Проблемы и перспективы развития современной валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
· рассмотреть валютную систему страны;
· выявить её основные элементы;
· показать развитие валютной системы в России;
· выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы России;
· рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.

Содержание

Введение
1. Формирование валютной системы..................................................................5
1.1. Национальная валютная система.................................................................5
1.2. Мировая валютная система..........................................................................6
1.3. Этапы развития мировой валютной системы.............................................7
1.4. Международная (региональная) валютная система.................................11
2.Валютная система Российской Федерации...................................................14
2.1. Становление валютной системы России...................................................14
2.2. Эволюция курса рубля России...................................................................19
2.3. Валютный коридор в России......................................................................21
3. Проблемы и
перспективы развития современной валютной системы России...................26
3.1. Проблемы развития валютной системы России.......................................26
3.2. Перспективы развития валютной системы России..................................30
Заключение..........................................................................................................36
Список использованной литературы...................

Вложенные файлы: 1 файл

моя первая курсовая1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

С июля 1992 г. введен единый официальный курс рубля к доллару, который используется для целей статистики и определения размеров таможенных платежей в бюджет. До 17 мая 1996 г. он фиксировался по результатам торгов на ММВБ, а с этого момента стал ежедневно самостоятельно устанавливаться Центральным банком РФ на базе текущих рыночных котировок рубля и определяться как средняя величина между курсами покупки и продажи по операциям Банка России на межбанковском рынке. После валютного кризиса 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и начал ежедневно объявлять официальный курс по итогам утренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом в качестве промежуточного показателя используются курсы этих валют к доллару.

Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Так, в середине 1997 году величина золотовалютного резерва составляла 24,5 млрд. дол., в мае 2004 года – 84,6 млрд. дол., в начале 2008 года – 484 млрд. дол.

В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США, 20% – немецкие марки и 5% – на другие валюты; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и Германии. После введения с 1999 г. единой денежной единицы ЕС – евро Банк России стал использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он используется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты международные ликвидные резервы России включают также резервную позицию в МВФ в размере 1,2 млрд. дол. на 30 апреля 1998 г. (21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г.– 253 млн. дол., к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн. (1,8 млрд. долл.).

Что касается следующего элемента валютной системы – международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.

Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков на валютном рынке действуют восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ. Эти биржи объединяет Ассоциация валютных бирж России.

Достигнув пика в 1995 г., биржевой валютный оборот стал сокращаться при одновременном резком расширении прямых межбанковских сделок, что соответствует мировой практике. По имеющимся оценкам, до финансового и валютного кризисов 1997-1998 гг. биржевой оборот составлял 2-3% объема валютных операций. Кризисные потрясения парализовали межбанковский рынок. Валютные операции в подавляющей части вновь вернулись на биржи. Однако по мере стабилизации экономики, в том числе банковской системы, следует ожидать возврата к докризисной структуре валютного рынка.

В России формируется внутренний рынок золота, драгоценных металлов и драгоценных камней. До рыночных реформ такой рынок отсутствовал. Все вновь добытые драгоценные металлы монопольно приобретались специальным государственным органом – Гохраном – по устанавливаемой государством фиксированной цене. Скупка золотых и серебряных изделий и лома у населения производилась через сеть специальных скупочных пунктов. Изделия из золота и серебра продавались в государственных ювелирных магазинах. Однако золото сохраняло за собой роль валютного металла. Признанием этого наряду с наличием государственного золотого запаса явился выпуск Министерством финансов РФ в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых был обеспечен 10 кг золота 0,9999 пробы. Цена таких сертификатов корректировалась с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару.

Юридическую базу для оформления рынка драгоценных металлов и камней образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в силу 26 марта 1998 г., а также указы Президента, в частности «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра» от 23 июля 1997 г., ряд постановлений Правительства и нормативных документов Центрального банка РФ. Согласно всем этим документам коммерческим банкам и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов; при этом используются цены в рублях, основанные на ценах лондонского рынка и пересчитанные в рубли по текущему официальному курсу. В 1997 г. коммерческие банки получили право самостоятельно осуществлять экспорт золота и серебра. Предполагается учредить в стране специализированную биржу по торговле драгоценными металлами.

В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального банка РФ и других ведомств. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валютного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов. Министерство экономики. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования – Банк России – осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вводит ограничения внешних заимствований.

Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель – обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограничений на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой – обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля – уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золотовалютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса.

На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому интегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нормального функционирования всех структур и механизмов управления международными валютно-кредитными и финансовыми отношениями страны.

2.2. Эволюция курса рубля  в России.

