Перспективы совершенствования товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:52, курсовая работа
Краткое описание
Цель: изучение перспектив совершенствования ТН ВЭД России. Задачи: - Изучение назначения, сферы применения ,основных свойств и кодовой системы ТН ВЭД России; - Изучение классификации товаров; - Выделение и рассмотрение путей совершенствования ТН ВЭД;
Содержание
Введение Глава 1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности 1.1 Основные свойства Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1.2 Классификация товаров 1.3 Назначение и сфера применения Товарной Номенклатуры 1.4 Кодовая система Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 2.Перспективы совершенствования ТН ВЭД России 2.1 Развитие ТН ВЭД с учетом изменений во внешнеэкономической сфере в соответствии с принятыми РФ правовыми обязательствами 2.2 Углубление детализации ТН ВЭД в интересах стран Таможенного союза и Российской Федерации 2.3 Рекомендации по усовершенствованию классификации това¬ров Заключение Список использованной литературы
д) по запросам органов законодательной,
исполнительной, судебной власти, органов
прокуратуры, Всемирной таможенной организации,
таможенных органов зарубежных стран,
нижестоящих таможенных органов;
е) в иных случаях, предусмотренных
правовыми актами Российской
Федерации.
1.3 Назначение и сфера
применения Товарной Номенклатуры
ВЭД
Практика применения таможенными
органами мер тарифного и нетарифного
регулирования внешнеэкономической деятельности
свидетельствует о том, что их эффективность
находится в прямой зависимости от полноты
и точности решения вопросов классификации
товаров, поскольку в большинстве случаев
перечень товаров, подпадающих под те
или иные меры таможенного регулирования,
определяется исключительно кодами Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности
России (ТН ВЭД России).
Классификация товаров
имеет важное экономическое и
практическое значение. Во-первых, от
кода товара зависит уровень
его обложения. Во-вторых, поскольку
товарная номенклатура часто
имеет универсальное значение, от
классификации зависит, и возможность
применения к товару при перемещении
его через таможенную границу
нетарифных мер регулирования. В-третьих,
таможенные номенклатуры товаров
широко используются для ведения
внешнеторговой статистики, данные которой
позволяют проводить анализ внешнеторгового
оборота и на его основе разрабатывать
перспективные мероприятия таможенной
политики. Выделяя какие-либо товары в
отдельные позиции, можно более эффективно
регулировать внешнеэкономическую деятельность.
Кроме того, детализация товарной номенклатуры
тарифа дает известные преимущества при
ведении торговых переговоров с другими
странами, поскольку создает возможности
выбора и маневрирования при предоставлении
тарифных уступок и льгот, позволяя свести
до минимума последствия нежелательных
для национальной экономики уступок при
взаимном снижении общего уровня таможенного
обложения товаров.
В структуре государственного
регулирования экономики значительная
роль отводится таможенно - тарифному
механизму, который включает таможенные
пошлины, сборы, налоги, взимаемые в связи
с ввозом в страну или вывозом за границу
товаров. Инструментом этого механизма
является ТН ВЭД.
В соответствии со ст.2 закона
РФ «О таможенном тарифе», ст. 39 ТК РФ Товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности
РФ утверждается Правительством Российской
Федерации исходя из принятых в международной
практике систем классификации товаров
и применяется для осуществления мер таможенно
- тарифного и нетарифного регулирования
внеторговой и иных видов внешнеэкономической
деятельности, для ведения таможенной
статистики внешней торговли Российской
Федерации. Согласно ст. 40 ТК РФ, товары
при их декларировании таможенным органам
подлежат классификации, т.е. в отношении
товаров определяются классификационные
коды по ТН ВЭД. В случае установления
нарушения правил классификации товаров
при их декларировании таможенный орган
вправе самостоятельно осуществлять классификацию
товаров. Решения таможенных органов о
классификации товаров являются обязательными.
В соответствии со
ст. 41-44 ТК РФ таможенные органы
по запросу интересованного лица
принимают предварительное решение
о классификации товара по
кодам ТН ВЭД России. Предварительное
решение действует в течение
пяти лет со дня его принятия,
если оно не изменено или
не отозвано либо его действие не прекращено.
Заключение о прекращении действия предварительного
решения принимается, если предварительное
решение принято на основе подложных документов,
представленных заявителем, и считается
вступившим в силу со дня принятия предварительного
решения.
Изменение предварительного
решения производится в случае
принятия ГТК РФ обязательного
для исполнения таможенными органами
решения о классификации отдельных
товаров, а также в случае выявления
ошибок, допущенных при принятии
данного решения. Изменение вступает
в силу в срок ,указанный в решении
об изменении, но не ранее чем через три
месяца со дня принятия этого решения.
