Роль региональных соглашений в системе мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение и изучение региональных соглашений в системе мировой торговли на примере АТЭС, анализ механизма его действия и рассмотрения результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Показать основные тенденции формирования и развития РТС.
2) Определить причины подписания РТС и их эффективность.
3) Рассмотреть состояние и перспективы одного из рыночных блоков мировой торговли на примере АТЭС.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты регионально торговых соглашений
1.1 Основные тенденции формирования и развития РТС
1.2 Причины подписания РТС и их эффективность
1.3 Соответствие РТС правилам ВТО
2 АТЭС: состояние и перспективы регионального экономического развития
2.1 Принципы деятельности и структура АТЭС
2.2 Проблемы и перспективы АТЭС
2.3 Участие России в АТЭС
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Роль региональных соглашений в системе мировой торговли..doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, помимо ЗСТ и таможенных союзов, в мире существуют интеграционные группировки, имеющие форму общего рынка и экономического союза. Подобная классификация была разработана известным экономистом Б. Балашей в 1961 г. и используется в качестве классической схемы изучения интеграционных процессов в мире. В то же время справедливости ради следует подчеркнуть, что   более   продвинутые   формы   интеграционного   взаимодействия в своей основе так или иначе имели формат ЗСТ или таможенного союза.

Формат РТС является крайне разнообразным и становится все более   сложным   по   мере   того,   как   РТС   набирают   силу,   создаются «сети» РТС и они распространяются по всему миру на региональном и субрегиональном уровнях3. Этот факт определяет и предпочтение ЗСТ по сравнению с таможенными союзами. Страны ищут наиболее простые пути заключения РТС, и в основном они заключаются между двумя странами, в то время как для таможенных союзов характерно большее   число   участников.   Двусторонние   соглашения   составляют 75% от общего числа нотифицированных и действующих РТС и почти 90% соглашений, находящихся на стадии переговоров. В ближайшей перспективе можно ожидать существенного прироста числа РТС, а также   появления   новых   РТС,   в   которых   один   из   участников   представляет   собой   уже   существующее  РТС   (например,   ЕС-МЕРКОСУР, ЕЭП и др.).

В состав участников РТС входили так называемые традиционные

торговые партнеры, географически близкие страны с устоявшимися торговыми   потоками.   Яркими   примерами   являются   Австралия   и Новая Зеландия, страны НАФТА, страны ЕС, ЕАСТ И ЦЕФТА. Действительно, большая часть стран подписывает свои первые РТС с одной или   несколькими   соседними   странами.   В   то   же   время   наступает момент, когда возможности строго регионального взаимодействия исчерпываются и страна начинает искать другие возможности преференциальной торговли, в том числе и за пределами региона.            Современные РТС также зачастую характеризуются диверсификацией уровня экономического развития партнеров по группировке.

Так, например, очевидно преобладание США в НАФТА (на США приходится свыше 70% совокупного ВВП группировки). В Азиатской ЗСТ Сингапур имеет наиболее высокий показатель ВВП на душу населения (в 10 раз превышающий аналогичный показатель Камбоджи).

С точки зрения масштабов и глубины современные РТС существенно изменились, а также существенно различаются между собой.

Помимо формы интеграционного взаимодействия, изменился и круг вопросов, на которые распространяются РТС. Некоторые из них до сих пор ограничиваются предоставлением тарифных преференций по   ограниченному   кругу   товарных   позиций.   Другие   включают   в себя   более   широкий   спектр   вопросов   регулирования   взаимной торговли.   С   учетом   требований,   предъявляемых   правилами   ВТО   к РТС, соглашения ограниченного характера регулируются «разрешающей   оговоркой»,   касаются   исключительно   развивающихся   стран и   распространяются,   как   правило,   на   ограниченный   круг   товаров.

Соглашения о ЗСТ и таможенных союзах, регулируемые статьей 24 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и/или статьей

5 Генерального соглашения по  торговле услугами (ГАТС), являются 

более широкими по охвату. Это особенно касается РТС, заключенных в   последнее   десятилетие,   которые   выходят   далеко   за   рамки   ВТО, включая   в   себя,   помимо   прочего,   положения   об   инвестировании, конкуренции,   интеллектуальной   собственности,   охране   окружающей  среды   и   миграции   рабочей   силы.

