Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:20, курсовая работа
Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение и изучение региональных соглашений в системе мировой торговли на примере АТЭС, анализ механизма его действия и рассмотрения результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Показать основные тенденции формирования и развития РТС.
2) Определить причины подписания РТС и их эффективность.
3) Рассмотреть состояние и перспективы одного из рыночных блоков мировой торговли на примере АТЭС.
Введение
1 Теоретические аспекты регионально торговых соглашений
1.1 Основные тенденции формирования и развития РТС
1.2 Причины подписания РТС и их эффективность
1.3 Соответствие РТС правилам ВТО
2 АТЭС: состояние и перспективы регионального экономического развития
2.1 Принципы деятельности и структура АТЭС
2.2 Проблемы и перспективы АТЭС
2.3 Участие России в АТЭС
Заключение
Список литературы
Заключение двусторонних преференциальных соглашений привело к появлению большого числа пересекающихся и противоречащих друг другу РТС со своими графиками тарифной либерализации и различными правилами определения страны происхождения. Даже РТС с большим числом участников могут содержать двусторонние обязательства по сокращению уровня тарифной защиты, Таким образом, число двусторонних графиков существенно увеличивается. В тех случаях, где это возможно, тарифные преференции предоставляются на гармонизированной основе всем участникам многостороннего РТС хотя бы в течение переходного периода.
Безусловно, экономический эффект РТС зависит от его структуры, степени предполагаемой либерализации, главным образом по «чувствительным товарам»4, и уровня экономического развития участников РТС. С учетом различной мотивации стран при подписании РТС можно предположить, что они сохранят свою популярность, независимо от того, как и насколько эффективно будет функционировать многосторонняя торговая система. Единственно возможным компромиссом является поиск путей максимизации общеэкономического эффекта от РТС и их соответствия правилам ВТО.
В рамках ВТО первые правила регулирования РТС были установлены еще в 1947 г. в ГАТТ. Статья XXIV ГАТТ, дополненная ее толкованием, принятым в результате Уругвайского раунда, представляет собой правовую базу для подписания РТС в сфере торговли товарами. Разрешающая оговорка, принятая в 1979 г., закрепила правила взаимного сокращения тарифов в торговле товарами между развивающимися странами. Правила, регулирующие торговлю услугами в рамках РТС, принятые на Уругвайском раунде, закреплены в статье V ГАТС. Вопрос о влиянии интеграционных блоков и объединений на мировую торговлю и торговую систему стал предметом обсуждения уже первых министерских конференций ВТО и деятельности созданного в 1996 г. при Секретариате ГАТТ Комитета по региональным торговым соглашениям (КРТС) ВТО. Одним из путей решения этой задачи является разработка принципов построения РТС. Например, в рамках РТС стороны могут принимать на себя обязательства, которые они рано или поздно будут готовы распространить на всю многостороннюю систему. Это не только будет стимулировать конкуренцию, но и приведет к отсутствию необходимости в преференциальных правилах определения страны происхождения. Кроме того, страны должны внедрять принцип транспарентности информации по тарифам, мерам регулирования и правилам определения страны происхождения, включаемым в РТС, а сами РТС должны быть нотифицированы в рамках ВТО. И, наконец, может быть достигнута договоренность о том, что все РТС будут находиться под постоянным мониторингом и в них будут вноситься изменения в соответствии с новыми правилами, принимаемыми в рамках ВТО.
На Министерской конференции
в г. Доха члены ВТО признали,
что РТС играют важную роль
в либерализации торговли и
ускорения экономического
В настоящее время переговоры ведутся по двум направлениям.
Первым приоритетом является достижение транспарентности, хотя, безусловно, эту договоренность легче достичь по сравнению с системными вопросами. В то же время между участниками РТС и ВТО существуют серьезные разногласия по вопросу о том, как оценивать соответствие соглашений правилам ВТО. Интересно, что из всех случаев нотификации и рассмотрения РТС только в одном случае между их участниками и ВТО был достигнут консенсус: при рассмотрении Соглашения о таможенном союзе между Чехией и Словакией после распада Чехословакии.
