Субъекты таможенных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вскрыли ряд серьезных вопросов, без решения которых организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты таможенных правоотношений.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

Свободный склад как помещение  или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии ФТС РФ. Порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия определяются также ФТС РФ.

 Помещение или иное место,  предназначенное для учреждения  свободного склада, должно быть обустроено надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости оборудовано двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Российской Федерации.

 Владельцами свободного склада могут быть исключительно российские лица.

 Владелец свободного склада  обязан: исключить возможность изъятия  помимо таможенного контроля  товаров, находящихся на складе; не затруднять осуществление  таможенного контроля; соблюдать  условия лицензии на учреждение свободного склада и выполнять требования таможенных органов Российской Федерации, включая обеспечение доступа должностных лиц таможенных органов Российской Федерации к товарам, находящимся на свободном складе, предоставление этим лицам безвозмездно помещений, оборудования и средств связи для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.

 В свободных таможенных зонах  и на свободных складах допускается  совершение производственных и  иных коммерческих операций с  товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений ТК РФ.

 Следует сразу оговориться,  что в Российской Федерации  свободный склад действовал только  применительно к автомобильному  производству, т.е. это был специализированный  склад производственного типа.

 

В принципе специализация свободного склада производственного типа может  быть многогранной. Кроме того, за рубежом  широко применяются свободные склады торгового типа для реализации товаров (любым лицам) при освобождении от уплаты таможенных платежей. После приобретения товаров на таком складе обязанность по уплате платежа с целью вывоза товара со свободного склада возлагается на покупателя.

 

Владелец склада временного хранения. Склад временного хранения - специально выделенные и обустроенные помещения или иные места, в которых товары и транспортные средства находятся на временном хранении под таможенным контролем с момента представления их таможенному органу и до их выпуска либо представления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом. СВХ могут учреждаться в любых местах, одобренных таможенными органами.

 В аэропортах и портах, открытых  для международного сообщения,  на грузовых дворах, станционных  складах и площадках станций  железных дорог, где происходят  прием, погрузка, выгрузка и выдача товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, где осуществляется международное автомобильное сообщение, наличие СВХ обязательно.

 СВХ бывают открытого и  закрытого типов. Положения ст. 106 ТК РФ, в которых указывается, что СВХ открытого типа доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, также требуют уточнения: на СВХ открытого типа любые лица могут поместить любые товары, ввезенные в РФ или вывозимые с территории РФ. В качестве обыкновенного склада, принимающего на хранение любые товары, находящиеся в обороте на территории РФ, СВХ оказывать услуги не вправе.

 История СВХ началась только  с момента вступления в силу  ТК РФ 1993 г. и Приказа ГТК  РФ от 7 октября 1993 г. N 388 "Об  утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)".

 

По информации ФТС РФ, к концу 2009 г. таможенными органами РФ было оформлено более 900 свидетельств о  включении в реестр владельцев складов  временного хранения.

3. Таможенные брокеры (представители). В соответствии с определением, данным в ст. 11 ТК РФ, таможенный брокер (далее - ТБ) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции согласно ТК РФ.

 Эти предприниматели, являясь  связующим звеном в классической  схеме международной торговли (продавец - ТБ - таможня - ТБ - покупатель), должны  были ускорять оборот товаров,  перемещаемых через таможенную  границу РФ, повышать эффективность экспортно-импортных операций. Таможенные брокеры оказывают услуги и таможенным органам РФ (помогают качественно выполнять фискальные функции), и предпринимателям-участникам ВЭД (экономия времени при таможенном оформлении товаров).

 По информации ФТС РФ, к концу 2009 г. таможенными органами РФ было оформлено порядка 450 свидетельств о включении в реестр таможенных брокеров.

 Основные признаки субъектов,  входящих в данную категорию:

 сами они внешней торговлей  не занимаются;

 осуществляют деятельность на территории России;

 их деятельность способствует  обеспечению динамики товарооборота  через границу России.

