Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Планирование — это разработка и установление
руководством предприятия системы количественных
и качественных показателей его развития,
в которых определяются темпы, пропорции
и тенденции развития данного предприятия
как в текущем периоде, так и на перспективу.
Ни для кого не секрет, что именно
планирование является центральным звеном
механизма управления и регулирования
в каждой системе, и, конечно же, для того,
чтобы система работала эффективно, она
должна в себя включать не только планирование,
но человеческие факторы в виде отдельных
исполнителей или групп людей. Эффективная
деятельность любой системы возможна
лишь при наличии определенного организующего
начала, направляющего и регулирующего
активность этого компонента системы,
управляющего им.
Системы управления в таможенных
органах имеют своей главной целью достижение
единодействия всех сотрудников таможенных
органов. Система должна работать в одном
направлении и обеспечивать решение поставленных
перед ней задач. Для этого требуется четкое
управление внутри нее.
Планирование в таможенной
системе - это основная функция управления,
посредством которой в таможенных органах
вырабатываются организационные начала
предстоящей деятельности.
С помощью планирования
определяются цели и направления
движения системы, разрабатываются
методы, с помощью которых реализуются
существующие проблемы, определяется
темп развития системы.
Субъект управления намечает
план будущих действий исполнителей, обосновывает
пути, способы, средства и сроки достижения
поставленных в плане задач.
Задачи выработки цели, моделирования
будущей деятельности по достижению цели,
ее программирования реализуются выполнением
таких управленческих работ, таких как:
- определение цели
управления;
-выявление проблемы,
мешающей достижению цели;
-выработка и
принятие управленческих решений
на достижение поставленной цели;
-разработка организационного
плана реализации принятого решения;
согласование разработанного плана;
утверждение его старшим начальником.
Организационное планирование
осуществляется на всех уровнях управления:
стратегическом (ФТС России); оперативном
(РТУ); тактическом (таможни, таможенные
посты).
Сам по себе готовый и утвержденный
план еще не свидетельствует о том, что
он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие
условия - их создает другая функция управления
- организация.
Планирование деятельности
таможенной службы является одной из важнейших
тем, необходимых для развития международной
торговли.
Целью данной работы является
выявление особенностей планирования
в таможенной системе.
Исходя из цели, выделим следующие
задачи:
- выявить особенности
планирования в таможенном деле;
-проанализировать планирование
деятельности таможенных органов;
- выявить сущность методики
планирования.
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
В ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЕ
1.1.Планирование
в таможенной системе как одна
из основ управления.
Как мы говорили ранее, планирование
является основной функцией управления,
посредством которой в таможенных органах
вырабатываются организационные начала
предстоящей деятельности.
Именно с помощью
планирования определяются цели
и направления движения системы,
разрабатываются методы, с помощью которых
реализуются существующие проблемы, определяется
темп развития системы.
Для более глубокого понимания сущности
планирования в таможенной системе, необходимо
знать особенности, которые присущи
этому планированию.
К ним
можно отнести:
-ярко выраженную нацеленность
планирования на конечный результат служебной
деятельности;
-сочетание управленческой
деятельности внутри системы с работой
с участниками ВЭД;
- осуществление полномочий
органа государственного планирования;
-допустимость разумного
риска в процессе планирования;
-динамичность процессов
планирования в условиях противоборства
сотрудников таможенных органов с недобросовестными
участниками ВЭД, контрабандистами и их
пособниками;
- относительная неопределенность
условий, в которых осуществляется планирование.
Планирование опирается как на
объективные экономические законы1 и законы управления, так и
на формирующуюся на их основе единую
систему интересов всех участников оперативно-служебной
деятельности:
-общественных, коллективных
и личных.
1.2.Направления и
виды планирования.
Важной особенностью планирования
является то, что оно играет созидательную
роль, повышая эффективность таможенной
деятельности.
Под планированием понимается
деятельность по определению целей
и задач на предстоящий период работы,
способов их достижения,
последовательность их решения и сроков
выполнения.
