Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования объясняется следующим. Глобализация мировой экономики, в том числе участие в этом процессе Российской Федерации, означает все более тесное переплетение национальных экономик, что способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеэкономической деятельности. Присоединение России ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) предполагает, с одной стороны, раскрытие внутреннего рынка страны для иностранных конкурентов, а с другой - определенное облегчение доступа отечественных предприятий на мировые рынки.
Введение
Глава 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
1.1 Понятие и назначение таможенных платежей
1.2 Налоговые платежи
1.3 Неналоговые платежи
Глава 2. Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации
2.1 Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет
2.2 Перспективы развития таможенных платежей в условиях членства России в ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза. Налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена ТС, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в т.ч. являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам (п. 2 ст. 2 Протокола).
Стоимость приобретенных товаров, в т.ч. являющихся результатом выполнения работ, определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта). Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008).
Суммы НДС, подлежащие уплате по импортированным в РФ товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары. При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов согласно ст. 165 НК РФ. Взимание НДС на импорт осуществляется налоговыми органами.
Соглашением выработан ряд принципов, применяющихся при исчислении акцизов во взаимной торговле государств - участников ТС.
Акциз в РФ - федеральный налог, взимаемый с организаций и иных лиц, если они совершают подлежащие налогообложению операции с подакцизными товарами и/или подакцизным минеральным сырьем. Акциз включается в цену товара или в тариф оказания услуги и изымается в государственный и местный бюджеты. Приобретая товар (услугу), в цену которого включен акциз, покупатель оплачивает его, хотя непосредственно в бюджет данный налог уплачивает продавец товара. Согласно пп. 13 п.1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения акцизами. Объект обложения акцизами - стоимость подлежащих обложению товаров и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках.
Подакцизные товары - товары, в цену которых включается косвенный налог (акциз): вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Полный перечень подакцизных товаров и ставки акцизов по ним установлены в статье 193 НК РФ.
При исчислении акцизов во взаимной торговле государств - участников ТС применяются следующие принципы:
при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта;
при импорте (ввозе) товаров на территорию одного государства - участника ТС с территории другого государства - участника ТС акцизы взимаются налоговыми органами государства импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками;
при импорте на территорию государства - участника ТС акцизы не взимаются по товарам, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе его на территорию. На практике этот принцип означает, что при ввозе на территорию РФ акцизами облагаются товары, признаваемые подакцизными в соответствии со ст. 181 НК РФ;
ставки акцизов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Реализация этого принципа означает, что в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, и товаров, произведенных на территории России, применяются единые ставки акцизов, установленные ст. 193 НК РФ. Действие трехстороннего Соглашения распространяется на все товары, происходящие с территории как России, Белоруссии, Казахстана, так и других стран.
Предусмотрены следующие ставки акцизов:
адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины);
специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла), например, вина шампанские, игристые, газированные, шипучие - 10 руб. 50 коп. за 1 литр;
комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного товара, а сумма налога (акциза) исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров, но не менее 20 процентов от суммы таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. Например, сигареты с фильтром 65 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.
Таким образом, операции по перемещению товаров через таможенную границу РФ признаются объектом обложения НДС. Порядок уплаты НДС и акцизов при поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг) между государствами - членами ТС регулируется международными соглашениями (протоколами), которые имеют приоритет перед НК РФ. Взимание НДС и акцизов уравнивает стоимость импортного товара и товара, производимого на внутреннем рынке страны.
1.3 Неналоговые платежи
Важную роль в системе таможенных платежей играет таможенная пошлина. Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Таможенные пошлины объединены в Едином Таможенном тарифе ТС (далее - ЕТТ ТС). Товары для целей применения ставок таможенных пошлин классифицированы и систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС).
В ТС применяются следующие виды ставок пошлин (ст. 71 ТК ТС): адвалорные, специфические, комбинированные. Адвалорные - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям. Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм.
В зависимости от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе.
Особые виды таможенных пошлин: специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; антидемпинговые предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра; компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; сезонные - могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).
В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Они используются отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров. Транзитные таможенные пошлины применяются к товарам, перевозимым транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется.
В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть минимальными, преференциальными и максимальными. Минимальными ставками таможенных пошлин облагаются товары, происходящие из государств, которым при торговле в ТС предоставлен режим наибольшего благоприятствования. В отношении товаров, происходящих из государств, которым ТС не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или страна происхождения которого не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные вдвое (максимальные). Преференциальные таможенные пошлины являются разновидностью льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран.
В основе определения размера таможенной пошлины заложена таможенная стоимость. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами.
Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся ввозные таможенные пошлины. Основное назначение ввозных таможенных пошлин - регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны. Они призваны содействовать оптимизации товарной структуры импорта; защищать отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечивать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; способствовать состязательности между отечественными и импортными производителями с целью повышения конкурентоспособности российских предприятий; обеспечивать потребителей товарами, которые не производятся в РФ или их производится недостаточно; создавать условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Вывозные пошлины в РФ связаны со следующими экономическими обстоятельствами: во-первых, это пополнение доходной части бюджета, во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте. Вывозные распространяются на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов ТС. Значение вывозных пошлин для экономики подтверждается тем фактом, что в условиях высоких мировых цен на энергоносители доходы федерального бюджета от вывозных пошлин превышают доходы от ввозных пошлин.
Сезонные пошлины вводятся государством для регулирования внешнеторговых операций с товарами, производство и сбыт которых имеют явно выраженный сезонный характер.
Правовая сущность и классификация таможенных пошлин позволили выявить их основные функции:
- фискальная - выражающаяся в мобилизации таможенных пошлин для аккумуляции доходов федерального бюджета;
- регулятивная - означающая использование таможенных пошлин в целях защиты внутреннего рынка страны и регулирования экспорта и импорта товаров;
- внешнеэкономическая - заключающаяся в применении таможенных пошлин исключительно в сфере внешнеторговой деятельности;
стимулирующая - характеризующаяся тем, что государство минимизирует ставки таможенных пошлин (предоставляет тарифные льготы) на ввоз товаров, необходимых для развития российской экономики.
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. К таможенным сборам относятся: таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение.
Таможенные сборы уплачиваются за таможенные операции - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации; за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Законом в отношении уплаты таможенных пошлин.
Процедура, связанная с таможенным оформлением, рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности. Таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом. Средства, образуемые за счет таможенных сборов за таможенное оформление, являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета РФ.