Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования объясняется следующим. Глобализация мировой экономики, в том числе участие в этом процессе Российской Федерации, означает все более тесное переплетение национальных экономик, что способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеэкономической деятельности. Присоединение России ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) предполагает, с одной стороны, раскрытие внутреннего рынка страны для иностранных конкурентов, а с другой - определенное облегчение доступа отечественных предприятий на мировые рынки.
Введение
Глава 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
1.1 Понятие и назначение таможенных платежей
1.2 Налоговые платежи
1.3 Неналоговые платежи
Глава 2. Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации
2.1 Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет
2.2 Перспективы развития таможенных платежей в условиях членства России в ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Таможенные сборы взимаются за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ. Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения. Обеспечение хранения товаров осуществляется путем использования специально выделенного и обустроенного помещения или иного места (таможенного склада).
Таможенное сопровождение товаров осуществляется с учетом правил доставки товаров под таможенным контролем. Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.
Таким образом, таможенная пошлина - обязательный платеж в бюджет государства, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные); вывозные (экспортные); транзитные. По способу определения ставки таможенных пошлин делятся на адвалорные; специфические; комбинированные. Исходя из страны происхождения товаров ставки таможенных пошлин могут быть минимальными; преференциальными; максимальными. Особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные, сезонные. Взимание таможенной пошлины увеличивает цену товара. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий.
Глава 2. Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации
.1 Динамика и структура
На таможенные органы возложено решение множества задач: охрана государства от нелегального экспорта и импорта, контрабанды, стимулирование производства за счет ввоза или вывоза определенного вида продукции.
В целях выполнения бюджетного задания ФТС России в 2013 году проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования таможенных платежей. В среднем, каждый российский таможенник в 2013 году обеспечил поступление в бюджет более 130 млн рублей. Планировалось, что в 2013 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%).
Для сравнения - в 2012 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. - по плану - против 6579 млрд. фактически). Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) - это видно из рис.2.1. Если в предыдущие годы плановые значения каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в 2013 году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в этом году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем.
Рис. 2.1. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета в 2006-2014 годах, млрд.руб.
В целом, динамика таможенных платежей за последние годы схожа с тенденциями в экспорте и импорте - подъем после кризиса на протяжении 2010-2012 гг. и спад в 2013 г. Это происходило на фоне уменьшения объемов внешней торговли (по сравнению с 2012 годом), начала работы ограничительных механизмов ВТО.
В соответствии с договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября снизились ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу год назад, 22 августа. Изменения Единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран Таможенного союза, которые заработали на следующий день, затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). По расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%. По прогнозам экспертов, подобное снижение должно было на 5% снизить общую сумму полученных за 2013 год таможенных платежей. Таким образом, все эти факторы в разной степени повлияли на собираемость таможенных платежей.
Таможенные платежи являются неотъемлемой частью бюджета государства. По данным Министерства финансов на доходы получаемые от внешнеэкономической деятельности, администрируемые таможенными органами приходится свыше 60% бюджета. Структура федерального бюджета за 2013 год представлена на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Структурадоходов федерального бюджета за 2013 год
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4506,2 млрд. рублей, что составило 38%, а Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ - 2066,7 млрд. руб., т.е. 18%. Т.е. суммарно 56%. На рис. 2.3 представлена динамика доли перечислений доходов бюджета, администрируемых таможенными органами.
Рис. 2.3. Динамика доли доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности
Доля платежей в структуре бюджета в 2013 году немного снизилась по сравнению с 2012 годом. Это обусловлено тем, что при планировании бюджета изначально делался акцент на возможное снижение доходов от внешнеэкономической деятельности из-за изменения цен на нефть и вступления в силу ряда механизмов ВТО. В результате приоритет был отдан другим видам доходов бюджета.
Аналогичную ситуацию можно увидеть в 2009 году, когда снижение доходов, администрируемых таможенными органами произошло вместе со снижением их доли в бюджете. Из-за того, что внешнеэкономическая деятельность в принципе была нестабильной, и товарные потоки резко снизились, эту нехватку восполняли с помощью других видов налогов.
Структура таможенных платежей в 2013 году представлена на рисунке 2.4. В 2013 г. на 5,2% уменьшилась вывозная таможенная пошлина, на 2,2% - таможенные сборы. Ввозная таможенная пошлина увеличилась на 4%, акцизы на 0,2% и на 3,3% больше НДС. Другими словами, компенсировать недобор в бюджет, связанный с присоединением к ВТО призвано увеличение доли других таможенных платежей.
Рис.2.4. Структура таможенных платежей в 2013 г.
