Успех в управлении таможенной
системой обеспечивается единством действий
всех должностных лиц, органов и организаций
таможенной системы, участвующих в управлении.
При этом весьма важное значение имеет
четкое определение специфики места и
роли каждого, ясное распределение их
компетенции, функций и прав в общем деле.
Большое значение имеют для этого издаваемые
ФТС России нормативные документы, положения
о таможенных органах Российской Федерации
и их подразделениях.
Принцип
конкретности управления требует конкретного
анализа ситуации, для чего нужна добротная
научная информация о системе управления
и об ее внешней среде.
Принцип
разделения труда предусматривает, что вся деятельность
по организации управления разбивается
на простейшие операции, выполнение которых
поручается конкретным звеньям системы
управления. Каждое звено системы управления
таможенным органом должно иметь четкие,
конкретные обязанности.
Скалярный
принцип определяет, что каждая организация
(в том числе таможенный орган) должна
иметь четко определенную иерархическую
структуру.
Принцип
иерархии предусматривает, что нижестоящий
сотрудник или подразделение подчиняется
вышестоящему. Каждый сотрудник административной
иерархии отвечает перед вышестоящим
за решения и действия не только свои,
но и всех подчиненных ему сотрудников.
Принцип
единства распорядительства и одного
начальника определяет, что каждый сотрудник
получает приказы и распоряжения только
от одного начальника, так как это - необходимое
условие единства действий, и что ни один
сотрудник не должен докладывать более
чем одному вышестоящему руководителю.
Принцип
делегирования полномочий означает, что при
передаче задачи из сферы деятельности
руководителя подчиненному должны также
передаваться и права для ее решения, а
подчиненный должен принимать на себя
ответственность за них.
Принцип
диапазона управления предусматривает, что вышестоящее
должностное лицо должно нести ответственность
за деятельность строго определенного,
оптимального количества подчиненных.
Глава 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ
2.1. Структура таможенных
органов РФ.
Таможенные органы РФ – органы
исполнительной власти, которые непосредственно
осуществляют деятельность в области
таможенного дела. Таможенные органы входят
в систему правоохранительных органов
РФ.
Таможенные органы РФ, осуществляющие таможенное
дело в РФ, составляют единую систему,
в которую входят:
-Федеральная
Таможенная Служба России;
-региональные таможенные
управления (РТУ) РФ;
-таможни РФ;
- таможенные
посты РФ.
ФТС России - центральный орган
исполнительной федеральной власти, осуществляющий
непосредственное руководство таможенным
делом в РФ (ст.7 ТК РФ). Он возглавляет,
объединяет и направляет деятельность
таможенных органов. Как федеральный орган
ФТС России несёт ответственность за реализацию
таможенной политики РФ; обеспечивает
соблюдение законодательства по таможенному
делу и иного законодательства, развитие,
укрепление единства всей системы возглавляемых
им таможенных органов. ФТС России выполняет
не только функции непосредственного
руководства таможенным делом, но и координационные
и контрольные функции в этой сфере.
Основными
задачами ФТС России являются:
-участи в разработке
таможенной политики РФ;
-обеспечение в
пределах своей компетенции единства
таможенной территории РФ;
-организация применения
и совершенствование средств
таможенного регулирования хозяйственной
деятельности исходя из приоритетов
развития экономики РФ и необходимости
создания благоприятных условий для участия
России в мирохозяйственных связях;
-организация и
совершенствование таможенного
дела в РФ;
-обеспечение соблюдения
законодательства по таможенному
делу, а также законодательства,
контроль за исполнением которого
возложен на таможенные органы
РФ;
- обеспечение участия
РФ в международном сотрудничестве
по таможенным вопросам.
Региональные таможенные управления (РТУ) РФ являются промежуточным
звеном между ФТС РФ и таможнями РФ. РТУ входят в единую
систему таможенных органов Российской
Федерации и под непосредственным руководством
ФТС России реализуют таможенную политику
и обеспечивают осуществление таможенного
дела на территории подведомственного
региона.
РТУ осуществляют руководство
таможенным делом в своем регионе, который
определяет ФТС России.
