Распределительная
функция пошлин естественно вытекает
из их участия в механизме распределения
доходов, произведенных в экономике страны.
Это участие предполагает выполнение
таможенными пошлинами фискальной функции,
которая состоит в обеспечении доходов
государственного бюджета. В настоящее
время данная функция играет одну из ведущих
ролей.
Фискальная
ориентация практики применения таможенных
пошлин свидетельствует об их несовершенстве
как инструмента государственного регулирования
и объясняется современным состоянием
российской экономики. В условиях низкой
налоговой дисциплины и такой же платежеспособности
многих предприятий таможенный тариф
является одним из наиболее надежных источников
пополнения государственной казны.
От того,
как выполняется функция поддержки конкурентной
среды, во многом зависит не только эффективность
применения пошлин как инструмента государственного
регулирования ВЭД, но и в целом системы
воздействия государства на экономику.
В литературе данную функцию называют
защитной или протекционистской, которая
направлена на ограждение внутреннего
рынка от массированного импорта. Применение
данной функции в полной мере соответствует
интересам отечественных производителей,
поскольку в значительной степени снижает
остроту конкурентной борьбы на внутренних
рынках. Нет сомнения, что отечественное
производство, находясь в исключительно
тяжелом состоянии, имея отсталую техническую
базу, значительно уступая зарубежным
предприятиям в конкурентоспособности,
очень нуждается в мерах протекционистского
характера, тем более что в настоящее время
внутренний рынок страны защищен таможенным
тарифом гораздо слабее, чем в развитых
странах[10].
- Принципы и критерии
формирования таможенной пошлины
Таможенные пошлины используются для
достижения тех целей и решений
задач, которые ставятся руководством
страны на определенных этапах ее социально-экономического
развития.
Естественно,
что на каждом из этапов формируются и
решаются тактические и стратегические
цели и задачи.
Отсюда
вытекает важнейший принцип формирования
таможенных пошлин - принцип научной обоснованности.
Таможенная пошлина должна определяться
на основе научно обоснованных положений,
что объективно отражает ее экономическую
реальность и позволяет использовать
для решения поставленных задач. Принцип
научной обоснованности предполагает,
что при определении таможенных пошлин
необходимо учитывать действие экономических
законов. Это, прежде всего, закон стоимости,
который предусматривает необходимость
эквивалентности обмена и является регулятором
производства. При нарушении действия
этого закона прекращается поступательное
экономическое развитие, возникают и углубляются
диспропорции в обмене результатами труда
между отдельными отраслями
производства, в результате
чего отдельные отрасли экономики приходят
в упадок [10, 22].
Из принципа научной обоснованности
следует, что в условиях рыночной экономики
таможенные пошлины должны формироваться
также с учетом закона соотношения спроса
и предложения товаров. В конечном
итоге система таможенных пошлин должна
отвечать требованиям закона экономии
общественного времени и способствовать
ускорению темпов социально-экономического
развития государства в целом [22].
В условиях
углубляющегося развития международного
обмена результатами труда таможенные
пошлины должны способствовать развитию
направлений научно-технического прогресса
и комплекса производств, позволяющих
достигнуть поставленных тактических
и стратегических целей. Поэтому одним
из основных принципом формирования таможенных
пошлин является учет приоритетов развития
и поддержки национальных производства.
Этот принцип формирования таможенных
пошлин может быть реализован только в
условиях разработанной системы приоритетов
развития отдельных производств и отраслей
национальной экономики.
При отсутствии такой системы
практически невозможно использовать
таможенные пошлины для формирования
эффективной структуры национального
производства.
Делая акцент на приоритетах
развития национального производства,
следует отметить тесную связь с принципом
эскалации таможенных пошлин. Данный принцип
говорит о том, что ввозные таможенные
пошлины на топливно-сырьевые товары и
продукты первичной обработки должны
устанавливаться на более низком уровне,
чем на продукцию обрабатывающей промышленности,
что позволяет увеличить объемы переработки
ввозимых топливно-сырьевых товаров и
поставки на экспорт продукции высоких
переделов с большей долей добавленной
стоимости [12].
Однако этот принцип в полной
мере может быть реализован только в условиях
высокоразвитой экономики, позволяющей
эффективно переработать и использовать
сырье для производства современной продукции,
пользующейся спросом на мировом рынке.
В условиях российской действительности,
ориентированной на экспорт топливно-сырьевых
товаров, этот принцип может быть реализован
частично, в части тех видов сырья, которые
необходимы для поддержания экспортно-ориентированных
производств в обрабатывающей промышленности.
В противном случае реализация этого
принципа может нанести ущерб как сырьевым,
так и обрабатывающим отраслям отечественной
промышленности [11].