В июле 2008 г. Переговорная
группа ВТО по правилам
Mechanism) для всех РТС.
По мнению генерального
директора ВТО Паскаля Лами,
принятие этого документа
2 АТЭС: состояние и перспективы
регионального экономического
2.1 Принципы деятельности и структура АТЭС
Странами-основателями АТЭС выступили Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и Япония
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли этих государств состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Впоследствии к организации присоединились 9 стран: КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Быстрое становление АТЭС свидетельствовало о том, что его деятельность соответствует процессам глобализации, тенденциям регионализма и отвечает потребностям развития государств-участниц. Всего за четыре года эта межправительственная организация прошла путь от конференции на уровне министров до ежегодных саммитов с участием лидеров ведущих государств АТР. Первый такой саммит, прошедший в 1993 году в Сиэтле, был инициирован президентом США Б. Клинтоном. Россия стала членом АТЭС в 1998 году.
В настоящее время на 21 участника Форума АТЭС приходится 55% мирового ВВП (18 триллионов долларов), 54% объема мировой торговли (5,2 триллионов долларов) и более 40% населения земного шара (более 2,5 миллиарда человек). Несмотря на консультативный статус, эта межправительственная организация разрабатывает правила и нормы торговли, инвестиционной и финансовой деятельности в регионе, отражая общемировую тенденцию интернационализации хозяйственной деятельности государств.
В своей работе АТЭС руководствуется двумя основными принципами: «открытого регионализма» и «согласованных односторонних мер». Суть первого принципа заключается в том, что развитие сотрудничества и снятие ограничений на движение товаров, денежных и людских потоков внутри АТР сочетается с соблюдением принципов ВТО и отказом от протекционизма в отношении государств, не являющихся членами этой организации. Последние на основе взаимности получают возможность пользоваться всеми преимуществами такого сотрудничества. Второй принцип позволяет участникам выбирать приемлемые для них темпы торговой и финансовой либерализации. В результате скорость движения межправительственной организации по пути интернационализации определяется возможностями и потребностями наиболее отсталых, с этой точки зрения, стран-участниц, и для достижения поставленных целей не требуется высокий уровень институционализации. Поэтому Секретариат АТЭС не велик и не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе консенсуса.
Порядок принятия решений в АТЭС был утвержден с учетом опыта Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – одной из наиболее успешных межправительственных организаций с более чем сорокалетней историей. Так называемый азиатский подход, или «путь АСЕАН», с одной стороны, обеспечил «жизнеспособность» азиатских межправительственных организаций, а с другой стороны – послужил причиной их низкой эффективности. В силу этого, не все участники АТЭС удовлетворены нормами деятельности организации и время от времени выступают за их пересмотр.
Поведенческие нормы «пути АСЕАН»проистекают из двух индонезийских принципов: диалога – «мушаварах» и консенсуса – «муфвкат». А. Ачарья характеризует «путь АСЕАН» как «процесс региональных взаимодействий и сотрудничества, базирующийся на постепенности, неформальности, консенсуса, личных политических связей, неконфронтационной манере ведения переговоров, большей значимости процесса по сравнению с результатом». Такой формат общения, практически исключающий для местных элит возможность «потери лица» в процессе диалога, сильно контрастирует с западной моделью, для которой характерны жесткое соперничество и четкая юридическая основа. Основополагающим для «пути АСЕАН» является принцип невмешательства во внутренние дела членов организации, основанный на безусловном признании незыблемости государственного суверенитета.