Принятое предварительное
решение может быть отозвано
в случае изменения ТН ВЭД,
принятия Всемирной таможенной
организацией классификационных
решений, обязательных для применения
в Российской Федерации. Решение
об отзыве предварительного решения
должно быть по не позднее
трех дней со дня вступления
данных актов в силу.
1.4 Кодовая система Товарной
Номенклатуры Внешнеэкономической
Деятельности
Кодовая система товарной
номенклатуры создается, чтобы информация
была в удобной форме для
ее сбора, проверки, передачи и
обработки. В кодах ТНВЭД строго
соблюдаются принципы однозначного
отнесения товаров к той или
иной группе. Комплексным же руководством
являются «Основные правила интерпретации»,
их шесть. В соответствии с
первыми пятью правилами в
кодах ТНВЭД определяют товарную
позицию (первые 4 знака). По 6–му правилу
находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию
(7,8,9 знаки) десятизначного кода.
Всего коды ТНВЭД
состоят из 97 групп и 21 раздела. Товарная
номенклатура утверждается Правительством
РФ, а ГТК РФ участвует в
ее разработке, вносит изменения и толкование.
Основная единица измерения товаров по
ТНВЭД – масса в килограммах.(коды товаров
представлены в приложении 1. Для точного
определения кода товаров необходимо
использовать три составные части ТН ВЭД:
- номенклатурную часть;
- примечание к разделам
и группам;
- основные правила интерпретации.
Кроме того, при определении
кода товаров по ТНВЭД полезно
применять дополнительные публикации
(пояснения, алфавитный указатель, Сборник
квалификационных решении)
Длина кодового обозначения
товара по ТН ВЭД России
составляет 10 цифровых знаков, причем
1-6 разряды соответствуют кодовому
обозначению классификационной
группировки товара по НГС. Последние
четыре цифры 10-значного кода
отражают детализацию номенклатуры
товаров в соответствии с конкретными
условиями, существующими в России.
ТН ВЭД России - структурированная
номенклатура (рис. 3.1.), т.е. номенклатура
с распределением информации
по уровням:
Раздел - 1-й уровень (не
отражается в коде товара)
Группа - 2-й уровень (первые
2 цифры кода).
Товарная позиция - 3-й
уровень (первые 4 цифры кода).
Субпозиция - 4-й уровень
(первые 6 цифр кода).
Подсубпозиция - 5-й уровень
(10-значный код).
В некоторых группах
между товарными позициями и
субпозициями существует еще
один дополнительный уровень - подпозиция
(первые 5 цифр кода).
В ТН ВЭД России
строго соблюдается принцип однозначного
отнесения товаров к классификационным
группировкам, что позволяет отнести
товар только к одной классификационной
группировке. Происходит это благодаря
Основным правилам интерпретации
ТН ВЭД России и примечаниям
к разделам, группам и субпозициям.
Положение, при котором
существует свобода выбора между
различными вариантами классификации
товаров, неприемлемо с точки
зрения единообразия применения мер государственного
регулирования внешней торговли - определения
ставок таможенной пошлины, акциза и т.д.
В решении этой проблемы
помогают Примечания к разделам
и группам, а также Основные
правила интерпретации ТН ВЭД
России, которые являются неотъемлемой
частью ТН ВЭД России и определяют
порядок последовательного включения
конкретного товара в определенную
товарную позицию, а затем в
соответствующую субпозицию .Ведение
Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности осуществляется таможенными
органами РФ.
2. Перспективы совершенствования
ТН ВЭД России
2.1 Развитие ТН ВЭД с
учетом изменений во внешнеэкономической
сфере в соответствии с принятыми РФ правовыми
обязательствами
ТН ВЭД ТС — это постоянно развивающийся
классификатор, который является
основой всей внешнеэкономической деятельности
не
только Российской
Федерации, но и всего Таможенного союза.
Совершенствование номенклатуры идет
по двум направлениям:
1) развитие с
учетом изменений во внешнеэкономической
сфере в соответствии с принятыми Российской
Федерацией правовыми обязательствами;
2) углубление детализации
в интересах стран Таможенного союза и
Российской Федерации.
Рассмотрим первое
направление. Оно предусматривает выполнение
обязательств по участию России
в деятельности таких авторитетных
международных организаций как Всемирная
таможенная организация и Всемирная торговая
организация.
Всемирная таможенная организация является правопреемником
Совета таможенного сотрудничества
и хранителем Международной
конвенции о Гармонизированной
системе описания и кодирования
товаров, неотъемлемой частью которой
собственно и является Номенклатура Гармонизированной
системы (ГС). Открытая для подписания в Брюсселе 14 июня
1983 г. ГС является международной основой
ТН ВЭД ТС, применяемой
в Таможенном союзе и России.
За время существования
Конвенции поправки в Номенклатуру вносились:
• в 1992 г.
— носили в основном
редакционный характер;
• в 1996 г.