В задачи РТУ входят:
- организация таможенного
дела;
- обеспечение своевременного
перечисления в федеральный бюджет
таможенных платежей;
-обобщение и анализ
таможенной практики, разработка
и осуществление в пределах своей
компетенции мер;
- направленных на обеспечение
единства таможенной территории России,
ее экономической безопасности в части,
относящейся к таможенному делу;
- борьба с контрабандой и иными
таможенными правонарушениями;
организационное, материально-техническое,
финансовое, кадровое, социально-бытовое
и прочее обеспечение своей деятельности
и деятельности подчиненных органов.
Таможня РФ является юридическим
лицом, имеет печать с изображением государственного
герба РФ, текущие счета в банках и иных
кредитных учреждениях.
Функционируют следующие РТУ РФ: Северо-Западное
(Санкт-Петербург); Дальневосточное (Владивосток);
Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону); Поволжское
(Нижний Новгород); Восточно-Сибирское
(Иркутск); Зпадно-Сибирское (Новосибирск);
Татарское (Казань); Уральское (Екатеринбург);
Калининградское (Калининград); Западное
(Москва); Московское (Москва); Дагестанское (Махачкала); Башкирское (Уфа).
В непосредственном подчинении РТУ РФ
находятся расположенные на территории
подведомственного региона таможенные
органы.
Свою деятельность таможни
осуществляют через таможенные
посты.
Таможенный пост РФ
— это подразделение таможни РФ, уполномоченное
в полном объеме проводить таможенное
оформление и таможенный контроль в определенном
пункте или на определенной территории.
В отличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются
юридическим лицом (за исключением
особых случаев, определяемых специальными
приказами ФТС).
В задачи таможенного
поста входит:
- непосредственное осуществление таможенного
дела;
- таможенное оформление и таможенный
контроль на вверенном участке;
- борьба с административными
правонарушениями в области таможенного
дела.
Структура, штатная численность работников,
руководитель таможенного поста определяются
вышестоящей таможней.
2.2. Методы планирования
в таможенных органах РФ.
Насколько все понимают, что
методы планирования является составной
частью методологии планирования. Методы
- это совокупность способов и приемов,
с помощью которых обеспечивается разработка
и обоснование плановых документов.
При изучении методов управления
особенно необходимо учитывать, что направленность
их воздействия определяется конкретной
целью, поставленной перед социально-экономической
системой, в том числе перед таможенной
службой. Такая цель требует решения конкретных
организационных, экономических, социальных
и технических задач, что в свою очередь
требует применения соответствующих методов
управления.
В процессе реализации в таможенных
органах таких функций управления, как
организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных
(административных) методов формируются
отношения, которые включают такие аспекты
деятельности сотрудников и коллективов,
как долг, полномочия, ответственность,
дисциплинарные требования и др. Особенность организационно-распорядительных
методов в таможенных органах, как
государственных, состоит в том, что
они:
- выражают прямое
директивное воздействие на систему в
целом или на ее элементы в отдельности;
-дают возможность руководителю
таможенного органа принимать однозначное
решение;
-основаны на обязательности
исполнения нормативно-правовых и директивных
документов.
В таможенных органах
применяются три группы организационно-распорядительных
методов: организационные, распорядительные
и дисциплинарные.
Ведущее
место отводится методам организационного
воздействия5, составляющим первую группу.
Регламентирование представляет собой жесткий
тип организационного воздействия. Оно
устанавливает в таможенных органах основу
организации системы и процессов, протекающих
в них, и заключается в разработке и введении
в действие организационных положений,
к которым относятся:
-положения общеорганизационного
характера, устанавливающие организационную
обособленность и порядок функционирования
таможенной системы в целом;
-положения, определяющие и
устанавливающие внутренний порядок работы,
организационный статус различных подразделений,
их задачи, функции, полномочия;
-типовые структуры подразделений;
должностное регламентирование, осуществляемое
штатными расписаниями и должностными
инструкциями.