Развитие РТС в 1990-е гг. и до настоящего времени определяется комбинацией тенденций геополитического развития в 80-е и 90-е гг.

К этим тенденциям можно отнести следующие.

1)  Неуверенность в успехе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (1986–1994) заставила многие страны обратить свое внимание на ускорение переговоров о преференциальной торговле в качестве гарантии от возможного провала многосторонних торговых переговоров.

2)Продолжающееся расширение европейского интеграционного объединения и вовлечение в него все более широкого числа стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Средиземноморья.

3) Еще одним фактором, обусловившим активизацию интеграционного взаимодействия, стало радикальное изменение отношения к данной проблеме «законодателя моды» в мировой торговле – США.

4) Распад СССР и роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) привели к формированию новых РТС между странами ЦВЕ и ЕС, а также между самими странами с переходной экономикой как новой формы оформления взаимного сотрудничества.

Важным кластером регионализации международной торговли являются РТС между развитыми и развивающимися странами, с другой стороны.

На ЕС и ЕАСТ приходится свыше половины РТС в рамках евросредиземноморского сотрудничества со странами Северной Африки и Ближнего Востока, а также ряд двусторонних соглашений с Мексикой и Чили.

В подписании РТС с развивающимися странами активно участвуют и США. Другие страны следуют их примеру. Наибольшую активность проявляют Япония, Австралия, Новая Зеландия и Канада.

Особенностью вышеназванных соглашений является взаимный характер   их   обязательств   по   либерализации   торговли   в   отличие от   системы   невзаимных   преференций   в   рамках   Общей   системы преференций (ОСП) и в рамках односторонних инициатив, каковой, например, является Котонийский договор или другие меры, предоставляемые развитыми членами ВТО развивающимся. В соответствии с существующими положениями ВТО по регулированию РТС, развитие преференциальных соглашений между развитыми и развивающимися странами представляет собой постепенный и существенный переход от либерализации торговли на основе невзаимных преференций к преференциям, предоставляемым на основе взаимности.

Важной характерной чертой современного этапа развития регионального взаимодействия стало участие в РТС тех стран, которые раньше   не   проявляли   к   этим   процессам   никакого   интереса.   Так, например, Япония не участвовала в подписании РТС в период существования ГАТТ, однако уже в начале нового тысячелетия закончила переговоры о ЗСТ с Сингапуром. В настоящее время новыми «игроками» в этой области стали Китай, Южная Корея и Тайвань.

 

1.2 Причины подписания РТС и  их эффективность

 

На интенсификацию и диверсификацию РТС оказал влияние целый комплекс экономических и политических факторов. К экономическим факторам заключения РТС можно отнести борьбу за рынки и расширение экспортных возможностей. Эти факторы особенно важны для   малых   или   меньших   по   масштабам   экономик.   Так,   например, для Канады и Мексики было очень важно получить доступ на рынок США. Действие этих факторов особенно важно на региональном или двустороннем уровне, особенно в условиях отсутствия прогресса в переговорах о дальнейшей либерализации в рамках ВТО.

РТС могут также использоваться странами в качестве инструмента более тесной интеграции их экономик, нежели это возможно в рамках ВТО, особенно по тем вопросам, которые не решены на многостороннем уровне, например инвестиции, регулирование конкуренции, окружающая среда и трудовые и социальные стандарты.

Для отдельных стран, прежде всего малых и развивающихся, РТС являются необходимостью с точки зрения защиты и безопасности, особенно в условиях глобализации. Членство в РТС может рассматриваться как   средство   привлечения   ПЗИ,   особенно   для   стран,   обладающих дешевой рабочей силой. Примером может служить рост притока ПЗИ в Мексику на волне присоединения к НАФТА.

Политические мотивы также важны в процессе принятия решений об активизации регионального взаимодействия. Правительства стремятся к сохранению мира и усилению регионального сотрудничества в целях безопасности с партнерами по РТС, а также к утверждению своего политического влияния путем достижения поддержки на региональном уровне. Крупные страны могут использовать РТС с целью формирования геополитических альянсов и прочных дипломатических связей.

Эффект от участия в РТС для участвующих в соглашении стран и для мировой торговой системы в целом неоднозначен. Существуют две основные системы взглядов на регионализм.

Одна из них заключается в том, что интеграционные объединения способствуют закрытости и диверсификации торговли. В данном случае критики регионализма утверждают следующее.

