Современные тенденции привлечения иностранного капитала
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:26, курсовая работа
Краткое описание
Таким образом, целью данной работы является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Проанализировать современные тенденции международного движения капитала; 2.Исследовать особенности инвестиционного климата в РФ и влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие России; 3.Рассмотреть факторы, препятствующие привлечению иностранного капитала, а также выявить наиболее эффективные методы привлечения новых инвесторов в экономику РФ.
Содержание
Введение 1. Особенности международного движения капитала и его роль в РФ 1.1. Сущность международного движения капитала 1.2. Роль иностранного капитала в экономике России 2. Анализ движения капитала в мире 2.1. Современные тенденции в международном движении капитала 2.2. Состояние инвестиционного климата в РФ 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранного капитала в экономику РФ 3.1. Основные тенденции организации совместных предприятий с участием иностранного капитала на территории РФ 3.2. Инвестиционные риски и проблемы инвесторов в России 3.3. Методы привлечения новых инвесторов в экономику РФ Заключение Список литературы
1/5 часть всего импорта (примерно
18,5%) совместных предприятий по России
поступает из США, а около 7% товаров импортируется
из Германии. Здесь на одно из лидирующих
мест выходят Китай и Южная Корея.[
Вопрос занятости в СП также
весьма важен и его следовало бы рассмотреть
подробно. Занятость в совместных предприятиях
на общем фоне роста безработицы только
за последние два года увеличилась более
чем в два раза, причем основная часть
их персонала - российские граждане. Специалистов,
особенно молодых, привлекает возможность
получения новых навыков, более развитая
культура производства, денежное поощрение
труда и поездки за рубеж. Подобные факторы
достаточно трудно измерить количественно,
но они весьма важны с качественной стороны.
Создание совместных предприятий и привлечение
иностранных инвестиций позволяют пережить
трудные времена и обрести новую гражданскую
специализацию ряду крупных оборонных
заводов.
С учетом всего сказанного выше
можно отметить следующие причины недостаточных
масштабов и низкой эффективности развития
сети совместных предприятий:
- Из общего числа зарегистрированных
предприятий функционирует не
более 65%.
- Фактические вложения
в уставный фонд СП к настоящему
времени ниже суммы их зарегистрированных
уставных фондов.
- В общей совокупности
СП преобладают посреднические,
маркетинговые, инжиниринговые, то
есть образующие инфраструктуру
внешнеэкономической деятельности.
При всей важности такой инфраструктуры
для нормального развития рыночных
отношений она гипертрофированна,
что снижает общую отдачу СП.
- Ряд СП, функционируя
как внешнеторговые фирмы, обходит
при этом таможенное законодательство,
т.е. занимается теневой деятельностью.
- Сам процесс создания
СП слабо управляем , не сопровождается
глубокими вариантными исследованиями
и их будущей эффективности, нередко в
него вовлечены вклады сомнительного
происхождения, участвуют физические
и юридические лица с низкой деловой репутацией.
Особый интерес у иностранных
партнеров вызывают предприятия оборонного
комплекса. Создано более 50 американо-российских
совместных предприятий с оборонщиками.
Примером такого сотрудничества является
создание российско-американского совместного
предприятия по запуску спутников с помощью
ракет «Протон» завода им. Хруничева и
американской компании«Локхид».
Конструкторское бюро Яковлева сотрудничает
с итальянской компанией Aermacchi. «Дженерал
Электрик» и предприятие «Рыбинские моторы»
совместно производят промышленные турбины,
а в дальнейшем предполагается и совместная
сборка моторов. Также существует совместное
предприятие, которое американские инвесторы
из MPC Technology создали с российским предприятием
"Микрон". Это совместное предприятие
производит уникальные электронные чипы.
Причем производят здесь, а затем экспортируют
в США и другие страны.
Большой интерес для иностранных инвесторов
представляют газовая и нефтяная отрасли
России. Компании «Газпром» и «Эдисон»
создали новое совместное предприятие
«Вольта» для закупок и поставок российского
природного газа потребителям в Италии
[15].
В области производства ювелирных изделий
итальянской фирмой «Лоромеканика» создано
совместное предприятие «Ораамур» в г.
Благовещенске Амурской области. Доля
итальянских учредителей в уставном капитале
предприятия составляет 32 %. Более 60% от
общего числа российско-итальянских совместных
предприятий занято в основном предоставлением
торгово-посреднических, сервисных, туристических
и гостиничных услуг, поставкой компьютерного
оборудования и програмных средств, транспортными
услугами. Остальные занимаются производством
химической и нефтехимической продукции,
продукции легкой промышленности и других
товаров ширпотреба, строиматериалов
и стройдеталей, переработкой древесины
и вторсырья, производством и переработкой
сельхозпродукции.
