Совершенствование нетарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
РФ предполагает его гармонизацию с нормами
и правилами Всемирной торговой организации,
изменение и дополнение законодательной
базы с целью упрощения порядка лицензирования
и процедуры выдачи лицензий, а также создания
необходимых правовых условий для реализации
российскими предпринимателями прав и
возможностей по продвижению российских
товаров на мировой рынок. На случаи установления
торговыми партнерами России дискриминационных
ограничений в отношении экспорта российских
товаров в действующее законодательство
вносятся изменения и дополнения, предусматривающие
принятие ответных мер.
Все это позволит в перспективе
получить для российских участников внешнеэкономической
деятельности на мировых рынках более
справедливые и недискриминационные условия,
будет содействовать развитию экспортных
возможностей России и улучшению структуры
ее экспорта.
В настоящее время Правительство
России уделяет большое внимание проекту
Федеральной программы развития экспорта
России, основной целью которой является
увеличение стоимостного объема российского
экспорта, расширение его номенклатуры
за счет продукции с повышенной степенью
обработки, наукоёмких товаров, технологий.
Механизм реализации программы предусматривает
образование фонда развития высокотехнологического
экспорта, пополняемого за счет получения
бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений
от налога на добавленную стоимость и
направляемых на кредитование экспортоориентированных
проектов.
Программа предполагает свести
воедино и систематизировать меры содействия
развитию машинотехнического экспорта.
Программой предусмотрено умеренное бюджетное
финансирование наиболее эффективных
проектов развития экспортных производств.
Глава 4. Перспективы
развития методов нетарифного регулирования
в РФ
Развитие нетарифного регулирования
внешнеторговой деятельности РФ предполагает
комплекс связанных между собой мер, включающих
его гармонизацию с нормами и правилами,
сложившимися на мировом рынке, в первую
очередь, под воздействием системы договорных
отношений в рамках Всемирной торговой
организации, совершенствование законодательной
базы в направлении рационализации политики
протекционизма, упрощения порядка лицензирования,
оптимизации экологических и других защитных
мер, а также создания необходимых правовых
условий для реализации российскими предпринимателями
возможностей по продвижению российских
товаров на мировой рынок.
Российская экономика оказалась
чувствительной к кризисным проявлениям
в мировом хозяйстве. Для устранения несбалансированности
российского хозяйства неизбежно требуется
глубокая коррекция, которая учитывала
бы коренные интересы промышленности,
ее сохранения и создания условий развития
по инновационному пути. В сложившейся
ситуации требуется взвешенная торговая
политика, эффективно пользующаяся инструментами
нетарифного регулирования. Роль нетарифной
ограничительной практики в российской
политике заметно растет.
Несмотря на то, что за годы
реформ российское законодательство в
области регулирования внешнеторговой
деятельности получило значительное развитие,
отсутствие ряда нормативных актов, необходимых
для ее осуществления, как полагает автор,
часто приводит к использованию мер оперативного
регулирования, вызванных различными
неэкономическими обстоятельствами. В
связи с этим целесообразными и необходимыми
являются меры по дальнейшему совершенствованию
нормативно-правовой базы с целью выработки
эффективного механизма регулирования
внешнеторговой деятельности предприятий,
в основу которого положен разумный протекционизм.
Определенные сложности присоединения
России к Всемирной торговой организации
связаны с образованием Таможенного союза.
С июля 2010 г. вступил в действие Таможенный
Кодекс Таможенного союза и одновременно
с ним - блок международных соглашений.
Российская сторона в соответствии с законодательством
Российской Федерации в одностороннем
порядке применяет меры нетарифного регулирования,
а в соответствии с международными договорами
- отдельные меры таможенно-тарифного
регулирования. Однако Кодекс нельзя считать
эффективным с точки зрения интересов
развития российской экономики. Таможенный
союз представляется излишне бюрократизированной
системой, в которой пока не решены вопросы,
имеющие первостепенное хозяйственное
значение (например, проблема квотирования
энергоресурсов).
Наиболее спорной, проблематичной
и в то же время действенной и эффективной
компонентой внешнеторговой политики,
особенно в кризисный и посткризисный
периоды, является характер комплекса
мер, обеспечивающих защиту и поддержку
национального производителя. Исследования
ведущих экономистов различных стран
мира в области внешнеторговой политики
показывают, что по временному параметру
подключения мер протекционизма или либерализации
торговли все государства отличаются
друг от друга. Ряд государств начинают
свои реформы с жесткого курса на управление
политикой импорта, другие же - с полной
ее либерализации.
