Проблемы таможенной оценки товаров и исчисления таможенных пошлин и налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты.
Целью курсовой работы является выявить наиболее важные проблемы в определении таможенной оценки товаров и в исчислении таможенных пошлин и налогов.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы таможенной оценки товаров и исчисления таможенных пошлин и налогов1.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

      На каждый товар устанавливается таможенный тариф - таможенная ставка, от которой зависит величина таможенной пошлины.

      Таможенные пошлины устанавливаются в процентной ставке от таможенной стоимости товара и носят название:

  1. Адвалорные  — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  2. Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм.
  3. Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

      Ставки таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще чем один раз в шесть месяцев. Единовременно ставки не могут быть повышены более чем на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок и эквивалентного значения для специфических.

       В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды пошлин. Применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся:

    1. Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
    2. Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;
    3. Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
    4. Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

          Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применятся в любое время года, то есть являются круглогодичными.

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Таможенные  налоги

     Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.2

      В Российской Федерации НДС был введен с 1992г. и фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

      Внимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.

      НДС так же как и таможенная пошлина имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин.

      Во-первых о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны. Это 0%, 10% и 18%.

      Во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

      При продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0%. Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молокопродукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради, тетради для рисования и некоторые другие товары), в соответствии со ст.164 НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%.  В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации применяется ставка НДС в размере 18%.

      Плательщиками налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, признаются лица, определяемые в соответствии с ТК РФ (ст. 143 НК РФ).

       Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ):

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

       Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав. Также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
  2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.

        Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:

  1. Видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и другое);
  2. Целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно – технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и другое);
  3. Таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и другое).

 

 
 
 

 

2.3  Проблемы  исчисления таможенных пошлин  и налогов

Основной проблемой является возврат  НДС при экспорте. С проблемой  возврата НДС из бюджета сталкиваются многие организации - экспортеры. С  одной стороны, законодательство дает им «поблажку» в виде нулевой ставки налога. С другой, право на ее применение фирма должна подтвердить. Малейшая неточность в документах либо подозрение в «недобросовестности» приводит к тому, что контролеры отказывают организации в возмещении налога. В итоге за законным НДС ей приходится обращаться в суд.

Причины отказа в возмещении НДС:

  1. Поставщик товара не уплатил НДС в бюджет.
  2. Отсутствие поставщика по юридическому адресу. 
  3. Отсутствие квитанции о приеме груза в случае наличия только железнодорожной накладной. 
  4. Отсутствие ответа таможенного органа на запрос налогового органа о подтверждении факта вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. 
  5. Валютная выручка поступила от третьего лица. 
  6. Счета-фактуры, на основании которых предоставляются налоговые вычеты, оформлены с нарушениями. 
  7. Отсутствует отметка "Товар вывезен полностью" на добавочных листах ГТД. 
  8. Не подтверждена оплата поставщикам экспортного товара. 
  9. Не оплачены товары, использованные при производстве экспортированной продукции.
  10. Если по условиям контракта с иностранным покупателем право собственности на продаваемый товар переходит к нему еще на таможенной территории России.
  11. Контракт с зарубежным партнером заключен по факсу.
  12. Сумма контракта больше стоимости фактически отгруженного на экспорт товара.
  13. В выписке не указаны дата и номер контракта и нет наименования самого товара.
  14. В дополняющих выписку свифт-сообщениях и в контракте указаны разные реквизиты иностранного покупателя.
  15. Свифт-сообщения не переведены на русский язык.
  16. В ГТД не расшифрованы фамилии должностных лиц таможни.
  17. Копии документов неправильно заверены.
  18. По товаротранспортным документам груз получил не покупатель, а другая фирма.

    Не нужно забывать  и о проблеме правового статуса  таможенных пошлин.

С принятием Федерального закона от 29.07.2004г № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации и налогах  и сборах» 3(далее – Закон) количество налогов и сборов было сокращено в несколько раз: отменены «оборотные» налоги, а также другие налоги и сборы, введенные в начале 1990-х гг.

    Специалисты по налогообложению в течение нескольких лет обсуждали вопрос о целесообразном количестве налогов и сборов. Представителями бизнеса высказывались мнения о том, что оно не должно быть более 5. По мнению представителей государства, ни одной из крупных стран этого сделать не удалось, и в лучшем случае общее количество налогов и сборов можно сократить до 15.

Казалось бы, сторонники значительного сокращения перечней налогов и сборов могут праздновать победу, а субъекты хозяйственной деятельности, освободившись от лишних платежей, могут работать эффективнее, способствуя дальнейшему развитию экономики страны.

Однако более детальный  анализ норм Закона свидетельствует о том, что сокращение количества налогов и сборов происходит не столько за счет отказа от взимания ряда обязательных платежей, сколько за счет придания им нового правового статуса.

         Так, из системы налогов и сборов исключены таможенные пошлины и таможенные сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Теперь все эти платежи являются неналоговыми доходами бюджетов и взимание их регулируется не законодательством о налогах и сборах, а другими (специальными) федеральными законами.

          Наибольшие сомнения вызывает решение о придании нового статуса таможенным пошлинам и таможенным сборам.

         Этим платежам присуще большинство  элементов налогообложения, которые должны быть определены в соответствии со ст. 17 НК РФ:

• налогоплательщики;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога;

• льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

      Единственным элементом, который отсутствует у таможенных пошлин и сборов, является налоговый период.

           Любые платежи, как бы они ни назывались, в том числе и таможенные платежи, если они должны уплачиваться государству либо как обязательные и индивидуально безвозмездные, либо обязательная уплата которых является одним из условий совершения государственными органами в отношении плательщиков юридически значимых действий, являются или налогами, или сборами. Уплата других обязательных платежей Конституцией РФ не предусмотрена. Все остальные платежи государству должны носить гражданско-правовой или какой-либо иной характер (например, средства, полученные в результате применения мер ответственности — административной, уголовной и т. д.).

Информация о работе Проблемы таможенной оценки товаров и исчисления таможенных пошлин и налогов