Во-первых,   в   процессе   формирования   интеграционных   связей преобладает создание торговли, что препятствует эффективной диверсификации и не позволяет достигать оптимального размещения ресурсов в мировом масштабе.

Во-вторых, в интересы участников региональных и преференциальных соглашений не входит дальнейшая либерализация вследствие того, что может произойти диверсификация торговых связей (например, африканские страны поддерживали борьбу ЕС против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).

В-третьих,   в   рамках   некоторых   интеграционных   объединений вырабатывается   система   протекционистских   мер,   направленных   на защиту от товаров, происходящих из третьих стран.

 В-четвертых, большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, то есть происходит так называемая диверсификация интересов.

  Сторонники   РТС   подчеркивают   преимущества,   вытекающие   из расширения масштабов, конкуренции и привлечения инвестиций в более крупные экономики. Несмотря на то, что либерализация в рамках РТС является вторичной задачей, она может стать единственной возможностью, если либерализация в данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий. РТС могут служить полигоном для инноваций и основой для принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Создание региональных блоков способствует усилению степени внешней открытости и созданию и расширению торговли. В работах многих экономистов выдвигаются шесть аргументов в защиту регионального объединения стран. К ним относятся:

1) Либерализация и главным образом унификация и снятие нетарифных   ограничений   в   рамках   интеграционных   объединений   осуществляются быстрее, чем в рамках всей мировой торговой системы. Это можно рассматривать как основу для дальнейшей либерализации, поскольку решения, принятые на уровне группировки, редко подлежат пересмотру в сторону ухудшения.

2) Кроме того, очень многие меры по либерализации, отработанные и проверенные в региональных масштабах, были перенесены в практику ВТО.

3) Инициативы   по   региональной   интеграции   являются   хорошим стимулом для дальнейшей активной работы чиновников и политиков на международном уровне.

4) В региональных и преференциальных соглашениях создаются основы   для   создания   торговли,   региональная   либерализация   лишь ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.

5)Региональные механизмы зачастую позволяют подтянуть уровень экономического развития более слабых звеньев региона за счет более сильных в экономическом отношении партнеров.

6)Многие интеграционные объединения способствуют решению сложных политических конфликтов, которые не могли быть решены до сих пор. В качестве примера приводятся:

- сглаживание   противоречий   между   Францией   и   Германией  после создания ЕЭС;

- смягчение   противоречий   между   Бразилией   и   Аргентиной   в процессе объединения в рамках МЕРКОСУР;

- устранение   военно-политического   напряжения   в   отношениях  Японии и Китая в процессе  взаимодействия в рамках АТЭС.

 

1.3Соответствие РТС правилам ВТО

 

Одной из важнейших проблем в процессе функционирования РТС является определение страны происхождения товара.

В рамках ЗСТ определение страны происхождения товара является существенным с точки зрения определения того, подпадает ли товар под действие преференциального режима в стране-импортере, а также с   точки   зрения   избежания   проникновения   на   территорию   региона через границы с более либеральным торговым режимом в отношении третьих стран.

За исключением панъевропейской системы определения страны происхождения товара, гармонизирующей правила ЕС, ЕАСТ, стран ЦВЕ и Балтии, многие действующие ЗСТ имеют свои правила определения страны происхождения товара. Сложность этих процедур различается: некоторые основываются на общих правилах, применяемых ко всем товарным позициям, проходящим таможенный контроль на границе; другие используют различные правила, зависящие от конкретного товара. Чаще всего различные правила определения страны происхождения товара применяются к различным товарным группам. Участие одной страны в нескольких РТС со своими правилами определения страны происхождения товара требует от экспортеров

адаптации своих товаров к специфическим требованиям и критериям происхождения с целью использования преференциального режима при   доступе   на   различные   рынки.   Некоторые   исследования   показывают,   что   экспортеры   готовы   пожертвовать   преференциальным доступом, если разница не настолько велика, чтобы компенсировать все административные затраты, связанные с исполнением правил .

Существуют также исследования правил определения страны происхождения   товара   в   различных   РТС   по   всему   миру.   Целью   этих

исследований является анализ издержек экспортеров, связанных с адаптацией к тем или иным правилам. Выходом из положения может служить   лишь   разработка   общих   критериев   определения   страны происхождения.

Информация о работе Роль региональных соглашений в системе мировой торговли