Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:10, реферат
Целью работы является определение места и значения Псковской таможни в системе таможенной службы России на современном этапе, выделение особенностей ее функционирования.
Задачи работы включают:
-рассмотреть особенностей исторического развития российской таможни,
-анализ современную систему российской таможенной службы,
-изучить структуры и деятельности работы Псковской таможни
Введение.....................................................................................................................3
Историографический обзор образования таможенных органов России...6
История Псковской таможни в 20-е года ХХ века....................................13
Псковская таможня в составе Федеральной Таможенной Службы РФ...16
Стратегические направления деятельности ФТС....................................................................................................16
Псковская таможня - один из важнейших элементов таможенной службы России..................................................................................18
Куничина гора – ворота в зарубежную Европу.............................20
Таможня...................................................................................20
Таможенник.............................................................................21
Путешественники...................................................................23
Заключение...............................................................................................................25
Список литературы..................................................................................................26
Приложение..............................................................................................................27
Отечество - 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Лицей «Развитие»
Всероссийский конкурс
исследовательских
«Отечество»
Номинация «Летопись родного края»
Псковская таможня
Подготовил:
Скляренко Кристина Сергеевна
Учащаяся 11 «А» класса
МБОУ «Лицей «Развитие»
г. Псков, ул. Народная, д. 53, 180016
г. Псков, Рижский пр.,д. 62 кв. 35,180016
8-909-575-75-37
skliarenkokristina@yandex.ru
Руководитель:
Митина Марина Леонидовна
МБОУ «Лицей «Развитие»¸учитель истории и обществознания
г. Псков, ул. Народная, д. 53, 180016
8-921-214-12-99
г.Псков – 2013
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Введение
Важнейшая роль в деле обеспечения
экономических интересов России
принадлежит таможенной службе - одному
из базовых институтов современной
экономики. Принимая непосредственное
участие в регулировании
Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор новых форм организации и содержания деятельности таможенной службы. Это включает усиление координации с
- федеральными органами государственной власти,
- региональными администрациями,
- межотраслевыми структурами,
- финансовыми и инвестиционными организациями,
- непосредственно с участниками
внешнеэкономической
Отсюда повышаются требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.
Псковская земля на протяжении многих веков была на страже рубежей нашей страны, была ее щитом. Всем известны военные подвиги псковичей в обороне российских границ, но гораздо в меньшей степени обращалось внимание на то, что псковские западные границы были еще и экономическим рубежом страны. Западная граница была одной из важнейших для России в экономическом отношении, и защита интересов страны требовала создания таможенных служб.
После петровских завоеваний граница существенно сдвигается на запад, и существование таможни здесь теряет актуальность, но после революции 1917 г. два десятилетия Псковщина снова пограничная земля. Данный период – особенно 1920-е гг. – интересен в истории Псковской таможни тем, что вновь происходит формирование на новой основе таможенной структуры. При этом именно этот этап нечасто был под вниманием историков.
Вновь Псковская земля становится приграничной территорией России после распада СССР, а значит, включается в сложную систему пограничной безопасности нашей страны на современном этапе. Несмотря на сравнительно небольшую историю, Псковская таможня к настоящему времени – слаженная эффективно работающая структура, имеющая свои традиции, связанные с древней историей таможенной службы России и приобретенные в ходе современной деятельности. Именно это делает ее достойной серьезного изучения историками.
Ряд отечественных исследователей затрагивал в своих работах вопросы, связанные с проблемами истории Российской в целом и Псковской таможни в частности. К числу общих работ, исследовавших таможенную деятельность в России на разных этапах ее истории можно отнести книги К. Лодыженского1,С. Дмитриева2, Ю.Г. Кисловского3.
История и функционирование
таможенной деятельности на Псковщине
в средневековье
Л.Н. Макеенко4. Действия таможенных служб в период развитой торговли средневекового Пскова с западными странами, исследованы в работах А.В. Юрасова5, В.А. Аракчеева6.Значительное место изучению особенностей возобновления таможенной деятельности на Псковщине в 1920-е гг., уделял в своих работах С.А. Минченков7. Прошлая и современная жизнь Псковской таможни, освещается в работах С.Лучникова8. Своеобразные итоги многовекового функционирования Псковской таможни подведены в сборнике «Псковская таможня. 20 лет на благо России». (М., 2011).
Тем не менее, изучение истории Псковской таможни в ряде своих аспектов не утрачивает актуальности.
Источниками для изучения проблематики истории Псковской таможни являются Псковские летописи, законодательные акты, касающиеся таможенных отношений, архивные документы, свидетельства работников таможенной службы.
Целью работы является определение места и значения Псковской таможни в системе таможенной службы России на современном этапе, выделение особенностей ее функционирования.