Одним из важных принципов формирования
ввозных таможенных пошлин является поддержание
равновыгодной конкурентной среды для
отечественных и зарубежных производителей
на товарных рынках продуктов, производство
которых является приоритетным для национальной
экономики [22].
Если данная отрасль или производство
приоритетны для развития экономики страны,
то условия их конкуренции с импортными
товарами должны обеспечивать реализацию
потребителям товаров примерно по одной
и той же цене с учетом потребительских
свойств и полезности товаров, а отечественным
производителям - прибыль, достаточную
для поддержания нормального функционирования
предприятий.
Нарушение принципа формирования
таможенных пошлин приводит к созданию
дефицита товаров на внутренних рынках
и росту внутренних цен.
Также следует отметить такой
принцип установления таможенных пошлин
как учет социально-экономических последствий
введения новых ставок таможенных пошлин.
Изменение ставок таможенных пошлин может
привести к нерентабельности собственных
производств, к закрытию предприятий и
высвобождению работников, что связано
с решением вопросов их трудоустройства.
Особенно эти вопросы актуальны для территорий,
где такие предприятия занимают ведущее
место в экономике региона или являются
градообразующими [14, 22].
Рассматривая критерии формирования
таможенных пошлин, следует исходить принятого
определения критерия как признака, на
основании которого производится оценка
или классификация явления. Для того
чтобы, что-то определить, оценить, классифицировать,
необходимо исходить из сущности той категории,
которая отражает данное явление, данную
реальность.
Важнейшим критерием формирования
таможенной пошлины является степень
достоверности отражения разницы в уровне
национальной и мировой стоимости товаров,
что предполагает использование при формировании
таможенной пошлины цен, в максимально
возможной степени отражающих стоимость
и потребительские свойства товаров.
Действующие цены под влиянием
различных факторов отклоняются от истинной
стоимости товаров. Поэтому при обосновании
пошлин их необходимо определенным образом
скорректировать.
Важным критерием формирования
таможенной пошлины является степень
ее воздействия на экономическое поведение
экспортеров, импортеров и отечественных
производителей. С точки зрения ее соответствия
интересам национальной экономики этот
критерий тесно связан с критерием достоверности
таможенной пошлины. Таможенные пошлины,
в максимальной степени отражающие различия
в уровне мировой и национальной стоимости,
наиболее эффективно будут воздействовать
на экономическое поведение импортеров,
экспортеров и отечественных производителей.
Если же достоверность таможенных пошлин
невысока, то определение, в какой степени
она воздействует на экономическое поведение
хозяйствующих субъектов довольно затруднительно.
При формировании таможенных
пошлин необходимо учитывать критерий
наличия собственного производства товара
или его отсутствие. Этот критерий представляется
достаточно важным, поскольку каждая страна
должна иметь состав и структуру производства,
вытекающие из ее геополитического и геоэкономического
положения. Пошлины, формируемые с учетом
наличия собственного производства, можно
определить термином «регулярные таможенные
пошлины». При их обосновании необходимо
рассчитывать цены, отражающие уровень
общественно необходимых затрат труда
на производимую продукцию, и при этом
существуют более жесткие рамки изменения
ставок таможенных пошлин. Пошлины, формируемые
при отсутствии собственного производства,
можно определить термином «нерегулярные
таможенные пошлины», поскольку существует
возможность более свободного маневрирования
такими пошлинами, хотя, естественно, существуют
ограничения в таком маневрировании [15].
По критерию важности решаемых
задач можно выделить таможенные пошлины
стратегического и тактического назначения.
Например, политика государства, направленная
на развитие производства высокотехнологичных,
наукоемких производств, производств,
необходимых для поддержания на соответствующем
уровне различных видов национальной
безопасности, например, технологической,
продовольственной, должна обеспечиваться
поддержкой стратегического таможенно-тарифного
регулирования. В свою очередь, по определенным
видам продукции таможенными пошлинами
можно маневрировать более гибко, изменяя
их уровень и соотношения, особенно в ходе
торговых переговоров с другими странами
[9].
Таможенные пошлины стратегического
назначения — это пошлины долговременного
действия, направленные на формирование
и поддержание оптимальной структуры
производства. Пошлины тактического назначения
должны учитывать изменчивую рыночную
конъюнктуру.
К сожалению, в условиях отсутствия
достаточно разработанной структурной
и промышленной политики этот критерий
при формировании таможенных пошлин использовать
достаточно сложно, но значимость такого
подхода при формировании таможенных
пошлин весьма высока.
