Развитие таможенной службы в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:08, реферат

Краткое описание

Цель работы- раскрыть историю становления таможенной службы в России.

Задачи работы:

- рассмотреть зарождение таможни в Древней Руси;

- определить характеристику таможенных органов в 19- начале 20 веков;

- описать таможенную службу на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

1. Зарождение таможни в Древней Руси………………………………….4

2. Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков …….8

3. Таможенная служба на современном этапе…………………………..12

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

практика.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)


Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………….2

1. Зарождение таможни в Древней Руси………………………………….4

2. Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков …….8

3. Таможенная служба на современном этапе…………………………..12

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение.

      Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .

      Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси  и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.

История российской таможни ведет свое начало с упоминаний в древнерусских летописных источниках о торговых пошлинах и лицах, их собиравших. Первые уставные таможенные грамоты, свидетельствующие о развитии таможенного дела, появились на Руси в XV веке.

Важные периоды в истории таможенного законодательства отражают такие исторические источники, как "Таможенный устав" 1571 года царя Иоанна IV и "Соборное уложение" 1649 года царя Алексея Михайловича. Документами, положившими основу реформам российской таможенной системы, стали Указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров" от 25 октября 1653 года и Новоторговый устав 1667 года.

Ряд нововведений в таможенное законодательство был введен в период правления Петра I. При Петре I была учреждена должность таможенного бурмистра, таможенные органы перешли в ведение Коммерц-коллегии (внешние таможни) и Камор-коллегий (внутренние таможни)

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики. Принимая непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, и осуществляя фискальную функцию на рубежах страны, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России.[1]

Цель работы- раскрыть историю становления таможенной службы в России.

Задачи работы:

- рассмотреть зарождение таможни в Древней Руси;

- определить характеристику таможенных органов в 19- начале 20 веков;

- описать таможенную службу на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зарождение таможни в Древней Руси.

  Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .

      Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси  и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

      В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси . [2]

      Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям . Мыт или Мыто, упоминается в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям. Происходил сбор пошлины на заставах 'мытниками' или 'мытчиками'. Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы- таможен.

      Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

      Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга (с тюркского) означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князя или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.[3]

В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Помимо целовальников процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать  в таможенные книги данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно.

Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию- битью кнутом, а то и 'смертной казнью без всякой пощады'.

      В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. [4]

      В период феодальной раздробленности на Руси в ХII – начале ХIII веков, в связи с ростом числа княжений и  внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной».

В царствование Петра I изменилось название управляющих таможен. С 1700 года они начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 года - оберцольнерами (в переводе с немецкого -  'досмотрщик', надзиратель), при которых по-прежнему состояли целовальники.

В 1753-1757 годы вновь была проведена таможенная реформа, завершившаяся перестройку таможенной системы в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. В Манифесте провозглашалась отмена 17 видов таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен их вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары.

В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов.

Контрабанда являлась в середине XIX века одним из широко поставленных способов торговли. В ряде мест она велась почти явно, например, в Бродах - на границе с Австрией или в Мемеле - на границе с Пруссией, где открыто существовали компании, которые за умеренную плату страховали контрабандные грузы.

С начала 1865 года функции по правлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов.[5]

В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там основана таможенная флотилия.

В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение Министра финансов.

В мае 1912 года утверждена последняя реорганизация таможенной службы в царской России.

 

 

 

 

 

 

        

2. Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков.

Таможенная политика России в первой половине XIX в. формировалась под воздействием политических факторов. Новый взгляд на торговую и таможенную политику высказал первый министр торговли России граф Н.П. Румянцев, занимавший этот пост с 1802 по 1807 гг. В его программе развития внешней торговли была идея ввести Россию в сферу международных торговых отношений сделать посредником в транзитной торговле с Китаем, Центральной Азией, Индией. Оренбург и Астрахань должны были стать важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару. Высочайшим Указом 1804 г. была регламентирована транзитная торговля через Одессу.

Элементы международного таможенного права в России в XIX веке были отражены в положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В положении содержалась роспись товаров.

Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быть конфискованы или уничтожены, а виновники в их привозе переданы суду и отправлены в ссылку. Обвинению подлежал купец, выписавший запрещенный товар, или его приказчик, причастный к этому, или уполномоченный, если указанных лиц нет, то ответственность нес шкипер.

Таможенные правила были направлены против торговли с Францией, т.к. французские товары были среди запрещенных к ввозу.

Таможенный устав 1819 г. повторил нормы таможенного законодательства предшествующих документов.

В 1845 г. вышло уложение о наказаниях, где были собраны все карательные меры, применяемые к нарушителям.

Более обстоятельными были дополнения к Таможенному уставу 1857 г. Они уточняли многие позиции. В устав был введен раздел о возврате товаров. Также увеличивалась награда за донос о контрабанде - теперь эти лица могли получить третью часть суммы от продажи конфискованного товара. В уставе регулировался правами провоз личных вещей пассажиров. Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо - сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, кофе. В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы. Вывозился в основном хлеб. 26 октября 1864 г. высочайше было утверждено мнение Государственного совета - Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. Его первым директором был назначен тайный советник, статс-секретарь князь Д.А. Оболенский. [6]

80-е гг. XIX века ознаменованы важными событиями в стране и за рубежом. Учитывая экономическую экспансию западных стран против России, правительство вынуждено было ввести жесткие таможенные ограничения на германские товары. Тем временем немцы начинали захват русского рынка, сбывая на нем свою продукцию. Они повысили в несколько раз таможенные ставки на российскую с/х продукцию.

В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Лев Федорович Тухолка. К тому времени, в 1893 г., пограничная стража была выведена из подчинения Департамента в связи с созданием отдельного Корпуса пограничной стражи. Тогда же в России насчитывалось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.

Информация о работе Развитие таможенной службы в России: исторический аспект