Задачи работы включают:
-рассмотреть особенностей исторического развития российской таможни,
-анализ современную систему российской таможенной службы,
-изучить структуры и деятельности работы Псковской таможни,
-познакомиться с работой таможенного пункта Куничина гора
Методы исследования:
-сравнительно-исторический для выделения общего и особенного в истории развития таможенной службы;
-анализ фактического материала для выделения основных особенностей работы псковской таможни и ее подразделений;
-синтез полученного материала для получения выводов при выполнении задач и достижения цели исследования;
-наблюдения и интервьюирования при изучении деятельности таможенного пункта Куничина гора.
1. История образования и деятельности таможенных органов России.
Для того чтобы определить место и значение Псковской таможни в системе таможенной службы России необходимо рассмотреть особенности и закономерности исторического развития российской таможни, повлиявшие и на ее современный облик.
История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской Правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах «мытниками» или «мытчиками». Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы – таможен9.
В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.
Можно видеть, что уже на достаточно ранних этапах российской государственности начинает складываться определенная организация выполнения таможенных функций в рамках государственной системы. Несомненным в таком является вывод, что такие функции являются непременным атрибутом государства. Особенно это было важно для Руси, которая имела широкие торговые отношения с множеством стран.
Нам неизвестно о наличии в Пскове какой-либо таможенной деятельности в период Киевской Руси. Впрочем, это вполне объясняется тем, что оформление Пскова как одного из торговых центров Руси происходит уже в период ее раздробленности, когда он получает значительную политическую и экономическую самостоятельность (даже находясь в составе Новгородской республики или даже благодаря этому). Этому способствуют и внешние обстоятельства – появление в Прибалтике торговых городов, оформление Ганзейского союза в XIII веке. Хотя первые документы, свидетельствующие о появлении таможенной службы в Пскове, относятся только к XVI в., то есть уже к периоду нахождения Пскова в составе единого Русского государства, можно предположить, что таможенные функции выполнялись и в Псковской вечевой республике, поскольку она имела тесные торговые отношения с западными странами, условия которых были определены в уставных соглашениях, предполагавших наличие пошлин, различную проверку товаров10.
Конечно, говорить об образовании хорошо организованной таможенной службы можно было только после создания единого Русского государства и оформление единого государственного аппарата, что происходит в конце XV– XVI вв.
Для развития Пскова как
торгового города это имело двоякое
значение. С одной стороны, теперь
он находился под защитой
Появление централизованных таможенных служб в Пскове сократило торговлю из-за достаточно высоких пошлин, взимаемых с купечества. Но с другой – Псков становится одним из важнейших для России городов, обеспечивающих государственную казну необходимым пополнением. По размерам выплачиваемых торговых пошлин во второй половине XVI века, Псков стоял на одном уровне с Москвой – ежегодно он поставлял казне 12 тыс. рублей11. По окончании Смутного времени значение Пскова в международной торговле России и в таможенной системе страны еще больше возросло. Для России, остро нуждавшейся в средствах для восстановления после Смуты, очень важны были таможенных доходы и одновременно развитие торговли. Псков, как пограничный город с давними торговыми связями, как нельзя лучше соответствовал достижению этих целей12.
При Михаиле Федоровиче (1613-1645) доступ иноземных купцов в псковскую торговлю был расширен, но одновременно усиливается и государственное вмешательство в торговые дела – введение государственных торговых монополий, которые давали основную прибыль государству. Это требовало усиления контроля над торговой деятельностью, что и приводит к созданию уже четко оформленной таможенной структуры13.
Следующий этап развития таможенного дела на Псковщине относится к серединеXVIIвека. Тогда, в царствование Алексея Михайловича издание Торгового(25 октября 1653) и Таможенного (1667) уставов была сделана попытка упорядочить на Руси правила таможенных сборов. В это время Псков включили в число пограничных городов. Эти документы стали положили начало реформам в российской таможенной системе. За сбор налогов теперь отвечали таможенные головы и целовальники( поступая на службу, они давали клятву и целовали крест). Самой значительной личностью того времени, занимавшей пост главы Большой таможни в Пскове, стал С.И. Поганкин14.
Реформатор Петр I внес в таможенную систему некоторые изменения западнического характера, которые вообще были свойственны его реформам. Именно он ввел в политику государства протекционистский таможенный тариф. Например, если за ввоз в страну мануфактуры купцы платили до 75% от стоимости товара, то на импортные товары налог не превышал 5%. А если купец пытался пересечь границу вне установленного таможенного пункта, то он лишался своего товара15.
Правда нужно отметить, что для Псковской торговли и таможенной службы события петровского времени имели самые негативные последствия: граница отодвинулась на запад, торговля велась, минуя древний Псков, таможенная служба была ликвидирована и в дальнейшем возрождалась в ограниченных масштабах.