Применения обеспечения уплаты таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, связанных с применением обеспечения уплаты таможенных платежей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Выявить роль таможенных платежей в механизме таможенно-тарифного регулирования.
2. Рассмотреть сущность понятия таможенные платежи.
3. Проанализировать виды таможенных платежей.
4. Выявить общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных платежей.
5. Рассмотреть особенности определения суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Содержание

Введение 3
1.1. Роль таможенных платежей в механизме таможенно-тарифного регулирования 5
1.2. Понятие и виды таможенных платежей 9
Глава 2. Особенности обеспечения уплаты таможенных платежей 13
2.1. Общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин 13
2.2. Особенности определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин 21
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

271046 применение обеспечения уплаты таможенных платежей.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования в области таможенных платежей заключается в том, что в рыночных условиях,  когда российская  экономика является  «открытой»,  а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми»,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В числе мер государственного воздействия на внешнеторговую деятельность особую значимость приобрело таможенно–тарифное регулирование и связанный с ним институт таможенных платежей. Данные платежи составляют значительную часть доходов бюджета Российской Федерации, поэтому обеспечение их уплаты крайне важно.

Важной предпосылкой для соблюдения требований таможенного  законодательства относительно условий  использования таможенных процедур, иных требований таможенного законодательства, а также для успешной собираемости таможенных платежей таможенными органами, является эффективно действующая система их уплаты, соответственно, уделяется особое внимание регламентации вопросов обеспечения уплаты таможенных платежей, в том числе и таможенным законодательством Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана и с октября 2011 года Киргизии.

Отметим, что «комплексность отрасли таможенного законодательства отражается и на институте обеспечения  уплаты таможенных платежей, поскольку  отношения, возникающие в его  рамках, регулируются нормами гражданского и таможенного законодательства»1.

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, связанных с применением обеспечения уплаты таможенных платежей.

Для достижения цели в  работе поставлены следующие задачи:

  1. Выявить роль таможенных платежей в механизме таможенно-тарифного регулирования.
  2. Рассмотреть сущность понятия таможенные платежи.
  3. Проанализировать виды таможенных платежей.
  4. Выявить общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных платежей.
  5. Рассмотреть особенности определения суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Таможенные платежи: общая характеристика

1.1. Роль таможенных платежей в механизме таможенно-тарифного регулирования

 

Таможенно-тарифное регулирование  исторически стало первой формой государственного регулирования внешней  торговли. Доля таможенных пошлин в  общем объеме поступлений в государственный  бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. «В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5%. В Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее «доходных» налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета»2.

За счет таможенного  регулирования государство обеспечивает «прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, а, следовательно, повышает уровень жизни населения, что немаловажно для экономической политики любого государства. С помощью таможенного регулирования государство влияет на внешнеэкономический оборот страны, а также на свой внутренний рынок путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений на ввозимые и вывозимые товары. Государственное таможенное регулирование импорта и экспорта товаров есть мера объективная, так как от того, как это регулирование будет построено, во многом зависит степень развития экономики страны. Благодаря же постоянному контролю за потоком товаров через таможенную границу государство стремится обезопасить как свои собственные интересы, так и интересы граждан»3.

Таможенно-тарифное регулирование  имеет большое значение в процессе формирования доходной части бюджета  государства. Так, «в Российской Федерации таможенная пошлина остается одним из наиболее «доходных» налогов: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета»4.

Термин «таможенно-тарифное регулирование» не получил законодательного закрепления на уровне Таможенного союза, однако активно используется как в нормативно-правовых актах органов Таможенного союза.

В Таможенном кодексе Таможенного  союза (далее – ТК ТС) содержится лишь легальное определение таможенного регулирования, под которым в соответствии со статьей 1 ТК ТС рассматривается «правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза»5.

Если на уровне Таможенного союза содержание таможенно-тарифного  регулирования не раскрыто, то в российском законодательстве легальное определение таможенно-тарифного регулирования содержится в Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который под таможенно-тарифным регулированием понимает «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин»6.

Осуществление таможенно-тарифного  регулирования реализуется с  помощью определенной системы мер, которая в совокупности составляет механизм таможенно-тарифного регулирования.

Важно подчеркнуть, что «таможенно-тарифный механизм характеризует таможенную систему с функциональной стороны и позволяет показать динамику таможенно-тарифных отношений.

Предметом правового регулирования в рамках таможенно-тарифного механизма являются:

а) инструментальная составляющая, представляющая собой набор конкретных средств воздействия государства на внешнеэкономические связи через стоимостные рычаги (тарифный инструментарий);

б) функциональная составляющая, отражающая особенности тарифного регулирования в зависимости от выбранного декларантом таможенного режима.

Определяя место таможенно-тарифного  механизма в системе государственного управления внешнеэкономическими связями, следует отметить, что дуализм таможенного права означает не изолированное сосуществование административно-правовой и финансово-правовой составляющих, а их тесное взаимодействие, взаимопроникновение для достижения целей таможенного регулирования»7.

Таможенно-тарифный метод включает в себя тарифный и нетарифный метод.

Что касается тарифного метода, то «как справедливо отмечает И.И. Дюмулен, стоимостные (тарифные) инструменты, воздействующие на цену товара и через цену - на объем  экспорта и импорта, имеют свои «пределы возможностей. Они, как правило, могут эффективно действовать при следующих условиях: реальный и стабильный валютный курс, низкие и предсказуемые темпы изменения внутренних цен, отсутствие серьезных диспропорций (прежде всего дефицитов) между предложением и спросом на внутреннем рынке, нормальное состояние платежного баланса страны. Когда хотя бы одно из этих условий отсутствует, тарифные инструменты начинают терять свою действенность и должны подкрепляться административными регуляторами»8.

Тарифный метод включает в себя следующие элементы:

  1. таможенные пошлины,
  2. Единая товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза,
  3. таможенная стоимость,
  4. таможенные льготы и привилегии.

Основным инструментом тарифного метода регулирования  является таможенная пошлина.

ТК ТС под таможенной пошлиной понимает «обязательный платеж, взимаемый  таможенными органами в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу»9.

В современной мировой  экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, «с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин.

В настоящее время  таможенно-тарифное регулирование  становится не только инструментом общей  экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли»10.

Исследование действующего в Российской Федерации в сфере  таможенного тарифа и уровня таможенного  обложения показывает, что «таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в большей степени является фискальным механизмом, чем действенным инструментом внешнеторговой политики нашего государства. …Представляется, что наиболее пристальное внимание нужно обратить на регулирующую его характеристику. Увеличение ставок таможенных пошлин не может быть оправдано лишь фискальными интересами, в его основе должны находиться экономически обоснованные прогнозы объема экспорта или импорта»11.

Таким образом, таможенный платеж представляет собой  специальную категорию платежей и является частью механизма таможенно-тарифного регулирования. Данный инструмент выполняет как фискальную, так и протекционисткую функцию.

1.2. Понятие  и виды таможенных платежей

 

Таможенные платежи  могут рассматриваться в различных  аспектах, например, как «способ регулирования внешнеэкономической деятельности и как специальная категория платежей в налоговой системе»12.

Институт таможенных платежей носит межотраслевой характер, поскольку его регулирование  осуществляется нормами различных  отраслей законодательства: конституционного, международного, финансового, таможенного, гражданского и других. Несмотря на то, что «традиционно институт таможенных платежей относят в систему таможенного права, он самым тесным образом связан с налоговым и бюджетным правом – крупными подотраслями финансового права, нормы которых участвуют в регулировании этих отношений»13.

Таможенный кодекс Таможенного  союза, как впрочем и Таможенный кодекс Российской Федерации14 (далее – ТК РФ), не содержит определения таможенных платежей. Однако ТК ТС содержит Раздел 2» Таможенные платежи». В ст. 70 ТК ТС законодатель дает лишь перечисление их видов:

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на добавленную  стоимость, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию  таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый  (взимаемые) при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Таким образом, среди таможенных платежей есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы), а есть обязательные платежи неналогового характера (таможенные сборы). Объединяет эти разные как по юридической природе, так и по экономическому содержанию платежи то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Понятие «таможенные сборы» законодателем  уточняется в ст. 72 ТК ТС. Та указано, что «таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза»15.

Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая)16 (далее – НК РФ) определены признаки налогов и сборов – платежей, принцип законного установления которых закреплен в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с выработанными  Конституционным Судом РФ (далее - КС РФ) правовыми подходами вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых так и неналоговых – в отсутствие их полного нормативного перечня – приобретает характер конституционного, поскольку он связан с понятием законно установленных налогов и сборов и разграничением компетенции между органами законодательной и исполнительной властей.

Информация о работе Применения обеспечения уплаты таможенных платежей