Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), происходит связывание ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза со ставками, которые применяются странами - участницами ВТО, а также гармонизация всего механизма таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза. При этом важное значение приобретает совершенствование управления таможенного тарифа в целях более полной реализации его защитных функций при соблюдении интересов мирового торгового сообщества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Экономическая сущность таможенной пошлины…………………….3
1.1. Цели, роль и функции таможенной пошлины………………………….......3
1.2. Принципы и критерии формирования таможенной пошлины……….......10
Глава 2. Обоснованность ставок таможенных пошлин на примере ввоза грузовой техники……………………………………...………………..15
2.1. Импорт и производство грузовой техники в России……………………..15
2.2. Оценка обоснованности ставок таможенных пошлин……………………20
Глава 3. Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО………………..30
Заключение…………………………………………………...…………………..36
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)

Таможенный тариф Таможенного союза в редакции от 2010 года при рассмотрении товарных позиций 8701 и 8704 имел защитную направленность данной продукции от иностранной конкуренции, которая обусловлена повышенным вниманием развития отечественного автомобилестроения как легкового, так и грузового классов, а также восстановлением отечественного автомобильного производств после мирового экономического кризиса. Данное обстоятельство объясняется тем, что влияние кризиса и рост иностранной конкуренции со стороны Южной Кореи и  Китая в своей совокупности сказались довольно сильно на конкурентоспособности отечественных товаров, потому как широкое предложение при низкой себестоимости и активной мировой рекламе, заставили обратить бизнес- сектор внимание именно на азиатский рынок, который был менее всего подвержен действию экономического кризиса, случившегося в Европе. С динамикой ставок таможенных пошлин на товары 8701 и 8704 товарных позиций можно ознакомиться в приложении 1 [6,7].

Рассматривая импорт грузовой техники в целом и внутригосударственную политику по защите отечественных товаропроизводителей, а также внимая выполнение всех таможенных операций и применение соответствующих таможенных платежей, необходимых для выпуска указанной техники, нельзя не отметить введение утилизационного сбора.

Утилизационный сбор на автомобили, введенный в сентябре для защиты отечественных производителей, оказался действенной мерой [5].

В сентябре 2012г резко снизился импорт грузовиков, в первую очередь из Азии. Например, ввоз машин из Южной Кореи и Китая сократился на 89-97%. Ввоз легковых автомобилей, в первую очередь из СНГ, тоже заметно снизился. Но за месяц до введения сбора многие импортеры завезли в Россию двойной, а то и тройной месячный объем. Кроме того, они объясняют падение ввоза не только самим сбором, но и «неразберихой» с порядком его применения, ожидая быстрого восстановления импорта.

Утилизационный сбор на автомобили, который был для защиты российских производителей от резкого снижения таможенных пошлин после вступления России в ВТО, в первую очередь ударил по импортерам грузовиков.

Ставки утилизационных сборов разделяют на 3 вида [5, 28]:

    • ставки утилизационного сбора на автомобили легковые;
    • ставки на грузовики;
    • ставки на автобусы.

Для грузовых автомобилей установлена базовая ставка утилизационного сбора – 150 000 рублей.

Система ставок утилизационного сбора для грузовых автомобилей приведена в таблице 2.2 [32].

Таблица 2.2

Система ставок утилизационного сбора, %

Коммерческие грузовые и грузопассажирские автомобили

Коэффициент

Новые транспортные средства

ТС, с момента выпуска которых прошло более3-х лет на дату уплаты утилизационного сбора

Полной массой до 2,5 тонн

0,9

1,15

Полной массой от 2,5 тонн до 3,5 тонн

1,06

1,18

Полной массой от 3,5 тонн до 5 тонн

1,3

1,51

Полной массой от 5 тонн до 8 тонн

1,34

4,49

Полной массой от 8 тонн до 12 тонн

1,57

6,8

Полной массой от 12 тонн до 20 тонн

1,81

9,88

Полной массой более 20 тонн

3,54

11,8

Прочая спецтехника группы

3,7

12,56


 

 

Анализируя коээфиценты утилизационного сбора на различные группы грузовой техники, указанные в таблице 2.2, нельзя не отметить их фискальную направленность. Размеры данных коэффициентов значительно велики и максимально могут составлять до  1 884 000 рублей за прочую спецтехнику, с момента выпуска которой прошло более 3-х лет на дату уплаты указанного сбора.

Правительно РФ компенсирует потерянную прибыль от взимания таможенных пошлин по причине вступления в ВТО. Потому как членство в ВТО обязывает снижать пошлины, и автомобили — не исключение. Кроме того, новыми сборами и искусственным ростом цен на зарубежные автомобили предпринимаются попытки защитить отечественное производство. И если взглянуть на размеры утилизационного сбора, эта задача становится чрезмерно реальной [29].

От уплаты утилизационного сбора освобождаются только те транспортные средства, ввоз которых производится в качестве личного имущества переселенцев, беженцев или вынужденных переселенцев.

Под обязательную экологическую меру не попадают автомобили, которые ввозятся дипломатическими представительствами, а также консульскими учреждениями и международными организациями.

Кроме того, их сотрудники и члены их семей имеют право ввозить личные авто в Россию также без уплаты утилизационного сбора.

Не будут взиматься экологические сборы и с автомобилей старше 30 лет, прибывшие с территории государств, являющихся членами Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС [33].

От этого сбора будут освобождены и ответственные компании — отечественные производители, гарантирующие обеспечение в будущем безопасную утилизацию транспортного средства. Для этого компания, зарегистрированная в России, должна направить письменную гарантию утилизации в МВД, и в ПТС новых автомобилей будет проставляться соответствующая отметка. Получается, что законом изначально предусмотрено, что ставка утилизационного сбора никак не отразятся на производителях автомобилей, выпускающих их в России или имеющие обширную дилерскую сеть (в 40 регионах страны).

И остается неясным вопрос, не расписанный и даже не затронутый в Федеральном законе РФ от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ, таким образом следует утилизировать пришедший в негодность и более неэксплуатируемый автомобиль, куда его сдавать, как это оформлять. А ведь именно за эту процедуру собственно и будет взиматься утилизационный сбор. Вероятно, разъяснения появятся позже [5].

Подчеркивая все вышеизложенное, можно утверждать, что введение и применение утилизационного сбора является фискальной составляющей внутренней политики государства. И это подкрепляется как со стороны  установленных высоких коэффициентов утилизационного сбора, так и со стороны нормативного регулирования, где точно прописан механизм взимания данных платежей, но совсем непонятно как будет реализовывать данная, предоставленная государством, услуга.

Тем самым подводя итоги об оценки обоснованности ввозных таможенных пошлин, взимаемых при импорте грузовой техники товарных позиций 8701 и 8704, можно говорить, что величина таможенной пошлины установлена на уровне, создающем условия для добросовестной конкуренции отечественного и иностранного производителя, и имеет полное обоснование в своей реализации.

Рассматривая ввоз грузовой техники в целом, с учетом уплаты утилизационного сбора, наблюдается тенденция, которая характерна и для импорта легковых автомобилей. Только если при ввозе последней, наряду с фискальной функцией, данный сбор оправдывает себя со стороны защиты национальных автопроизводителей, то в рамках уплаты данного сбора при ввозе грузовой техники, этот факт не может себя оправдать, потому как конкурентоспособность российского грузового автомобилестроения занимает одно из ведущих мест на мировом рынке.

 

ГЛАВА 3.  ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И ИХ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

 

 

Развитие производства отечественных товаров необходимо для общества, а потому для расчета таможенной пошлины принимаются такие цены отечественных производителей, которые обеспечивали бы возможность возмещения объективно складывающихся затрат и прибыль, достаточную для расширения и модернизации отечественного производства продукции. При этом, если зарубежные и отечественные производители работают примерно в одинаковых условиях, предполагающих развитие конкурентной борьбы, то цены на импортную и отечественную продукцию на рынке должны выравнивать. При отсутствии таких условий необходимо, чтобы через таможенные пошлины учитывалась возможность более быстрого снижения затрат иностранными производителями, чем отечественными.

Эффективность таможенных пошлин в значительной степени может быть повышена за счет углубления их дифференциации, которая зависит от группировки товаров по условиям производства, потребительским свойствам, и приоритетности.

В импортном тарифе необходимо выделить пошлины, снижение которых выгодно для отечественной экономики, и пошлины, которые можно снизить для уменьшения общего уровня таможенного обложения, чтобы сохранить или увеличить ставки защитных таможенных пошлин для тех видов производств, которые в этом нуждаются.

В    сложившихся        экономических    условиях    отечественные    предприятия        практически некоторых отраслей   лишены    возможности развивать и совершенствовать технический уровень производства и не могут противостоять зарубежному производителю в конкурентной борьбе. При сохранении сформировавшихся в экономике процессов конкурентоспособность отечественных производителей будет снижаться по сравнению с иностранными предприятиями. Эти тенденции необходимо закреплять. Таможенные пошлины должны отслеживаться и корректироваться по мере изменения экономической ситуации, а не по требованию отдельных производителей, что не противоречит стабилизации экономики [27].

Своевременная корректировка таможенных пошлин и правильное определение таможенной стоимости невозможны без сопоставительного анализа уровня и динамики цен: мировых, производителей - поставщиков импортной продукции, отечественных производителей аналогичной продукции и реально складывающихся цен на внутренних рынках. Для этого в таможенной системе имеются предпосылки: данные таможенной статистики, возможность получения ценовой и другой информации из зарубежных государств, непосредственные контакты с участниками внешнеэкономической деятельности.

В Российской Федерации анализ цен и таможенных тарифов необходимо проводить также и в региональном разрезе. Эта работа могла бы выполняться в региональных таможенных управлениях по номенклатуре товаров, актуальной для каждого региона, где постепенно формировался бы банк данных, необходимых для принятия решений о внесении предложений по применению тарифных ставок. Возможно, речь может идти о ведущей роли таможенной службы в отслеживании динамики и уровня цен и таможенных тарифов и внесений предложений по изменению последних [27].

При изменении курса рубля к доллару необходимо также своевременно корректировать вывозные пошлины. По-видимому, целесообразно устанавливать ступенчатые таможенные пошлины, учитывающие степень различия в уровне мировых и внутренних цен. Несвоевременное введение или изменение ввозных таможенных пошлин приводит к потерям государственного бюджета, и, конечно, потребителей, поскольку повышается заинтересованность в экспорте и снижаются поставки на внутренний рынок.

С даты присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по обеспечению выполнения требований организации на уровне Таможенного союза.

В 2012 году произошел первый этап выполнения тарифных обязательств: Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС) были приведены в соответствие с начальными ставками связывания в ВТО [2].

Процесс снижения ставок ввозных таможенных пошлин, по сути, является возвратом к уровням тарифа, которые применялись в России в 2004-2006 годах, и заключается в основном в снижении тех уровней ввозных таможенных пошлин, которые были введены позднее, в том числе в рамках антикризисных мер 2008-2010 годов.

В соответствии с новой редакцией ЕТТ ТС, с 23 августа для ряда товаров установлены новые ставки импортных пошлин. Средневзвешенная ставка новой редакции составляет 8,51%, без учета льгот и преференций.

С учетом льгот и преференций средневзвешенная ставка окажется равна 7,8% против 9,6% по итогам 2011 года.

В частности пошлины на грузовые автомобили и спецтехнику снизились до 25% от таможенной стоимости указанной техники.

При этом Россия после вступления в ВТО сохранила запретительные ввозные пошлины на легковые автомобили возрастом более 7 лет в зависимости от типа и объема двигателя от 1,4 евро до 3,2 евро за 1 куб. см от объема двигателя. Однако уже к 2018 году планируется уменьшение ставки указанной таможенной пошлины до 20% от стоимости автомобиля. Дальнейшее уменьшение величины ставок ввозных таможенных пошлин планируется осуществить не ранее 2019 года. 

С 2019 года самые выгодные условия получат компании, импортирующие автомобили с мощными двигателями, в том числе и грузовую технику [27].

При ввозе новых грузовых автомобилей к 2018 году планируется снизить размер таможенной пошлины  до 5% от их таможенной стоимости, поддержанных – до 10%. 

Немаловажное значение имеет и тот факт, что с 2018 года действия существующих соглашений о «промсборке» полностью прекратятся, так как Россия отменит таможенные пошлины на импортируемые автокомпоненты, что существенно отразится на внутреннем автомобильном рынке в целом, а также будет способствовать пропорциональному развитию внутреннего производства и импорта автомобилей всех категорий.

От приоритетности той или иной функции таможенной пошлины зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма. Из анализа макроэкономических показателей таможенного союза, таких как доля таможенной пошлины в доходной части бюджета, уровень обложения экспортно-импортных операций и других можно сделать вывод о том, что в таможенном союзе фискальная направленность таможенной пошлины является наиболее актуальной, однако защитная функция является не менее важной.

Информация о работе Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО