Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:53, реферат
Функционирование таможенно-тарифного механизма регламентируется принципами
Четкое закрепление принципов таможенно-тарифного регулирования имеет сейчас особое значение в связи с реформированием российского таможенного законодательства. Следование принципам, во-первых, обеспечивает осмысленность и последовательность законотворческого процесса в таможенной сфере, а во-вторых, позволяет установить единообразные подходы в области правоприменения. Создавая новую концепцию развития таможенного законодательства, следует в первую очередь позаботиться о стабильности и предсказуемости таможенного и всего внешнеторгового законодательства с целью создания эффективной нормативно-правовой базы и благоприятного инвестиционного законодательства. В этой же связи на первый план должны выйти принципы транспарентности и гласности таможенно-тарифного регулирования.
Таможенное законодательство Российской Федерации имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить:
— нестабильность и недостаточно высокий уровень систематизации;
— значительный удельный вес подзаконных актов, прежде всего издаваемых ГТК России;
— наделение должностных лиц таможенных органов значительными дискреционными полномочиями, т. е. полномочиями, реализуемыми по собственному усмотрению.
Поэтому особую важность и актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно-тарифного регулирования. Обеспечение последних сведениями о причинах принятого таможенным органом решения, действия или бездействия, консультирование по вопросам таможенного законодательства — важная гарантия прав юридических и физических лиц, участвующих в таможенно-тарифных правоотношениях, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.
Не умаляя значения
принципов таможенного
Ключевыми направлениями
межгосударственного
— создание в рамках СНГ таможенного союза «двойки» (Россия и Белорусь) и «пятерки» (Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан и Белорусь);
— последовательное
вхождение России в ВТО.
* Кандидат юрид.
наук, доцент Государственного
© Т. Н. Трошкина, 2003
1 Закреплены в ст. 20-21 Таможенного кодекса РФ.
2 Закреплены в ст. 57 Конституции РФ и в ст. 5 (п. 2) Налогового кодекса.
3 Российская газета. 1998. 23 июля.
4 Терехов А., Филипов Ф. Таможенный протекционизм при капитализме// Вопросы экономики. 1987. № 12. С. 36.
5 Там же.
6 Финансы капиталистических государств / Под ред. Б. Г. Болдырева. М., 1980. С. 78.
7 Сегодня. 2000. 20 окт. С. 7.
8 СЗРФ. 2000. № 1. Ст. 10.
9 Данное утверждение не распространяется на таможенные пошлины, взимаемые по специфическим ставкам.
10 В таможенном тарифе это отражается, например, следующим образом: 10 %, но не менее 3 евро за 1 шт.
11 В научной литературе иногда этот принцип именуется принципом транспарентности таможенно-тарифного регулирования.
12 Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам утверждено Приказом ГТК России от 15 мая 1995 г. № 318.
13 Таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения имеют право консультировать по таможенным вопросам только в пределах своей компетенции.
14 СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1706.
15 ЛАСТ — Латиноамериканская ассоциация для свободной торговли.
16 ГАТТ Генеральное соглашение по тарифам и торговле; ВТО — Всемирная торговая организация.
17 Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) // Закон и бизнес. Серия: Международные документы. СПб., 1994. С. 5 и след.
18 Там же.
19 Это решение положило начало созданию Общей (или Генеральной) системы преференций, развивающейся под эгидой Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Информация о работе Правовые принципы таможенно-тарифного регулирования