Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена глобализацией мировой экономики и, как следствие – возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В связи с этим произошло обновление правовой базы, регулирующей правовое положение физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела.
Целью моей курсовой работы является всестороннее изучение темы - субъекты таможенных правоотношений.
Введение 3
Глава I. Понятие и признаки субъектов права 5
1.1. Субъекты права: понятие, признаки, виды 5
1.2. Соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения» 6
1.3. Правосубъектность: понятие, структура. Общая и отраслевая правосубъектность 8
Глава II. Специфика субъектов таможенных правоотношений 9
2.1. Понятие и виды субъектов таможенных правоотношений 9
2.2. Таможенная правосубъектность: понятие, признаки, виды 12
2.3. Таможенная правосубъектность отдельных категорий лиц 14
Глава III. Проблемы законодательного оформления правового статуса отдельных категорий субъектов таможенных правоотношений 27
3.1. Правовой статус лиц, осуществляющих определенные виды деятельности в области таможенного дела 27
3.2. Рассмотрение споров, связанных с обжалованием решений таможенных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих деятельность в таможенном деле. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35
К числу коллективных субъектов, участвующих в таможенных правоотношениях, относятся:
а) таможенные органы (Федеральная Таможенная служба в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы: Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты [5]);
б) отечественные
и находящиеся (временно или постоянно)
на территории Таможенного союза
иностранные организации всех форм
собственности в связи с
в) различные иностранные и отечественные общественно-политические, культурные, научно-просветительские, спортивные, религиозные и иные организации в связи с осуществлением своей деятельности на международной арене;
г) отечественные и иностранные почтовые, транспортные и экспедиторские организации, обслуживающие внешнеэкономические связи;
д) дипломатические, консульские и иные официальные представительства, международные организации;
е) предприятия и организации, получившие от таможенных органов разрешение на занятие определенными видами деятельности в таможенной сфере (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли и др.);
ж) некоторые другие организации.
Отличительной особенностью субъектов таможенных правоотношений, не относящихся к таможенным органам, является то, что участниками данных правоотношений становятся лица, которые перемещают товары через таможенную границу Таможенного союза, а также иные лица, которые через договорные отношения выступают в качестве представителей таких лиц (таможенные представители) или осуществляют посреднические действия между ними и таможенными органами (декларанты).
Вступая в реальные правоотношения, коллективные субъекты таможенных правоотношений действуют через своих должностных лиц - представителей государственных органов и общественных организаций, осуществляющих полномочия данных органов и организаций.
Юридические нормы сообщают участникам общественных отношений особое свойство носителей субъективных прав и юридических обязанностей – правосубъектность.
Таможенная
правосубъектность представляет собой
способность физического и
Понятие правосубъектность включает в себя понятие правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Правоспособность - способность субъекта таможенных правоотношений обладать субъективными правами и юридическими обязанностями. Правоспособность физического лица наступает с момента рождения и заканчивается смертью. Правоспособность юридического лица наступает с момента его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации. Следует реально понимать, что правоспособность дана от рождения с позиции Конституции РФ и поэтому в ней, в отличие от дееспособности нельзя ограничить либо лишить.
Дееспособность – способность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать субъективные права и осуществлять юридические обязанности. Дееспособность физических лиц наступает со временем. Так до 6 лет лицо считается полностью недееспособным. С 6-14 лицо обладает дееспособностью малолетних. С 14-18-дееспособностью несовершеннолетних. Также существуют случаи, когда лицо может быть признано дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация, вступление в брак). Но не все могут надлежащим образом реализовывать дееспособность. В таких случаях лицо ограничивают в дееспособности либо лишают ее. В 2010 году Конституционный Суд РФ определил, что судебные дела по поводу лишения дееспособности, либо ограничения в дееспособности человека рассматриваются в присутствии этого человека. В ходе рассмотрения дела о признании лица недееспособным проводится психиатрическая экспертиза. В заключение эксперта содержится информация о том, имеет человек психические расстройства или нет.
Наряду с право- и дееспособностью необходимо выделять деликтоспособность, под которой понимается способность лица нести юридическую ответственность за нарушение таможенных правил. Таможенная деликтоспособность наступает с 16 лет. Также деликтоспособность может не возникнуть даже если человек достиг 16-летнего возраста, но в силу своего психического состояния, уровня развития он не попадает под эту категорию лиц.
В связи
с тем, что таможенные правоотношения
являются властными, выделяют активную
и пассивную правосубъектность.
Активной правосубъектностью наделены
таможенные органы в качестве органов
исполнительной власти. Также активными
субъектми таможенного права
могут стать и
Пассивной правосубъектностью наделяются субъекты подчинения. Совокупность всех принадлежащих им прав и обязанностей, определяющих их правовое положение в таможенной сфере, называется правовым статусом (правовой статус декларанта, таможенного перевозчика и т. д.). Если пассивная правосубъектность в отношении данного круга таможенных правоотношений одинакова, то активная правосубъектность таможенных органов различна и всегда конкретизирована по содержанию. [13]
Для того, чтобы быть участниками таможенных правоотношений, субъекты должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность отдельных отдельных категорий лиц различна.
Таможенной правосубъектностью могут обладать:
Подробно остановимся на правосубъектности отдельных категорий лиц.
Таможенная правосубъектность таможенных органов и должностных лиц таможенных органов.
Согласно ч.1 ст.3 закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
Таможенные органы – уполномоченный орган исполнительной власти, действующий от лица государства, наделенный специальными полномочиями для совместного выполнения фискальной и правоохранительной функции в области таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.
Специфику
правосубъектности таможенных органов
обуславливает признание их правоохранительными,
поскольку их деятельность направлена
на предупреждение, выявление и пресечение
правонарушений в сфере таможенного
дела. Но нельзя деятельность таможенных
органов оценивать
Фискальная функция таможенных органов заключается во взимании таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроле правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятии мер по их принудительному взысканию.
Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят:
1) Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты [5].
Федеральная
таможенная служба является уполномоченным
федеральным органом
Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции.
Таможня выполняет региональные функции по руководству, отождествлению и управлению деятельности таможенных органов в сфере борьбы, пресечения, обнаружения правонарушений в сфере таможенного дела.
В единую
систему таможенных органов Российской
Федерации входит таможенный пост,
осуществляющий свою деятельность под
общим руководством ФТС России, руководством
РТУ и непосредственным руководством
таможни. В качестве одной из основных
функций таможенного поста
Инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами инспекционных подразделений таможенной инспекции по контролю за:
а) законностью
перемещения товаров через
б) достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении и влияющих на применение мер тарифного и нетарифного регулирования;
в) деятельностью
декларантов и лиц, выступающих
в качестве декларанта, а также
таможенных представителей, владельцев
складов временного хранения и таможенных
складов, таможенных перевозчиков и
лиц, осуществляющих оптовую или
розничную торговлю ввезенными товарами,
с целью выявления и
Помимо
правильной организации контрольного
процесса нельзя сбрасывать со счетов
и человеческий фактор, поэтому большое
значение для качественного
В соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах» сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
К проведению
таможенного контроля должны привлекаться
сотрудники таможенных органов, прошедшие
в установленном порядке
Подобные требования должны предъявляться и к должностным лицам таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль за правильностью перемещения товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Следует
отметить, что правовое положение
должностных лиц таможенной инспекции
(за исключением начальника отдела,
являющегося полковником
Необходимо
особое внимание обратить на морально-этические
качества должностных лиц таможенных
органов, поскольку наделение их
определенными властными