Нормирование - это менее жесткий тип организационного
воздействия и заключается в установлении
норм и нормативов, которые служат ориентировкой
в деятельности, устанавливают ее границы
по верхним и нижним пределам. Организационное
нормирование определяет пути и порядок
выполнения функций и обязанностей, необходимые
нормы, правила действий и взаимодействий
в таможенной системе. В практике управления
таможенным и органами используются некоторые
нормы времени и другие нормативы и идет
постоянный процесс их совершенствования.
Инструктирование - всегда имеет форму методической
и информационной помощи, направленной
на успешное выполнение работы.
Второй
группой организационно-распорядительных
методов управления являются методы распорядительного
воздействия, которые выражаются в повседневном
оперативном обеспечении слаженной работы
органов управления.
Это методы текущей организационной
работы, базирующиеся на организационной
структуре, сформированной путем организационного
воздействия.
В основе методов распорядительного
воздействия в таможенных органах лежат
полномочия и обязанности. Данные методы
реализуются путем принятия решения коллегии
ФТС России, издания приказов, указаний,
распоряжений, положений, резолюций на
документах, а также принятия и доведения
управленческих решений в устной форме.
Приказы в таможенной системе издают только
линейные руководители, распоряжения
- их заместители и руководители функциональных
служб в пределах делегированных им прав
и полномочий. В России правом подписи
приказов пользуются и заместители руководителя
в пределах своих полномочий.
Третьей группой
организационно-распорядительных методов
управления являются методы дисциплинарного
воздействия. Суть этих методов в таможенных
органах состоит в установлении ответственности. Предназначены
они для поддержания стабильности
организационных связей в системе управления
посредством дисциплинарных требований
и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную,
материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных
методов используются в таможенной системе
как раздельно, так и совместно, дополняя
и обогащая друг друга.
Правовые
методы представляют собой совокупность
юридических средств и способов воздействия
на элементы социально-экономической
системы и отношения между ними в процессе
управления.
К
правовым методам относятся:
-разработка, использование
и применение правовых норм;
-формирование правовых
отношений;
- соблюдение требований правовых
актов.
Правовые нормы6 устанавливают место всех таможенных
органов в таможенной системе и методы
руководства ими, определяют характер
и содержание отношений, в которые они
вступают с другими организациями.
Социальные
и психологические методы7 занимают важное
место среди методов управления в
таможенных органах, поэтому существует тесная
зависимость между социальными характеристиками
коллектива, экономическими и организационными
показателями его деятельности. Так,
эффективность служебной деятельности
таможенных органов в значительной мере
зависит, например:
- от текучести кадров, которая
часто вызывается социальными и психологическими
условиями труда в таможне,
-а также от таких факторов,
как дисциплинированность, добросовестность
сотрудников, психологический
климат в коллективе и др. Целью социальных
и психологических методов является:
- обеспечение растущих социальных
потребностей сотрудников;
-их всестороннего гармонического
развития и повышение на этой основе служебной
активности личности и эффективной деятельности
коллективов.
Эти методы основаны
на использовании социального
механизма, действующего в коллективе, в
состав которого входят:
- неформальные группы;
-роль и статус личности;
- система взаимоотношений в
коллективе;
- социальные потребности;
- другие социальные аспекты.
Социальные методы включают методы:
- социального нормирования;
- социального регулирования;
- социальной преемственности;
- социального новаторства и
мотивирования.
Методы социального воздействия
находят отражение в планах социального
развития коллективов таможенных органов,
включающих мероприятия по повышению
культурно-воспитательного и квалификационного
уровня сотрудников, по борьбе с текучестью
кадров, по улучшению условий труда и быта.
Психологические методы направлены на регулирование
отношений между сотрудниками таможенных
органов путем создания оптимального
психологического климата в коллективах. К ним относятся
методы:
-комплектования малых групп
и коллективов;
-гуманизации труда;
- психологического побуждения
(мотивации), профессионального отбора
и обучения.
Применение психологических
методов управления должно осуществляться
в комплексе с социальными, организационными
и экономическими методами, так как только
в этом взаимодействии можно добиться
оптимального решения сложных задач социального
развития коллектива.