По своей структуре АТЭС – это объединение форумов, работающих по определенным правилам. Решения высшего органа не носят строго обязательного характера. Высший орган состоит из двух «палат»: встречи министров (иностранных дел и торговли) и неформального саммита лидеров (глав государств и правительств). Председателем Форума в течение года является страна, на территории которой проводится саммит. Она берет на себя расходы по организации саммита и определяет тематику работы АТЭС на срок своего председательства (один год). По результатам саммита принимаются декларации, в которых подводятся итоги работы организации за прошедший год и формулируются позиции участников относительно событий региональной или мировой экономики и стратегия Форума.
Встреча старших должностных лиц – орган, призванный координировать работу по реализации решений, принятых лидерами и министрами; он же является связующим звеном между высшим органом и форумами, имеющими статус структурных подразделений АТЭС. Важный элемент структуры – Деловой консультативный совет, представляющий собой автономный бизнес-форум, в который входят по три представителя от каждого государства.
Органы АТЭС называются форумами. К ним относятся 3 комитета (по торговле и инвестициям, экономический, по бюджету и управлению) и 11 рабочих групп (по энергетике, рыболовству, развитию малых и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям и информации, развитию торговли, техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства).
Секретариат АТЭС располагается в Сингапуре и состоит из исполнительного директора, функции которого выполняет представитель председательствующей в текущем году страны, заместителя исполнительного директора (представитель страны, которая будет председательствовать в АТЭС в следующем году), штата профессиональных сотрудников (чиновники от каждого участника Форума) и местного техперсонала.
2.2 Проблемы и перспективы АТЭС
Пик деятельности АТЭС пришелся на 1994 – 1995 годы, когда были поставлены задачи и объявлен план действий по формированию в регионе свободной торговли и инвестиций. В соответствии с Богорской декларацией (1994 г.) создание зоны свободной торговли было намечено для промышленно развитых стран на 2010 год, для развивающихся – на 2020 год. В 1995 году была принята Осакская программа действий, которая закрепила принципы деятельности межправительственной организации и определила три базовых направления экономического сотрудничества в АТР: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество.
Тем не менее, перспективы формирования полномасштабной интеграционной группировки на базе АТЭС представляются неопределенными – во многом из-за несовпадения приоритетов англо-саксонских и развивающихся азиатских государств. Так, США заинтересованы в быстрой и полной либерализации торговых и финансовых потоков и в открытии рынков восточноазиатских стран, на долю которых приходится большая часть дефицита их внешнеторгового баланса. Вот почему Вашингтон настаивает на повышении уровня институционализации АТЭС и введении принципа обязательности принимаемых решений. В этом американцев поддерживают Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других государств. В свою очередь, страны АСЕАН, Япония и Южная Корея отстаивают добровольный характер этого процесса. Приоритетами для АТЭС развивающиеся страны Восточной Азии считают не либерализацию торговли и капитала, а содействие торговле и экономическое и научно-техническое сотрудничество.
Что касается Пекина, то он активно участвует в деятельности как СТЭС, так и АТЭС. КНР выступила организатором проведения ежегодного совещания СТЭС в Пекине (1990 г.) и саммита АТЭС в Шанхае (2001 г.), в которых принимали участие в качестве членов этой организации представители Тайваня и Гонконга. В целом, Китай вносит существенный вклад в работу АТЭС, в первую очередь по таким направлениям, как развитие экономического и технического сотрудничества, малого и среднего бизнеса и пр.
На саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 1998 году, в разгар азиатского финансового кризиса, прозвучали предложения придать экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС более обязывающий характер. Но по мере преодоления кризиса они не получили дальнейшего развития, в частности, из-за позиции Японии, которая воспрепятствовала включению продукции рыбной и лесной отраслей в список, подпадающий под действие программы «Ранней добровольной секторной либерализации» (РДСЛ). Вашингтон, не найдя понимания у Токио по этой проблеме, вскоре переключил основное внимание на согласование условий вступления Китая в ВТО как важнейшее направление либерализации торговли в АТР.
Информация о работе Роль региональных соглашений в системе мировой торговли