В России совместные предприятия
стали развиваться раньше всех форм привлечения
иностранного капитала. Однако процесс
создания и функционирования совместных
предприятий на территории нашей страны
явно не отвечает тем задачам, которые
они призваны решать. Слишком большая
их часть действует сейчас не в сфере производства
высококачественной продукции, а в торговле,
посредничестве, сфере услуг и т.п. Создается
много мелких совместных предприятий
с незначительной долей иностранного
капитала. К сожалению, на сегодняшний
день, климат, в котором вынуждены работать
такие компании нельзя назвать благоприятным.
Существует множество проблем, связанных
с несовершенством законодательной базы,
налогообложением, высокой степенью риска
для тех, кто решил работать на российском
рынке (многие крупные иностранные инвесторы
вынуждены даже страховать себя от политических
и иных рисков, вызванных нестабильной
обстановкой в нашей политической и экономической
системах).
3.2. Инвестиционные
риски и проблемы инвесторов
в России
Приток иностранного капитала
в любую страну, а также эффективность
капиталовложений определяются преимуществами
инвестиционного климата в данной стране.
Основными препятствиями для
притока иностранного капитала в Россию
являются: неотработанность законодательства,
чрезмерные налоги, отсутствие механизма
защиты иностранных инвестиций, криминогенность
обстановки, распространение коррупции.
Многие иностранные предприниматели называют
последние причины в качестве основных,
а также подчёркивают нестабильность
''правил игры''.
Необходимым условием для привлечения
иностранных капиталов в Россию является
борьба с криминальными элементами. В
международной экономике всё больше возрастает
роль мелких и средних инвесторов, а они
и являются основными объектами криминальных
структур [9]. Важнейшей причиной недостатка
капиталовложений является именно криминальность
нашего общества. За последние годы Россия
потеряла ощутимое количество реальных
иностранных инвесторов, которые желали
вложить средства в российские предприятия,
но были вынуждены отказаться от этого.
Причинами отказа стали:
- высокие издержки и, как
следствие, неконкурентоспособность
производства в России;
- сложные и запутанные
способы регистрации инвестиций
в российские предприятия;
- неуступчивость российских
партнёров, а также их неадекватная оценка
вклада российской стороны;
- неготовность руководителей российских
предприятий к конкретным
действиям и сотрудничеству
с иностранными инвесторами, низкий уровень
менеджмента.
Крайне острой проблемой стало
регулирование таможенного режима в России.
В настоящее время ряд иностранных компаний,
реализующих импортозамещающие проекты,
столкнулись с ситуацией, в которой действующие
ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие
и готовую продукцию делают производство
в России нецелесообразным.
Неблагоприятный инвестиционный
климат имеет для страны, принимающей
инвестиции, реальное денежное выражение,
в котором исчисляются материальные потери
вследствие недополучения значительных
инвестиций и низкой эффективности «работающих»
капиталовложений. Для потенциальных
инвесторов в России при анализе политической
ситуации решающую роль играет политика
государства в отношении иностранных
инвестиций, вероятность национализации
иностранного имущества, участие страны
в системах международных договоров по
различным вопросам, прочность государственных
институтов, преемственность политической
власти, степень государственного вмешательства
в экономику и т.д [7]. На инвестиционном
климате отрицательно сказываются не
только прямые ограничения деятельности
иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве,
но и нечёткость и особенно нестабильность
законодательства принимающей стороны,
поскольку эта нестабильность лишает
инвестора возможности прогнозировать
развитие событий, что снижает рентабельность
вложений. Одним из проявлений кризисного
состояния российской экономики является
инвестиционный кризис, означающий долговременную
тенденцию снижения объёма капиталовложений,
а, следовательно, быстрое устаревание
основных фондов и тем самым угрозу утраты
не только конкурентоспособности, но и
самой возможности существования многих
предприятий и целых отраслей. Выход из
кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.
Инвестклимат России
на Западе очень жестко привязывают к
политике. Судьба крупнейшей российской
нефтяной компании ЮКОС, постоянные нарушения
прав человека, убийства оппозиционных
журналистов, отказ регистрировать внесистемную
политическую партию «ПАРНАС» - эти и многие
другие общественно-политические события
«убеждают» западных инвесторов в том,
что в России есть все тенденции к авторитарному
режиму. Следовательно, они боятся в любой
момент лишиться всех своих вложений,
как однажды уже произошло в 1917 году.
Конечно, эти страхи
сильно ангажированы и преувеличены. Зачастую
иностранцы просто не до конца понимают
суть происходящих в России событий. Однако
на сегодняшний день это фактор номер
один, являющийся «камнем преткновения»
для притока иностранных инвестиций.