При этом, самые большие доли в структуре платежей приходятся на Центральное таможенное управление и Северо-Западное. На третьем месте Дальневосточное таможенное управление. Пять из восьми региональных таможенных управлений показали отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом. Из них наиболее упали показатели Сибирского таможенного управления (на 15,36%), в то же время динамика роста характерна для показателей Приволжского таможенного управления и Северо-Кавказского. Низкие показатели Северо-Западного управления можно объяснить тем, что таможенные платежи взимались в основном с импортируемых товаров. В 2013 году таможенными органами Северо-Западного таможенного управления осуществлено взимание в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных и иных платежей на сумму 526,13 млрд. рублей, в том числе в отношении импортируемых товаров - 512,25 млрд. рублей, экспортируемых товаров - 8,95 млрд. рублей. Учитывая факторы, которые влияли на объем взимаемых платежей, ситуация с импортом была менее благоприятна.
Таким образом, за 2013 год объем собранных таможенных платежей был ниже показателя предыдущего года, тем не менее, сбор превысил плановые показатели к середине года, и план был скорректирован. При этом, основными факторами, повлиявшими на результат, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта. Наибольший объем платежей пришелся на таможенные органы Центрального таможенного управления. Таможенные органы, часто публикуя результаты своей деятельности отмечали, что подобные результаты были достигнуты благодаря хорошему администрированию, использованию электронного декларирования и предварительного информирования, активной правоохранительной деятельности. Но в целом, результаты каждого отдельно взятого таможенного органа и всей таможенной службы в основном зависели от структуры товаропотока.
Формирование доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые привели к уменьшению доходов федерального бюджета в 2013 году на 238,1 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2014 году - на 277,8 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2015 году - на 268,7 млрд. рублей, или на 0,3% ВВП. Указанные изменения обусловлены снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, снижением фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2013 года; индексацией специфических ставок акцизов на нефтепродукты с 2013 года, на табачную и алкогольную продукцию, спирт этиловый, автомобили легковые - с 2015 года.
Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы (% к общей сумме доходов)
Основные виды доходов |
2013 |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
Налог на прибыль организаций |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
31,9 |
33,4 |
34,3 |
Акцизы |
4,5 |
5,3 |
5,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
18,3 |
18,3 |
17,6 |
Таможенные пошлины |
34,2 |
32,4 |
32,2 |
Прочие доходы |
7,6 |
7,1 |
6,8 |
Основную долю доходов федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (31,9 %, 33,4 %, 34,3 %), таможенных пошлин (34,2 %, 32,4 %, 32,2 %), налога на добычу полезных ископаемых (18,3 %, 18,3 %, 17,6 %).
В 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано прогнозируется уменьшение поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением РФ в ВТО.
Приоритеты таможенной политики на современном этапе определяются внутренней и внешней экономической ситуацией и возможностями перехода российской экономики в режим устойчивого инновационного развития и модернизации. В 2014-2016 годах меры таможенно-тарифной политики должны быть в максимальной степени нацелены на задачи модернизации и повышения конкурентоспособности отечественной экономики на мировом рынке. Таможенно-тарифными мерами будет стимулироваться, прежде всего, инвестиционный импорт, предназначенный для реализации модернизационных проектов. Будет закончено формирование комплексной системы поддержки экспортной деятельности, прежде всего в инновационных сферах.
Обязательствами перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов (сроком 1-5 лет) на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, лома черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. При этом предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС, в качестве инструментов торговой политики.
Выпадающие доходы бюджета от снижения ввозных пошлин до уровня ВТО от планировавшихся составят в 2013 году 187,7 млрд. рублей, в 2014 году - 256,8 млрд. рублей.
Для значительного числа тарифных линий 2014 - 2015 годы будут являться годами окончания периода имплементации. По сравнению с начальным уровнем связывания к 2015 году будут снижены ставки пошлины до 6,5 - 3% на шерсть, рыбу, спирт, полиамиды, с 20 до 15% - на шины, покрышки, шинные протекторы, с 20 до 10% - на предметы одежды из натурального меха, электронные игры, с 20 до 7 - 12% - на часы наручные, с 10 до 0 - на некоторые приборы.
К 2015 году будут существенно снижены (в 3 раза) экспортные пошлины на отходы и лом из нелегированного никеля и никелевых сплавов, на отходы и лом циркония, на семена рапса. В отношении экспортных позиций со сроками имплементации 3 и более лет в 2015 году будут снижены вывозные пошлины на шкуры крупного рогатого скота и овец, на отходы и лом литейного чугуна, отходы и лом из коррозионно-стойкой и прочей стали, на отходы и лом медные.
Учитывая, что шаг снижения таможенного тарифа в рамках ВТО составляет 1 год, уровни средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин, рассчитанные по объемам импорта 2011 года с учетом тарифных обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО, в 2014 и 2015 годах с учетом льгот и преференций составят 6,93% (01.09.2013 - 01.09.2014) и 5,94% (с 01.09.2014 и на весь 2015 год).