метод таможенной политики представляет собой систему способов осуществления государством мер экономического, административного и технического характера (за исключением мер таможенно-тарифного регулирования), затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю товарами с другими государствами. В экономической литературе меры нетарифного регулирования называют нетарифные ограничения или нетарифные (торговые) барьеры25.
Цели таможенной политики РФ определяются Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и другими федеральными законами (например, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ26 и ФЗ «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ27).
Основными целями российской таможенной политики являются:
Таможенная политика бывает двух видов: протекционистская и фритредерская. Оба этих направления используют таможенно-тарифное регулирование, так как именно оно составляет, в лице таможенных органов, основу финансовой деятельности государство.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание благоприятных условий для развития национальной экономики и внутреннего товарного рынка путем ограждения отечественного производителя от влияния иностранной конкуренции. Эти цели достигаются установлением высоких ставок импортных таможенных пошлин, ограничением или полным запрещением ввоза определенных товаров, форсированием и стимулированием экспорта и т.п. Различают жесткий, умеренный и мягкий протекционизм28.
Политика свободной торговли (фритредерство) направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний товарный рынок страны. Ее основные цели достигаются путем установления минимальных ставок импортных таможенных пошлин или отмены импортных таможенных пошлин либо путем не применения к ввозимым товаром мер экономической политики (как мер тарифного, так и нетарифного регулирования)29.
Таким образом, в современных условиях таможенная политика по-прежнему играет активную роль в регулировании рыночных отношений и внешнеэкономических связей, стабилизации финансов, защите экономического суверенитета страны, прав граждан и хозяйствующих субъектов.
Научно-технический прогресс в таможенном деле нашёл свое отражение, прежде всего, в информационно-техническом обеспечении таможенных органов. Например, таможенные службы и контролирующие структуры всех стран Европейского Союза имеют общую базу данных по продукции, которая не соответствует требованиям ЕС и информация о такой продукции размещается в реальном времени. А таможенная система США - это практически 100% электронное декларирование, при полном электронном описании товара.
Если говорить о таможенных органах Российской Федерации, то деятельность Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ) в этой области направлена на решение задач по обеспечению информационного взаимодействия с государствами – членами Таможенного союза и федеральными органами исполнительной власти, оснащение таможенных органов информационно-техническими и информационно-программными средствами, проведение их модернизации.
В качестве примера приведём данные ежегодного сборника «Таможенная служба Российской Федерации» за 2012 г.30
В 2012 году ФТС России реализованы основные информационные таможенные технологии (электронное представление сведений, предварительное информирование, электронное декларирование и др.), а также принцип «единого окна» (осуществление таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в полном объеме транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля).
Обеспечено на постоянной основе информационное взаимодействие таможенных служб государств – членов Таможенного союза в части контроля таможенного транзита товаров в режиме, близком к реальному времени. В рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 19 октября 2011 г. разработаны программные средства для взаимного обмена электронными данными и проведено их тестирование совместно с таможенными службами Республики Беларусь и Республики Казахстан.
В целях реализации положений Федеральных законов от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации», а также Концепции развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза ФТС России в 2012 году проводила совместно с федеральными органами исполнительной власти работу по информационно-техническому обеспечению перевода государственных услуг и государственных функций в электронный вид.
В 2012 году обеспечена комплексная модернизация Автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (АС «ПП») в части реализации функций таможенных органов по осуществлению отдельных видов государственного контроля. Проведен комплекс мероприятий по внедрению и доработке Автоматизированной подсистемы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (АПС «СКВВ»), что позволило обеспечить автоматизированный контроль за фактическим перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и централизованный сбор информации с последующей передачей её в ФНС России.
Завершены работы по вводу в эксплуатацию КПС «Портал электронного представления сведений для электронного декларирования через Интернет», позволяющего участникам ВЭД самостоятельно (без привлечения сторонних лиц) представлять в таможенные органы в электронном виде информацию о товарах, необходимую для целей таможенного декларирования, с использованием web-технологий при минимальных финансовых затратах на программно-технические средства.
Организован информационный обмен между ФТС России и Банком России по передаче уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации о паспортах сделки по внешнеторговым договорам в электронном виде.
В 2012 году проведены работы по развитию и централизации ресурсов ЕАИС ТО. Внедрено 8 программных средств, обеспечено сопровождение 60 программных средств и модернизация 20 программных средств, входящих в состав ЕАИС ТО.
Завершено внедрение в таможенных органах Российской Федерации Доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС ТО, что позволяет осуществлять централизованное управление средствами вычислительной техники ЕАИС ТО, централизованную идентификацию и аутентификацию пользователей – должностных лиц таможенных органов и приступить в дальнейшем к проектированию единой системы авторизации пользователей при доступе к информационным ресурсам таможенных органов.
В 2012 году ФТС России проводила плановую работу по организации каналов связи и оснащению таможенных органов средствами связи и телекоммуникационным оборудованием. В таможенные органы поставлено 129 маршрутизаторов и коммуникаторов, свыше 1,5 тыс. единиц средств связи, в том числе 520 единиц автомобильной, авиационной и корабельной навигационной аппаратуры системы ГЛОНАСС.
В целях улучшения информационного обмена между центральным аппаратом ФТС России и региональными таможенными управлениями (таможнями) организовано 219 каналов связи, из них 153 – с использованием прогрессивной технологии MPLS.
В рамках оснащения телекоммуникационных узлов современным оборудованием на 57 телекоммуникационных узлов централизованно поставлено 58 маршрутизаторов, 71 коммутатор, 25 учрежденческо-производственных автоматических телефонных станций и 8 комплектов запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов к ним.
В рамках реализации аналитической программы «Резервирование элементов ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России на период 2012 – 2014 годы» (приказ ФТС России от 28 февраля 2011 г. № 355) организовано 484 резервных канала связи, что позволило снизить общее количество нештатных ситуаций, возникающих по причине отказов каналов связи при информационном обмене в таможенных органах.
Таким образом, достижения научно-технического прогресса становятся все более востребованными во всех сферах деятельности государства, в том числе и в таможенной деятельности.
аааааааааааааааааааааааааааааа
аааааааааааааааааааааааааааааа
аааааааааааааааааааааааааааааа
аааааааааааааааааааааааааааааа
Информация о работе Научно-технический прогресс и Таможенная политика РФ