Подытоживая все вышеперечисленное
и характеризуя сущность таможенной пошлины,
следует сказать о ее наднациональном
характере формирования, установления
и реализации, что обусловлено созданием
Таможенного союза и вступлением России
во Всемирную торговую организацию. Тем
самым цели таможенных пошлин устанавливаются
в зависимости от международных соглашений
в рамках Единого таможенно-тарифного
регулирования Таможенного союза. Также
следует отметить, что факторы, влияющие
на установление таможенных пошлин, имеют
широкий спектр и обусловлены как внутренними
интересами государства, так и сложившей
мировой торгово-политической ситуацией.
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАННОСТЬ
СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ПРИМЕРЕ ВВОЗА
ГРУЗОВОЙ ТЕХНИКИ
2.1. Импорт и
производство грузовой техники
в России
В целях обоснования введения
и динамики применения установленных
ставок таможенных пошлин на импорт грузовой
техники, необходимо сделать анализ ввоза
данной техники, с тем, чтобы отобразить
насыщенность и защищенность внутреннего
рынка от иностранной конкуренции в данном
секторе.
Анализ ввоза грузовой техники
произведен за период 2009-2012гг и представлен
товарными позициями согласно ЕТН ВЭД
ТС [2]:
- 8701 «Тракторы (кроме тракторов
товарной позиции 8709)»;
- 8704 «Моторные транспортные
средства для перевозки грузов».
Динамика импорта грузовой
техники за обозначенный период представлена
на рисунке 2.1[30].
Рис.2.1. Динамика импорта
грузовой техники в РФ 2009-2012гг., тыс. шт.
Анализируя показатели
импорта грузовой техники обозначенных
товарных позиций, мы можем говорить о
значительных темпах роста ввозимой техники,
которая практически имеет шаг увеличения
в 2 раза, особенно это ярко отображено
в динамике импорта 2009-2011гг [19].
Однако низкие показатели
в 2009 году обусловлены снижением спроса
на грузовые автомобили в условиях экономического
кризиса; повышением таможенных пошлин
в январе 2009 г.; девальвацией рубля по отношению
к доллару и евро в начале 2009 г., что привело
к значительному удорожанию импортируемых
машин; наличие высокого уровня складских
запасов [20].
На основе вышесказанного,
мы можем говорить, что на динамику импорта
повлияли преимущественно внешние факторы,
вызванные мировым экономическим кризисов,
которые впоследствии дали толчок развития
негативным внутренним факторам.
В 2010 году рынок грузовых
автомобилей, в целом, вырос на 72%. Количество
произведенных в России и импортированных
автомобилей превысило 190 тыс. штук, а общий
автопарк составил более 3 600 тыс. грузовых
автомобилей [17].
Темп роста ввоза импортных
автомобилей в Россию в 2010 году составил
118% по отношению к предыдущему году, что
в итоге составило 53,7 тыс. единиц грузовой
техники. Данный рост количества импортируемых
автомобилей напрямую связан с общим оживлением
российской экономики, ее восстановлением
после экономического кризиса, что повлекло
за собой рост объема автомобильных грузоперевозок,
а, следовательно, и потребности в увеличении
автопарка.
Импорт грузовых автомобилей
в 2011 году также значительно вырос и составил
85,6% от показателей предыдущего года.
Всего в РФ из-за рубежа
за 2011 год было ввезено 99,7 тыс. шт. грузовой
автотехники на сумму в $2,51 млрд. Дальнее
зарубежье поставило в Россию 98,9 тыс. грузовых
автомобилей на $2,47 млрд, а страны СНГ —
0,8 тыс. на $39,6 млн [17].
В 2012 году мы можем
наблюдать менее активные темпы роста
импорта грузовой техники, что в общем
составило рост на 20,36% - до 120 тыс. единиц, стоимостью
$3,729 млрд. При этом большая часть - 114,7 тыс.
машин на $2,993 млрд - была ввезена из стран
дальнего зарубежья, 5,3 тыс. машин на $736,6
млн - из стран СНГ [19].
Динамика импорта грузовой
техники за рассмотренных четырех летний
период вызвана преимущественно макро-
и микроэкономическими факторами. Начиная
с 2010 года можно наблюдать довольно стабильный
и высокий рост импорта грузовых автомобилей,
что подтверждается общим выздоровлением
экономической ситуации страны.
В целях формирования
базы для оценки обоснованности
ставок ввозных таможенных пошлин,
необходимо рассмотреть внутреннее
производство грузовой техники
в Российской Федерации, с тем
чтобы выявить зависимость и разницу в
производстве и импорте данного товара,
что в априори является основой повышения
ставок ввозных таможенных пошлин для
товаров товарных позиций 8701 и 8704.