Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Валютный контроль: основные понятия, цели, принципы, законодательная база.
1.1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля………….5-16
1.2. Социально-экономическая сущность валютного контроля………..17-18
1.3. Основные положения ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"………………………………………………………………………18-20
Глава 2. Механизм валютного контроля в сфере ВЭД в России.
2.1. Валютный контроль экспортных операций…………………………21-23
2.1.1. Порядок оформления паспорта сделки……………………………23-25
2.1.2 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту……25-28
2.2 Валютный контроль импортных операций…………………………..28-30
Глава 3. Воздействие государственного валютного контроля на экономику России………………………………………………………...31-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................36-38
Список литературы……………………………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика там.дела.docx

— 208.04 Кб (Скачать файл)

Расчеты между резидентами  на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких случаев:

  • при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
  • за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;
  • при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.

Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной  валюте производятся на основании заключенных  между ними договоров (контрактов).

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим  сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или  от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Уполномоченные  банки за выполнение ими функций  агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу 
    резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в 
    пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и 
    внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

- перевод нерезидентом  валюты РФ, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета (с  раздела счета), открытого на территории  РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.3

Операции с иностранной валютой  и ценными бумагами в иностранной  валюте подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. К текущим операциям относятся (схема 2):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Виды валютных операций

 

В отличие от текущих  валютных операций к валютным операциям, связанных с движением капитала, относится все обязательства, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, которые возникают и прекращаются в срок, превышающий 180 дней. Данный тип валютных операций включает:

  • прямые инвестиции, т. е. вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • переводы и оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу.

На осуществление всех операциях, связанных с движением капитала необходима лицензия Центрального Банка РФ.

К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг) (см. схему 3).

Схема 3. Понятие  и виды валютных ценностей

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики 
    в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в 
    валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Феде 
    рации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.4

Основным принципом построения в РФ системы валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.

Создание эффективной  системы валютного регулирования  и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж - важные задачи, стоящие перед ЦБ.

В системе государственного валютного  контроля в РФ можно выделить следующие главные направления. Это прежде всего:

- определение соответствия  проводимых валютных операций  действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

1.2. Социально-экономическая сущность валютного контроля

Валютный  контроль является проявлением одной  из двух основных функций правовых норм, регулирующих порядок совершения валютных операций.

Второй важной функцией, тесно взаимосвязанной  с функцией контроля, является регулирующая функция.

Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого  решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей  функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.

Регулирующая  функция, в свою очередь, определяет объем прав и обязанностей лиц, участвующих  в совершении валютных операций.

Перед валютным контролем поставлена цель обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Форма валютного  контроля - это способ конкретного  выражения и организации контрольных  действий.

В зависимости  от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они  находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

Особым направлением валютного контроля является контроль соблюдения валютного и таможенного  законодательства при осуществлении  внешнеторговой деятельности - предпринимательской  деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами Интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.5

1.3. Основные положения ФЗ "О  валютном регулировании и валютном  контроле"

С принятием  Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и  валютном контроле", который вступил  в силу с 18 июня 2004 года (далее - Закон  № 173-ФЗ), а также ряда других нормативных  актов в сфере валютного регулирования  и валютного контроля произошли  значительные изменения.

Вновь принятый Закон "О валютном регулировании  и валютном контроле" кардинально  отличается от действовавшего ранее  Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует отметить, что в Законе № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим  ранее Законом более четко  сформулировано понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся  за пределами РФ. Закон № 173-ФЗ разделяет  физических лиц - резидентов на две  группы, к которым относятся:

физические  лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением  проживающих в иностранном государстве;

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.

По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и  муниципальные образования, а предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент".

На основании  Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютных ценностей, к которым относятся  только иностранная валюта и внешние  ценные бумаги.

Исключены из валютных ценностей драгоценные  металлы и природные драгоценные  камни.

Претерпел изменения  и состав органов валютного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регулирования  являлся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществлению  валютного регулирования также  наделено Правительство РФ.

Что касается агентов валютного контроля, то Закон  № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку  РФ, отнес к ним также:

профессиональных  участников рынка ценных бумаг (в  том числе держателей реестра), подотчетных  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля.

Названные агенты валютного контроля наделены правом проверять соблюдение резидентами  и нерезидентами валютного законодательства, порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными  операциями.

Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п.9 ст.1 данного Закона валютным операциям  относятся:

приобретение  резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами  валютных ценностей в качестве средства платежа;

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации