Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа
Актуальность. Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.
1. Организационная структура - определение, основные типы
2. Организационная структура таможенных органов РФ
2.1 Требования к организационным структурам в системе таможенных органов, типы
2.2 Виды структурных подразделений ФТС РФ, основные направления деятельности и полномочия
2.3 Основные типы организационных структур управления в таможенных органах
2.4 Организационная структура Сибирского таможенного управления и Красноярской таможни
3. Направления развития организационной структуры таможенных органов
3.1 Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов
3.2 Принципы распределения компетенции между таможенными органами
Заключение
Преимущества линейно-штабной организационной структуры управления в том, что при ее использовании достигаются: более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатками линейно-штабной структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность штаба; появление тенденций к чрезмерной централизации.
Создание линейно-штабных структур есть первый шаг к функциональной специализации в управлении. Функциональная организационная структура управления требует создания подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления.
Функциональная специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время начинают уделять все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности- Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ГТК РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и др. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, т. е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.
К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.
К общим недостаткам такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.
Программно-целевая организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.
Создание программно-целевой структуры в таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.
Преимущества программно-целевой структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления.
Недостатками программно-целевой системы управления являются: необходимость постоянного контроля за "соотношением" сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур[22,c.122].
Преимущества |
Недостатки |
||
Линейная структура управления |
ярко выраженная система вертикальных связей; ответственность; установленные обязательства; четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании указаний; возможность поддерживать необходимую дисциплину. |
негибкость; жесткость; неприспособленность к дальнейшему росту организации; тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых заинтересованы несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя |
|
Линейно-функциональная структура управления |
достигаются более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. |
недостаточно четкая ответственность штаба; появление тенденции у чрезмерной централизации. |
|
Функциональная организационная структура управления |
освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля |
усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников. |
|
Программно-целевая структура управления |
лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решений; профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления |
необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям и функциональным предназначениям подразделений; затруднения с установлением четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнения функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях; из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретение новых навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. |
|
2.4 Организационная
структура Сибирского
Западно-Сибирское таможенное управление было создано в г. Новосибирске в соответствии с приказом ГТК России от 31.12.1992 г. А в июне 1993 года было создано Восточно-Сибирское таможенное управление в г. Иркутске. Затем приказом ГТК России от 22.06.2000 г. они были преобразованы в Сибирское таможенное управление (СТУ) с центром в г. Новосибирске.
Общая протяженность таможенной границы в регионе деятельности СТУ составляет 11 932,9 км. Под контролем СТУ находится 1 586,1 км российско-китайской границы, 2 697,9 км российско-казахстанской границы, 3 484,9 км российско-монгольской границы, 4 164 км внешней границы с нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых.
Сегодня таможенная служба Сибирского региона - аппарат управления и 16 таможен: Алтайская, Братская, Бурятская, Восточно-Сибирская оперативная, Горно-Алтайская, Забайкальская, Иркутская, Кемеровская, Красноярская, Новосибирская, Омская, Сибирская оперативная, Томская, Тывинская, Хакасская, Читинская. Помимо этого, в составе СТУ 78 таможенных постов, 67 пунктов пропуска (44 автомобильных; 10 железнодорожных; 11 воздушных; 1 речной, 1 морской).
СТУ является сложнейшей структурой, эффективность функционирования которой обеспечивают около 7 тыс. сотрудников, по своим обязанностям разделенных на различные направления деятельности, за которые отвечают специально созданные для этого службы управления (службы организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов, силового обеспечения, собственной безопасности, таможенной инспекции; информационно-техническая, организационно-инспекторская, правовая, кадровая, финансово-бухгалтерская, тыловая, кинологическая службы).
В 2009 году в регионе деятельности СТУ внешнеторговые операции осуществили 9 857 участников внешнеэкономической деятельности. Красноярская таможня образована 24 октября 1990 года.
Цели и задачи организации:
- таможенное оформление
и таможенный контроль товаров
и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу
- пресечение незаконного
оборота через таможенную
- оказание содействия
в борьбе с международным
- информирование и
Структура Красноярской таможни:
В своем составе таможня имеет 7 постов, расположенных в Красноярском крае.
3. Направления
развития организационной
3.1 Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов
РТУ и таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней [13].
РТУ осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. №1082, утверждающим Общее положение о РТУ.
Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном и административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты. Структура, штатная численность работников таможни определяются РТУ.
ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.
Структура ФТС включает в себя[23, c. 208]:
8 главных управлений:
- Главное организационно-
- Главное управление
- Главное управление по борьбе с контрабандой;
- Главное управление товарной
номенклатуры и торговых
- Главное управление тылового обеспечения;
- Главное управление
- Главное финансово-
- Главное управление
11 управлений:
- Управление кадров;
- Управление валютного контроля;
- Управление таможенного сотрудничества;
- Управление делами;
- Контрольно-ревизионное управление;
- Правовое управление;
- Управление собственной безопасности;
- Управление таможенной инспекции;
- Управление таможенной статистики и анализа;
- Управление таможенных расследований и дознания;
- Управление организации силового обеспечения.
Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.
Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:
- Центральное таможенное управление (включает в себя 28 местных таможен
- Северо-западное таможенное
управление (включает в себя 23 таможни,
а также специализированное
- Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен
- Приволжское таможенное управление (включает в себя 16 таможен:
- Уральское таможенное управление (включает в себя 10 таможен:
- Сибирское таможенное управление (включает в себя 19 таможен: - Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен.
Информация о работе Организационная структура таможенных органов