Основу
системы планирования составляют стратегические,
организационные и разовые планы.
1. Стратегические планы2 разрабатываются на региональном уровне
и включают в себя, в основном, долгосрочные
целевые программы решения наиболее актуальных
проблем развития таможенной службы (например,
Программа развития РТУ в рамках Федеральной
целевой программы развития таможенной
службы РФ). Стратегию развития таможенной
службы в рамках государственной таможенной
политики, определяет ФТС России. Стратегий
может быть несколько, они могут реализовываться
одновременно в различных сферах и областях.
2. Организационные планы
Организационные
планы составляют в целях упорядочения
текущей деятельности, наилучшего выполнение
таможенными органами их функций, а также
для контроля и координации работ по подготовке
и реализации планов, и в свою очередь включают в себя:
- годовые;
-полугодовые;
- квартальные;
-месячные планы.
Основным документом является
план работы таможенного органа на год.
К организационным
планам относятся также:
-полугодовые планы работы коллегии
РТУ;
- ежемесячные планы основных
мероприятий РТУ;
- планы профессионального обучения,
графики инспекторских проверок;
- планы служебных командировок
сотрудников таможенных органов.
3. Разовые планы составляются
по мере необходимости. К ним относятся:
- планы, разрабатываемые РТУ и
таможенными органами региона по выполнению
решений федеральных органов представительной
и исполнительной власти (например,
календарный план реализации Межведомственного
плана по пополнению доходной части федерального
бюджета);
- планы, предусматривающие
комплексное участие ряда подразделений
в решении отдельных задач (например,
комплексный план
по укреплению служебной дисциплины);
- планы по проведению
оперативно-поисковых мероприятий и широкомасштабных
специальных операций;
- планы проведения семинаров,
совещаний.
Но так как задачи, решаемые
таможенными органами, требуют разного
времени, различны по уровню компетенции,
направлены на совершенствование технологий
таможенного дела. Поэтому в своей деятельности
таможенные органы используют не один
вид планов, а их систему. В зависимости
от уровня планирования и от того, как
сочетаются замысел и средства его достижения:
Помимо стратегического плана
(который разрабатывается ФТС России)
есть так же:
· тактические планы (разрабатывают РТУ);
·оперативные планы (разрабатывают таможни
и таможенные посты);
·планы совместной работы и
личные планы (разрабатывают руководители
подразделений или непосредственно должностные
лица).
Тактический
план развивает идею стратегического
плана, дополняет систему его мероприятий
конкретными заданиями и показателями.
В нем установлены сроки исполнения мероприятий
и ответственные службы, обозначен ожидаемый
эффект.
Оперативные
планы обычно разрабатываются в таможнях,
но могут разрабатываться в любых таможенных
органах: и в ФТС, и в РТУ и на таможенных
постах. Как правило, по времени они приближены
к событию. Это могут быть планы закупки
предметов снабжения, планы проведения
текущего или капитального ремонта и т.п.
В зависимости от длительности
периода, в течение которого предполагается
решить поставленные задачи, планы могут
быть:
· долгосрочными (5
и более лет);
· среднесрочными
(от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года);
· текущими (до 1 года).
Планирование
деятельности подразделения включает
в себя:
- оценку оперативной
обстановки в регионе деятельности,
ее изменения и динамику;
- оценку результатов
ранее запланированных и
проведенных мероприятий;
- определение основных
направлений и задач таможенного
органа (подразделения) на планируемый
период;
- определение основных
организационных, оперативных и
иных мер, необходимых для
решения основных задач,
рациональное распределение
и использование имеющихся сил и средств;
- определение форм
взаимодействия отдельных подразделений
при выполнении планируемых мероприятий;
- установление конкретных
сроков исполнения мероприятий
и лиц, ответственных за их
выполнение.
1.3.Основные принципы
планирования в таможенной системе. Понятие
и виды.