Международная общественная
организация Transparency International в декабре
2012 г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее
коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший
индекс среди всех стран G20 [8].
Коррупцию в нашей стране породил
мощнейший бюрократизм – чрезмерное осложнение
канцелярских процедур, которое отнимает
у инвесторов массу времени. Кроме того,
в России отсутствует прозрачная судебная
система, которая позволила бы гарантировать
абсолютную защиту прав собственности.
Все это в совокупности значительно тормозит
возможный экономический рост в России.
Несмотря на то, что в прошлом
году рост потребительских цен снизился до исторического
минимума – 6,1%, инфляция по-прежнему остается
одной из главных проблем нашей экономики.
Во-первых, успешный результат еще только
предстоит удержать. Во-вторых, эти цифры
весьма скромные, по сравнению с евровалютой
(2,7%) и американским долларом (3%). Отпугивает
инвесторов и достаточно высокая ставка
рефинансирования в России – 8%, которая
фактически характеризует доступность
денег для экономики.
В нашей стране положение также
затрудняется тем, что учитывая огромные
размеры России и разнообразие положения
в ее регионах, необходимо проводить оценки
инвестиционных рисков в отдельных регионах
страны. Вместе с тем анализ инвестиционных
рисков во всех субъектах Российской Федерации
практически невозможен из-за очень большого
числа последних (субъектами Федерации
являются 89 регионов страны). Необходима
агрегация регионов страны в меньшее число
групп. Поэтому оценки инвестиционных
рисков реально осуществляются по экономическим
районам - несколько условным, однако уже
общепринятым образованиям, учитываемым
при сборе статистической отчетности.
В целом по регионам России
ситуация может быть охарактеризована
как неблагополучная: показатель уровня
риска превысил 5 баллов во всех 12 экономических
районах. Среднее значение данного показателя
по российским регионам составило 5,78 балла.
При этом уровень внутриэкономических
рисков практически совпадает с интегральным
показателем риска, среднее значение которого
равно 5,76. В восьми районах риск ниже среднероссийского,
а высокий среднероссийский уровень во
многом формируют неблагополучные регионы
- Северо-кавказский (7,35 балла) и Восточно-Сибирский
(6,5 балла).
Относительно благоприятным
по факторам внутриэкономического риска
может считаться предпринимательский
климат в Центральном (5,2), Поволжском (5,3)
и Уральском (5,35) экономических районах
[13].
В современных экономических
условиях центр тяжести управления социально-экономическими
процессами достаточно активно и последовательно
перемещается с федерального на региональный
уровень. Тенденция расширения полномочий
регионов охватывает и сферу их сотрудничества
с иностранными инвесторами. Объем привлечения
иностранных инвестиций в различные регионы
России зависит от состояния инвестиционного
климата, последовательности в проведении
рыночных реформ, уровня развития экономического
потенциала, динамики преобразования
производственной, финансовой и деловой
инфраструктур, интенсивности использования
природных ресурсов, а также решения ряда
задач по минимизации инвестиционных
рисков зарубежных инвесторов.
3.3. Методы привлечения
новых инвесторов в экономику РФ
Сегодня регионы применяют
широкий набор экономических инструментов,
способствующих созданию благоприятного
инвестиционного климата на местном, областном,
краевом и республиканском уровнях. Многие
регионы разработали и реализуют на своей
территории региональные и межрегиональные
программы государственной поддержки
инвестиционной деятельности. Получили
распространение такие меры, как освобождение
при определенных условиях от уплаты в
региональный бюджет налога на прибыль
и налога на имущество (или снижение их
ставок), отсрочка по налоговым и арендным
платежам, снижение налога на поддержание
жилого фонда, предоставление беспроцентных
ссуд и гарантий местных органов власти
и др. Льготы предоставляются путем принятия
законодательных и нормативно-правовых
актов на областном, краевом и республиканском
уровнях [10].
Так, в Новгородской области
предприятия с иностранными инвестициями,
занимающиеся производственной деятельностью
и зарегистрированные на территории области,
освобождаются от уплаты всех налогов
в областной и местные бюджеты до полной
окупаемости вложенных средств. Действует
система гарантий областной администрации,
в том числе за счет средств гарантийного
фонда, которые предусмотрены законом
о бюджете области. При направлении средств
на прямые инвестиции доходы банков в
области по закону освобождаются от налогов.
В Псковской области российским
и иностранным инвесторам предоставляются
в течении трех лет льготы по налогу на
прибыль (в размере 50% установленных ставок)
в части, зачисляемой в областной бюджет,
в случае осуществления ими капиталовложений
в приоритетные для области отрасли, предприятия
по производству экспортной продукции
(не менее 50% от общего объема) или в лизинговые
операции.