Результатом торговой политики,
проводимой с использованием первого
или второго подхода, будут разные последствия
в экономике в зависимости от выбора целей
первого или второго порядка, определения
«точек роста» и выбора затратного либо
экономного варианта реализации реформы.
Автор полагает правомочным вывод о целесообразности
установления приоритетности протекционистских
мер и инструментов импортозамещения
в системе комплексных мероприятий по
совершенствованию нетарифной ограничительной
практики в России.
Обобщая результаты проведенного
анализа, автор приходит к выводу, что
современная система нетарифного регулирования
в Российской Федерации находится в основном
под воздействием двух комплексных политико-экономических
факторов, связанных с:
1. Нестабильностью мирового
рынка;
2. Необходимостью адаптироваться
к условиям присоединения к Всемирной
торговой организации, с учетом состоявшегося
образования Таможенного союза Белоруссии,
Казахстана, Армении, Киргизии и России.
Двухфакторный комплексный
подход определяет параметры совершенствования
политики нетарифного регулирования,
основные черты коррекции сложившейся
разбалансированности экономических
и административных, прямых и косвенных,
транспарентных и скрытых методов воздействия
на российскую внешнеторговую практику
в условиях присоединения к Всемирной
торговой организации, функционирования
Таможенного союза и негативного воздействия
нестабильности мирового хозяйства.
Заключение
В современной практике регулирования
внешней торговли нетарифные ограничения
играют очень важную роль. Большинство
стран мира активно применяют такие меры,
следуя идее протекционизма. Исследователи
насчитывают сотни всевозможных ограничительных
мер, применяемых странами, причем в связи
с понижением в результате деятельности
в рамках Всемирной торговой организации
уровня тарифных таможенных пошлин в мире
использование нетарифных средств сдерживания
внешней торговли имеет тенденцию к росту.
В результате проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
1. В итоге изучения
особенностей нетарифных ограничений
было отмечено, что использование
нетарифных ограничений, которые
являются более скрытыми, чем
тарифные инструменты, дает странам
преимущества в регулировании
внешней торговли, и что в рамках
политики протекционизма нетарифные
инструменты считаются более
приемлемыми;
2. По итогам проведенного анализа
эффективности применения нетарифных
ограничений можно сделать вывод, что
как тарифные, так и нетарифные ограничения
внешней торговли приводят к чистым потерям
благосостояния, но, несмотря на это, они
широко применяются практически всеми
государствами, в том числе и Россией.
Это можно объяснить во-первых тем, что
при применении таких методов возникает
эффект перераспределения дохода, значит,
в результате, всегда некоторой группе
населения или государству это будет выгодно.
Во-вторых, нетарифные барьеры являются
более скрытыми, чем тарифы, и их действие
сложнее измерить и отразить в статистических
показателях, и, следовательно, нетарифные
ограничения - мощный метод воздействия
на внешнюю торговлю. В-третьих, такие
методы дают возможность странам быстро
среагировать на изменения экономической
ситуации и принять эффективные меры в
краткосрочном периоде, в силу упрощенного
процесса введения их правительственными
органами;
3. В результате проведенного
анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний
день нетарифное регулирование внешнеторговой
деятельности РФ представляет собой достаточно
отработанный механизм;
Список используемых
источников
Нормативные правовые акты
1. Таможенный кодекс Таможенного
Союза от 28.05.2010 № 61-ФЗ
2. О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности: федеральный закон от 18.12.2003.
№ 164-ФЗ
3. Федеральный закон № 165-ФЗ "О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров"
4. Постатейный комментарий к Федеральному
Закону «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
/ под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ.
– 2007.
Литература
5. Аконова Е.С. Международная экономика.
- Ростов н/Д: Феникс. – 2008
6. Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения
в международной торговле. М., ВАВТ, 2007
7. Киреев А.П. Международная экономика.
В 2-х ч. Учебное пособие для вузов, 2008.
8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная
экономика. Учебное пособие для вузов.
- М.: «Дело и Сервис». - 2007.
9. Шумилов В.М../ Международное публичное
экономическое право /Тарифные и нетарифные
меры регулирования МТ