РЕФЕРАТ
по дисциплине
«История таможенного дела и таможенной
политики России»
на тему «Проблема вхождения
России в ВТО»
Выполнил: А.Е. Тен, студент 1-го
курса
заочной формы обучения ,
Экономического факультета,
группа № 1311-з
Подпись______________
Научный руководитель:
А.Ю. Соломеин
канд. юр. наук, доцент
Оценка:__________
Подпись:__________
« » ___________ 2013 г.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. ВТО
1.1. Структура и история создания
ВТО…………………….…...……4
Структура ВТО………………………………………………..…...……...4
История создания ВТО………………………………………….....……..7
Основные соглашения и принципы……………….……………..……..8
Преимущества торговой системы……………………………......…….11
Выгоды ВТО для потребителя………………………….…..….…..…..11
Выгоды ВТО для страны……………………………………….….…...13
Политические выгоды………………………………………….….……15
Выгоды ВТО для взаимоотношений
между странами……….……...17
Глава 2. Россия и ВТО
2.1.Цели и задачи присоединения……………….…………………….20
2.2.Плюсы и минусы присоединения……………….…………………22
2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..24
2.4. Современный этап переговоров
о вступлении России в ВТО.....32
Заключение …………………………………………………..……..…...35
Список использованной литературы…………………….…………….38
Введение
При всем своем масштабном
потенциале современная российская
экономика может эффективно развиваться
лишь при активном взаимодействии
с мировым рынком товаров и
услуг. Того же требуют проводимые
в стране рыночные преобразования.
В свою очередь, правила игры
на мировом рынке в условиях
глобализации определяются ныне
странами коллективно, при решающей
роли в этом Всемирной торговой
организации (ВТО), объединяющей
около 150 государств и покрывающей
свыше 95% оборота мировой торговли.
В стратегической перспективе
Россия должна присоединиться
к ВТО. Только таким может
быть и конечный выбор российского
бизнеса в целом. Однако нормы
и правила ВТО создают для
него принципиально новую организационно-правовую
среду функционирования, а это
вызывает в стране неоднозначную
реакцию.
Поэтому требуется развернутая
и целевая, без политизированной
спешки, подготовка России к членству
в ВТО без ущерба для экономической
безопасности страны с учетом
мнений и интересов российского
бизнеса.
Глава 1. ВТО
1.1.Структура и история
создания ВТО
1.1.1.Структура ВТО
ВТО – это и организация,
и одновременно комплекс правовых
документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий
права и обязанности правительств
в сфере международной торговли
товарами и услугами. Правовую
основу ВТО составляют Генеральное
соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное
соглашение о торговле услугами
(ГАТС) и Соглашение о торговых
аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС). Соглашения
ВТО ратифицировались парламентами
всех стран-участниц [2].
Главные задачи ВТО - либерализация
международной торговли, обеспечение
ее справедливости и предсказуемости,
способствование экономическому
росту и повышению экономического
благосостояния людей. Страны-члены
ВТО, которых на сегодняшний
день насчитывается более 140, решают
эти задачи путем контроля
за выполнением многосторонних
соглашений, проведения торговых
переговоров, урегулирования торговых
в соответствии с механизмом
ВТО, а также оказания помощи
развивающимся странам и проведения
обзора национальной экономической
политики государств.
Решения принимаются всеми
государствами-участниками обычно
методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие
решения большинством голосов
тоже возможно, но в ВТО такой
практики пока не было; в рамках
работы предшественника ВТО, ГАТТ,
такие единичные случаи имели
место.
Решения на высшем уровне
в ВТО принимает Министерская
конференция, которая собирается
как минимум один раз в два
года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок. Вторая конференция, проведенная
в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию
ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО
договорились об изучении вопросов мировой
электронной торговли. Третья конференция,
которая была созвана в декабре 1999 года
в Сиэтле (США) и должна была принять решение
о начале нового раунда торговых переговоров,
закончилась фактически безрезультатно.
Очередная Министерская конференция должна
состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар)
[2].
В подчинении Министерской
конференции находится Генеральный
совет, который отвечает за
выполнение текущей работы и
собирается несколько раз в
год в штаб-квартире в Женеве
в составе представителей членов
ВТО, обычно послов и глав
делегаций стран-участниц. В ведении
Генерального совета также находятся
два специальных органа: по анализу
торговой политики и по разрешению
споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по
торговле и развитию; по ограничениям,
связанным с торговым балансом;
по бюджету, финансам и административным
вопросам.
Генеральный совет делегирует
функции трем советам, находящимся
на следующем уровне иерархии
ВТО: Совету по торговле товарами,
Совету по торговле услугами
и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами,
в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов
ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами
осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле
финансовыми услугами и Рабочая
группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля
за выполнением соответствующего
соглашения (ТРИПС), занимается также
вопросами предотвращения возникновения
конфликтов, связанных с международной
торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы
занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита
окружающей среды, проблемы развивающихся
стран, процедура присоединения
к ВТО и региональные торговые
соглашения.
Секретариат ВТО, который
базируется в Женеве, имеет около
500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат
ВТО, в отличие от подобных
органов других международных
организаций, не принимает решений,
так как эта функция возлагается
на сами страны-члены. Основные
обязанности Секретариата – обеспечивать
техническую поддержку различным
советам и комитетам, а также
Министерской конференции, оказывать
техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой
торговли и разъяснять положения
ВТО общественности и средствам
массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые
формы правовой помощи в процессе
разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих
стать членами ВТО. На сегодняшний
день таких стран насчитывается
более двадцати.
1.1.2. История создания
ВТО
Всемирная торговая организация
(ВТО) была основана в 1995 году.
Она является продолжателем Генерального
соглашения о тарифах и торговле
(ГАТТ), заключенного сразу после
Второй мировой войны.
В 1998 году в Женеве отмечался
золотой юбилей ГАТТ. Эта система,
призванная регулировать мировую
торговлю через механизм сдерживания
односторонних действий, просуществовала
почти 50 лет и доказала свою
действенность в качестве правовой
основы многостороннего товарообмена.
Годы после Второй мировой
войны были отмечены исключительным
ростом мировой торговли. Рост
экспорта товаров составлял в
среднем 6% в год. Общий объем
торговли в 1997 году превзошел
в 14 раз уровень 1950 года [7].
Система развивалась в процессе
проведения в рамках ГАТТ серий
торговых переговоров (раундов).
На первых раундах в основном
обсуждались вопросы сокращения
тарифов, но позднее переговоры
охватили другие области, такие
как антидемпинг и нетарифные
меры. Последний раунд – 1986-1994гг.,
т.н. “Уругвайский раунд”, - привел
к созданию ВТО, которая значительно
расширила сферу действия ГАТТ,
распространив ее на торговлю
услугами и торговые аспекты
прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, механизм ГАТТ
был усовершенствован и адаптирован
к современному этапу развития
торговли. Кроме того, система ГАТТ,
фактически будучи международной
организацией, формально таковой
не являлась; ВТО же получила
юридический статус специализированного
учреждения системы ООН[3].
1.1.3. Основные соглашения
и принципы
Страны-члены ВТО взаимодействуют
в рамках недискриминационной
торговой системы, где каждая
страна получает гарантии справедливого
и последовательного отношения
к ее экспорту на рынках
других стран, обязуясь обеспечивать
такие же условия для импорта
на свой собственный рынок.
В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно
большая гибкость и свобода
действий.
Основные правила и принципы
ВТО отражены в многосторонних
торговых соглашениях, которые
затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые
аспекты прав интеллектуальной
собственности, разрешение споров
и механизм обзора торговой
политики.
Товары
Ключевые принципы ВТО были
впервые сформулированы в ГАТТ
1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял
собой форум для проведения
переговоров по снижению таможенных
пошлин и других торговых барьеров;
текст Генерального соглашения
оговаривал важные правила, в
частности, недискриминацию. Впоследствии
в результате переговоров Уругвайского
раунда (1986-1994) основные принципы
были расширены и получили
развитие и уточнение в других
соглашениях. Так, были созданы
новые правила по торговле
услугами, по важным аспектам
интеллектуальной собственности,
по разрешению споров и обзорам
торговой политики [10].
ГАТТ в новой редакции 1994
года сейчас является основным
сводом правил ВТО по торговле
товарами. Его дополняют соглашения,
касающиеся специфических секторов,
таких как сельское хозяйство
и текстиль, а также отдельных
тем, например, государственной торговли,
стандартов на различную продукцию,
субсидий и действий, предпринимаемых
против демпинга.
Два фундаментальных принципа
ГАТТ – это недискриминация
и обеспечение доступа на рынок
[3].
Принцип недискриминации реализуется
через применение режима наиболее
благоприятствуемой нации (РНБ),
при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли
для всех участников ВТО, и
национального режима, при котором
импортированные товары не могут
подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается,
помимо применения РНБ и национального
режима, также путем отмены количественных
ограничений импорта в пользу
таможенных тарифов, которые являются
более эффективным средством
регулирования товарооборота, а
также гласностью и прозрачностью
в вопросах торговых режимов
стран-участниц.