— содержали 393 набора
поправок;
• в 2002 г. — содержали 374 набора
поправок;
• в 2007 г. — содержали 354 набора
поправок.
С 1 января 2012 г. вступила в силу
новая, пятая, редакция ГС. Пятая
редакция образована
на основе действующей редакции путем
внесения в нее порядка 221 набора
поправок, утвержденных Всемирной
таможенной организацией 26 июня 2009 г.,
которые в основном относятся к товарам
сельского хозяйства и продуктам их переработки.
Рекомендация
по удалению субпозиции 5308 10
(кокосовая пряжа) не вступила в силу с
1 января
2012 г. поскольку в
отношении данной поправки Индией выдвинуто
возражение (ст. 16 ГС). Поэтому в конечном
счете в пятую редакцию ГС было внесено
220 наборов поправок, вызванных:
• изменением характера
международной торговли;
• запросами международных
организаций, заинтересованных в мониторинге
международной торговли отдельными видами
товаров;
• пересмотром товарных
позиций и субпозиций с низким объемом
торговли.
Все поправки можно
условно разбить на следующие категории:
• поправки в отношении
товаров сельского хозяйства и продуктов
их переработки
(включая лесное хозяйство и рыболовство)
— по предложению ФАО
(Организация ООН по вопросам продовольствия
и сельского хозяйства) 2/3 всех поправок;
• поправки в отношении
продуктов, имеющих отношение к окружающей
среде (Ротердамская конвенция и Монреальский
протокол);
• редакционные поправки
(уточнения);
• другие поправки.
Социальные вопросы и вопросы окружающей среды, имеющие
глобальное значение,
являются основой для большинства
поправок к ГС 2012.
Набор поправок к
группе 03 основан на выделении
определенных разновидностей
рыбы и ракообразных, моллюсков
и прочих водных беспозвоночных. Целью
таких изменений является улучшение качества
и точности данных по торговле данными
товарами.
Поправки включают
уточненную классификацию специй из Южного
полушария. Эти поправки позволят
осуществить учет торговли товарами, отличными
от тех, с которыми знакомы потребители
в северной части Атлантики.
Все поправки по
группе 09 коснулись исключительно способа
переработки (выделены дробленные
или молотые). Также были созданы
новые подсубпозиции, чтобы осуществить
идентификацию отдельных съедобных
овощей от корнеплодов и
клубнеплодов, фруктов и орехов, а также
злаков.
В 08 группу включены
новые субпозиции, а также детализированы
уже имеющиеся. Новые субпозиции: 0810 30
—«смородина черная, белая или красная
и крыжовник»; 0810 70 — «хурма»; 0802
70 — «орехи колы (Cola spp.)»; 0802
80 — «орехи ареки, или
бетеля». Детализированные субпозиции:
0803 «Бананы, включая плантайны, свежие
или сушеные»: 0803 10 — «плантайны»;
0803 90 — «прочие»;
0808 30 — «груши»;
В группе
10 введены новые субпозиции: 1008 40 — «росичка (Digitaria
spp.)»; 1008 50 — «киноа, или рисовая
лебеда (Chenopodium quinta)»
1008 60 — «тритикале».
Осуществлена дополнительная
детализация товаров по назначению в группе
10. Рад злаков был разделен
на «семенной» и «прочий»,
как, например, пшеница
твердая (товарная позиция 1001),
рожь (товарная позиция 1002), ячмень
(товарная позиция 1003), овес (товарная позиция 1004).
Некоторые изменения
были внесены для оказания помощи другим
международным организациям в их работе.
В частности, были
внесены изменения для обеспечения применения
Роттердамской конвенции и Монреальского
протокола. С этой целью ГС 2012 включила
новые субпозиции для определенных химических
веществ, попадающих под контроль Роттердамской
конвенции, и озоноразрушающие вещества,
находящиеся под контролем Монреальского
протокола.
Например:
• 2903 75 —дихлорпентафторпропаны;
• 2903 73 —дихлорфторэтаны;
• 2903 71 —хлордифторметаны.
ГС 2012 продолжает
процесс, начатый в ГС 2007 для
определения ртути и ее соединений. Перенос
всех соединений ртути в товарную позицию
2852 дополнен уточнением «химически определенные
и неопределенные».
Товарная позиция
2931 детализирована для охвата торговли
тетраметилсвинцом и тетраэтилсвинецом,
а также включает торговлю соединениями
трибутиловыми.
Изменения в 2012 г.
ГС идут в ногу с технологическим прогрессом,
но изменения не столь многочисленные,
как в ходе последнего цикла обзора,
когда высокотехнологичные изменения
составляли основную часть изменений
к ГС 2007. Например: 8507 Аккумуляторы
электрические, включая сепараторы
для них, прямоугольной (в том числе
квадратной) или иной формы: