Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 20:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации в рамках Таможенного союза, а также исследовать механизм его практической реализации.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие таможенного тарифа и составляющие его элементы;
- Рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;
- Изучить механизм применения таможенного тарифа в России в рамках таможенного союза.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………..…..5
1.1. Единый таможенный тариф: сущность, цели, задачи…….……………......6
1.2. Формирование единого таможенного тарифа в Таможенном союзе……9
1.3. Применение единого таможенного тарифа в Таможенном союзе………12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20
3) создание условий для
прогрессивных изменений в
4) защита экономики таможенного
союза от неблагоприятного
5) обеспечение условий
для эффективной интеграции
В России возрастает роль тарифного
регулирования ВЭД, развивается
и совершенствуется импортный тариф.
Объясняется это тем, что при
переходе от централизованно – планируемой
экономики к рыночному
Важным обстоятельством, к сожалению,
до сих пор не получившим должной реализации,
является необходимость рассмотрения
таможенного тарифа как неотъемлемой
части единой налоговой системы, это означает,
что необходимо рассматривать таможенные
платежи в тесной взаимосвязи с внутренними
налогами, обеспечивая оптимизацию уровня
структуры налогов в целом.
В современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:
Очевидно, что при разработке
мер таможенно – тарифного регулирования
необходим учёт всех перечисленных выше
факторов.
В международной таможенной практике
это – основа таможенных тарифов и статистики,
мировой стандарт классификации товаров.
На этой основе появится возможность усовершенствовать
процедуру взимания таможенных платежей
путём усиления контроля за определением
страны происхождения и таможенной стоимости
товаров.
Для дальнейшего исследования, нам необходимо изучить порядок формирования таможенного тарифа и его применение в Российской Федерации.
1.2. Формирование единого таможенного тарифа в таможенном союзе.
Таможенная пошлина
― обязательный платеж, взимаемый таможенными
органами при импорте или экспорте товара
и являющийся условием импорта или экспорта[3].
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
Классификация таможенных
пошлин.
В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
По способу взимания:
а) адвалорные –
начисляются в процентах к таможенной
стоимости облагаемых товаров (например,
20% от таможенной стоимости);
б) специфические
– начисляются в установленном размере
за единицу облагаемого товара (например,
10 долларов за 1 тонну);
в) комбинированные
– сочетают оба названных вида таможенного
обложения (например, 20% от таможенной
стоимости, но не более 10 долларов за 1
тонну).
По объекту
обложения:
а) импортные –
пошлины, которые накладываются на импортные
товары при выпуске их для свободного
обращения на внутреннем рынке страны.
Являются преобладающей формой пошлин,
применяемой всеми странами мира для защиты
национальных производителей от иностранной
конкуренции;
б) экспортные –
пошлины, которые накладываются на экспортные
товары при выпуске их за пределы таможенной
территории государства. Применяются
крайне редко отдельными странами, обычно
в случае больших различий в уровне внутренних
регулируемых цен и свободных цен мирового
рынка на отдельные товары, и имеют целью
сократить экспорт и пополнить бюджет;
в) транзитные –
пошлины, которые накладываются на товары,
перевозимые транзитом через территорию
данной страны. Встречаются крайне редко
и используются преимущественно как средство
торговой войны[22].
По характеру:
а) сезонные – пошлины,
которые применяются для оперативного
регулирования международной торговли
продукцией сезонного характера, прежде
всего сельскохозяйственной. Обычно срок
их действия не может превышать несколько
месяцев в год, и на этот период действие
обычного таможенного тарифа по этим товарам
приостанавливается;
б) антидемпинговые
– пошлины, которые применяются в случае
ввоза на территорию страны товаров по
цене более низкой, чем их нормальная цена
в экспортирующей стране, если такой импорт
наносит ущерб местным производителям
подобных товаров либо препятствует организации
и расширению национального производства
таких товаров;
в) компенсационные
– пошлины, накладываемые на импорт тех
товаров, при производстве которых прямо
или косвенно использовались субсидии,
если их импорт наносит ущерб национальным
производителям таких товаров[22].
По происхождению:
а) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
б) конвенционные
(договорные) – пошлины, устанавливаемые
на базе двустороннего или многостороннего
соглашения, такое как Генеральное соглашение
о тарифах и торговле, или соглашение о
таможенном союзе;
в) преференциальные
– пошлины, имеющие более низкие ставки
по сравнению с обычно действующим таможенным
тарифом, которые накладываются на основе
многосторонних соглашений на товары,
происходящие из развивающихся стран.
Цель преференциальных пошлин - поддержать
экономическое развитие этих стран за
счет
расширения их экспорта.
По типам ставок:
а) постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
б) переменные –
таможенный тариф, ставки которого могут
изменяться в установленных органами
государственной власти случаях (при изменении
уровня мировых или внутренних цен, уровня
государственных субсидий).
По способу вычисления:
а) номинальные
– тарифные ставки, указанные в таможенном
тарифе. Они могут дать только самое общее
представление об уровне таможенного
обложения, которому страна подвергает
свой импорт или экспорт;
б) эффективные
– реальный уровень таможенных пошлин
на конечные товары, вычисленные с учетом
уровня пошлин, наложенных на импортные
узлы и детали этих товаров[22].
В условиях рыночной экономики
и либерализации ВЭД таможенные
пошлины стали важнейшим
Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, под детальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты.
В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты – по плодородию и местоположению.
Различия в плодородии
земель служат естественным основанием
дифференциации издержек производства
в земледелии: более высокие издержки
на менее плодородных землях и
более низкие – на более плодородных.
Ограниченность плодородных земель определяет
необходимость эксплуатации менее плодородных
и, поскольку их продукция необходима
обществу, её индивидуальные издержки
на относительно худших землях регулируют
рыночные цены. При этих ценах на лучших
землях реализуется добавочный дифференцированный
доход, который присваивается собственником
земли в виде дифференциальной ренты[9].
Дифференциальная рента образуется также
в результате различного местоположения
участков земли и дифференциации транспортных
расходов.
В системе мировой экономики, кроме указанных,
возможна еще одна форма дифференциальной
ренты, возникающая на базе устойчивых
различий в национальных издержках производства
различных стран, обусловленных различиями
в системе общеобразовательной и профессиональной
подготовки национальных кадров, в уровне
развития наук и научных исследований
и их применения в национальной экономике,
что, в свою очередь, определяется богатством
страны и ее инвестиционными возможностями,
уровнем техники, технологии, организации
производства и т.п. Например, низкие издержки
производства, высокое качество продукции
экономически развитых стран обусловлены
не богатством их естественных ресурсов
- многие из них являются крупными импортерами
сырьевых и энергетических ресурсов, и
не благоприятным положением указанных
стран, а, главным образом, теми факторами,
о которых говорилось выше[10].
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному
налогу на продажу и применяются
обычно при обложении товаров, которые
имеют качественные различные характеристики
в рамках одной товарной группы.
Сильной стороной адвалорных пошлин
является то, что они поддерживают
одинаковый уровень защиты внутреннего
рынка независимо от колебания цен
на товар, изменяются лишь доходы бюджета.
Например, если пошлина составляет
20% цены товара, то при цене товара 200
долларов, доходы бюджета составят
40 долларов. При увеличении цены товара
до 300 долларов доходы бюджета возрастут
до 60 долларов, при падении цены товара
до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов.
Но независимо от цены адвалорная пошлина
повышает цену импортного товара на 20%.
Слабой стороной адвалорных пошлин является
то, что они предусматривают
Специфические пошлины обычно накладываются
на стандартизованные товары и имеют неоспоримое
преимущество, поскольку просты в администрировании
и в большинстве случаев не оставляют
свободы для злоупотреблений. Однако уровень
таможенной защиты с помощью специфических
пошлин сильно зависит от колебания цен
на товары. Например, специфическая пошлина
в 1000 долларов за один импортный автомобиль
значительно сильнее ограничивает импорт
автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку
составляет 12,5% его цены, чем автомобиля
ценой 12000 долларов, поскольку составляет
всего 8,3% его цены. В результате, когда
импортные цены возрастают, уровень защиты
внутреннего рынка с помощью специфического
тарифа падает. Но, с другой стороны, во
время экономического спада и падения
импортных цен специфический тариф увеличивает
уровень защиты национальных производителей.
Обычно эти особые виды пошлин применяются
страной либо в одностороннем порядке
в чисто защитных целях от попыток недобросовестной
конкуренции со стороны ее торговых партнеров,
либо как ответная мера на дискриминационные
и иные действия, ущемляющие интересы
страны, со стороны других государств
и их союзов. Введению особых пошлин обычно
предшествует расследование, проводимое
по поручению правительства или парламента,
конкретных случаев злоупотреблений положением
на рынке со стороны торговых партнеров.
В процессе расследования проводятся
двусторонние переговоры, определяются
позиции, рассматриваются возможные объяснения
возникшей ситуации и предпринимаются
другие попытки решить разногласия политическим
путем[18].
Введение особой пошлины обычно становится
крайним средством, к которому прибегают
страны, когда все остальные способы урегулирования
торговых разногласий исчерпаны. При специализации
национального производства одна и та
же страна может иметь конкурентные преимущества
по одним видам продукции, на производстве
которых она специализировалась, и не
иметь таких преимуществ по другим видам
продукции. Она будет экспортировать продукцию,
соответствующую её производственной
специализации, и завозить непрофильную
продукцию, национальное производство
которой по тем или иным причинам экономически
нецелесообразно[11].