Одной из важнейших проблем перехода России к рыночной экономике после отказа от централизованно управляемой экономики была проблема конвертируемости рубля. Под конвертируемостью понимается способность одной валюты обмениваться на другую валюту. Различают внутреннюю конвертируемость,когда для резидентов сняты ограничения на куплю-продажу иностранной валюты, и внешнюю конвертируемость,когда сняты ограничения на куплю-продажу иностранной валюты для нерезидентов. Переход к внешней конвертируемости — длительный процесс, требующий экономической стабильности страны и прочных разнообразных внешнеэкономических связей. Так, в ослабленной войной Европе лишь в 1958 г. 14 стран достигли соглашения о введении внешней конвертируемости. Под полной конвертируемостью понимается ситуация, когда правительство позволяет как гражданам страны (резидентам), так и нерезидентам приобретать неограниченные суммы иностранной валюты за национальную, но это не значит, что при полной конвертируемости нет никакого валютного контроля. Так, в начале 1990-х гг. 32 страны имели ограничения на сделки с капиталом, но не было ограничений по текущим операциям. В это же время многие страны использовали систему множественных валютных курсов при осуществлении импорта и экспорта, при операциях с капиталом.

Различают также конвертируемость по счету текущих операций,когда нет ограничений на обмен валюты по этим сделкам, и конвертируемость по счету движения капитала,когда нет ограничений на обмен валюты по капитальным операциям.

В условиях централизованно управляемой экономики в Советском Союзе рубль не являлся конвертируемой денежной единицей. Существовала система множественных курсов, которые использовались чисто в расчетных целях. В условиях государственной внешнеторговой и валютной монополии курс рубля устанавливался в административном порядке Центральным банком при согласовании с Госпланом и Министерством финансов. Накануне распада СССР официально публиковались три вида валютных курсов: официальный, коммерческий и специальный. Между ними существовал значительный разрыв. Например, при официальном курсе 0,55 руб. за 1 долл. США, коммерческий курс был установлен на уровне 1,8 руб. за 1 долл. США. Кроме этих трех курсов существовал также курс аукциона, который проводил Внешэкономбанк СССР, и курс «черного» рынка, который был значительно выше и официального, и коммерческого.

Начало аукционной торговли Внешэкономбанком в 1989 г. можно рассматривать как точку отсчета в зарождении рыночного курса рубля. Это еще не был валютный рынок, а возникла лишь новая форма перераспределения валюты внутри страны. В аукционах могли участвовать лишь предприятия, имевшие валютные счета во Внешэкономбанке. В основном это были государственные предприятия. До начала работы в апреле 1991 г. валютной биржи ЦБ СССР было проведено 19 валютных аукционов, через которые было реализовано около 300 млн. долл. Впервые курс рубля формировался под действием спроса и предложения. Из-за отсутствия валютных ресурсов у предприятий и большого спроса на них курс доллара оказался сильно завышенным, составив в среднем 22,63 руб. за 1 долл. США.

Большую роль в создании условий для формирования рыночного курса рубля сыграло создание сети коммерческих банков и открытие Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Создание системы коммерческих банков, получение наиболее крупными из них генеральной лицензии лишило Внешэкономбанк монополии на валютные операции на внутреннем и на международном валютных рынках, резко активизировав торговлю валютой. Начало работы ММВБ позволило Банку России перейти от официального коммерческого курса 1,8 руб. за долл. США к курсу, базирующемуся на котировках этой биржи. Валютный курс, который объявляется Банком России, является официальным курсом. Он используется для налогообложения, таможенных платежей, бухгалтерского учета, на него ориентируются при заключении коммерческих договоров.

Центральный банк РФ может влиять и влияет на установление курса рубля. С этой целью он осуществляет интервенции на бирже в виде предложения валюты или предложения рублей. Таким способом он не допускает резких колебаний курса рубля в краткосрочном периоде и регулирует темп обесценения или удорожания рубля в долгосрочном периоде, используя для этой цели свои валютные резервы. С момента перехода в 1992 г. к рыночному формированию валютного курса рубль постоянно обесценивался по отношению к доллару вплоть до 1995 г. В целях стабилизации финансового рынка Правительство и Банк России 5 июля 1995 г. приняли решение о введении валютного коридора.

2.3. Валютный коридор в  России.

В начале 1995 г. валютные органы Российской Федерации осуществили переход от регулируемого плавания курса национальной валюты к политике валютного коридора. Она рассматривалась как важная составная часть программы финансовой стабилизации, разработанной и проводившейся при содействии и под эгидой МВФ.

Необходимость такого рода политики валютного курса была обусловлена рядом причин. В частности тем, что до осени 1995 г. наличной иностранной валюты в России в пересчете на рубли по текущему курсу было больше, чем рублевой массы (в сентябре 1995 г. американских долларов обращалось на сумму около 90 трлн. руб., а рублевая денежная масса Ml оценивалась в 88,2 трлн.). В этой ситуации введение валютного коридора должно было способствовать дедолларизации российской экономики посредством снижения инфляционных ожиданий и укрепления авторитета национальной валюты. Предполагалось, что валютный коридор обеспечит предсказуемость динамики обменного курса и послужит стимулом к расширению внешней торговли, поскольку, с одной стороны, при заключении внешнеторговых контрактов снижались издержки страхования от неожиданных изменений на российском валютном рынке, а с другой – экспортеры получали гарантии стабильного уровня доходов от внешней торговли. Наиболее же важной целью рассматриваемой политики было использование валютного курса в качестве номинального якоря для инфляционных ожиданий.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития современной валютной системы России