Общие принципы в
таможенной системе - это стратегические нормы
управления и они действуют
во всех сферах и подсистемах таможенных
органов. Однако действуют они специфически
в каждой управленческой системе. Даже
перечисление основных общих принципов
управления (таких как системность, принципы
обратной связи, информационной достаточности,
оптимальности, соподчиненности и ряда
других), а также их диалектическое влияние
на систему управления в таможенных органах
подтверждает это.
Системность - ведущий принцип
управления. Системность в управлении
таможенными органами обеспечивает и
совершенствует структурное и функциональное
единство системы.
Чем сложнее задачи, стоящие
перед таможенными органами, тем большую
значимость приобретает принцип обратной
связи системы. Информация позволяет субъекту
управления3 иметь представление о состоянии
системы в каждый данный момент времени,
о достижении заданной цели, с тем, чтобы
воздействовать на систему и обеспечить
выполнение управленческих решений.
Принцип информационной
достаточности означает, что в условиях небывалого
роста объемов информации в таможенной
системе, в том числе управленческой, огромное
значение приобретает интенсификация4 информационных процессов.
Достижение в таможенных органах
поставленной цели в возможно более короткие
сроки при наименьших материальных, финансовых
и трудовых затратах является сутью принципа
оптимальности управления в таможенной
системе, которая в свою очередь обеспечивается
различными методами и средствами.
Важное значение в таможенной
системе имеют и находятся в различной
степени реализации и другие общие принципы
управления.
Частные принципы в таможенных органах подразделяются
на две большие группы:
-принципы, применяемые в экономической,
социально-политической и духовной сферах
таможенной деятельности
- принципы, имеющие место в
системе таможенных органов как государственной
правоохранительной организации, обеспечивающей
в пределах своей компетенции экономическую
безопасность РФ.
К
частным относятся принципы управления:
- Законности.
- Централизации в сочетании
с разумной децентрализацией.
- Непрерывности.
- Оперативности.
- Гибкости.
- Ответственности.
- Преемственности.
- Нацеленности на конечный
результат и другие.
Управление в таможенной системе
опирается и на группы таких частных принципов,
как:
- принципы организации и деятельности
государственной службы;
- принципы подбора кадров, их
обучения и воспитания;
-принципы осуществления оперативно-розыскной
деятельности и ряд других.
Организационно-технологические
принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной
и административно-исполнительской деятельности
руководителей таможенных органов.
К
ним можно отнести принципы управления:
-Единоначалия;
-Конкретности;
-Разделения труда;
-Скалярный;
- Иерархии;
- Единства распорядительства
и одного начальника;
-Делегирования полномочий;
-Диапазона управления
и другие.
Особо необходимо подчеркнуть
значение принципа
единоначалия. Он предполагает, с одной
стороны, коллегиальность
управления, а с другой - установление строжайшей
персональной ответственности за исполнительские
функции. Коллегиальность не исключает,
а предполагает личную ответственность
каждого сотрудника за порученное ему
дело.
В таможенных органах на всех
уровнях руководства принцип единоначалия
действует постоянно, так как руководители
таможенных органов законодательно наделены
правами и функциями единоначальника.
Это выражается в:
- полноте и объеме властных
полномочий, предоставляемых для решения
поставленных задач перед данной структурой;
-наличии законодательного
обеспечения реализации этой функции
с ответственностью перед государством
за использование предоставленных прав;
в кадровом и структурном обеспечении
реализации прав руководителей-единоначальников;
-в материальном и финансовом
обеспечении правоохранительной деятельности
со стороны государства;
- в наличии государственных
гарантий социальной защищенности персонала
военизированной и правоохранительной
структуры.
На принципе единоначалия руководит
системой таможенных органов руководитель
ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства
таможенным делом рассматриваются на
заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые
на заседаниях коллегии решения, оформленные
приказом руководителя ФТС России, обязательны
для исполнения всеми таможенными органами
и сотрудниками. На принципе единоначалия
действуют начальники региональных таможенных
управлений, опирающиеся в своей деятельности
на коллегии управлений, а также руководители
Российской таможенной академии, Главного
научного информационно-вычислительного
центра, Центральной таможенной лаборатории
и других организаций, подведомственных
ФТС России.