 Подвластными субъектами таможенных  правоотношений перечисленные лица (за исключением владельцев свободных  складов) являются потому, что их деятельность допускается только при условии соблюдения ими условий, утвержденных органами исполнительной власти, наделенными полномочиями в области таможенного дела.

 Все субъекты таможенных  правоотношений находятся в тесном  взаимодействии. Это взаимодействие можно назвать взаимными услугами, которые в комплексе стимулируют рост товарных и финансовых потоков, оборачиваемых как вне, так и внутри РФ, т.е. в итоге позитивно влияют на развитие экономики РФ в целом.

 Порядок функционирования перечисленных  субъектов таможенного права показан на схеме:

Стрелками обозначены действия субъектов  таможенных правоотношений, которые  они совершают в рамках своих  полномочий и (или) для соблюдения государственных  или обеспечения своих интересов.

 Поясним обозначенные на рисунке направления действий участников таможенных правоотношений.

1. Предприниматели в области  таможенного дела перевозят товары  через таможенную границу РФ, сохраняют их, а также оказывают  содействие при производстве  таможенного оформления данных  товаров. Этими действиями они помогают таможенным органам обеспечить динамику товарооборота через таможенную границу РФ и в полном объеме взыскать причитающиеся к уплате таможенные платежи.

2. Таможенные органы осуществляют  разрешительное производство, в  результате которого заинтересованные лица приобретают свидетельства о включении их в реестр предпринимателей в области таможенного дела (владельцев СВХ или ТС, ТБ, таможенных перевозчиков). Обладатели данных свидетельств занимают экономическую нишу на рынке соответствующих услуг, что дает им возможность развиваться в качестве хозяйствующего субъекта российской экономики (ее частного сектора), т.е. повышать свое благосостояние.

3. По законодательству таможенные  органы осуществляют таможенное  оформление и таможенный контроль всех перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. В результате после выпуска данных товаров участники ВЭД получают возможность распоряжаться и пользоваться ими в своих интересах (в соответствии с заявленным таможенным режимом), т.е. повышать свое благосостояние.

4. При перемещении через таможенную  границу РФ товаров участники  ВЭД представляют в таможенные  органы всю необходимую для  целей таможенного оформления  документацию, уплачивают причитающиеся  таможенные платежи. Располагая данной информацией, в ходе ее обработки (обобщения, синтеза и анализа) таможенные органы РФ ведут таможенную статистику, разрабатывают эффективные меры таможенно-тарифного регулирования внешней торговли РФ и намечают стратегию таможенной политики России, а принимая таможенные платежи, выполняют свою главную фискальную функцию.

5. Предприниматели  в области таможенного дела  оказывают участникам ВЭД услуги  по перевозке, хранению, таможенному  оформлению принадлежащих им  товаров. Эти услуги помогают участникам ВЭД ускорить прохождение необходимых таможенных процедур, т.е. дают возможность быстрее воспользоваться данными товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом, и в конечном счете получить наибольший коммерческий эффект от внешнеэкономической сделки.

6. Участники  ВЭД оплачивают услуги по перевозке,  хранению, декларированию товаров,  которые им оказывают предприниматели  в области таможенного дела, и  этим обеспечивают повышение  благосостояния этих предпринимателей.

 Отношения  между участниками ВЭД и предпринимателями в области таможенного дела строятся на гражданско-правовой основе и по большей части регулируются используемым в гражданском праве диспозитивным методом. Однако неверно будет полагать, что эти правоотношения являются гражданско-правовыми и не могут быть отнесены к таможенным (или административным). Дело в том, что они, во-первых, возникают в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу и, во-вторых, осуществляются под постоянным контролем таможенных органов. К примеру, СВХ не может выдать, а владелец товара забрать свой товар с СВХ без разрешения таможенного органа, таможенный перевозчик должен осуществлять перевозку товара по установленному таможенным органом маршруту и т.д.

 Положениями  ТК ТС в правовой статус всех перечисленных субъектов были внесены незначительные изменения, в основном касающиеся корректировки суммы обеспечения ими уплаты таможенных платежей. Кроме того, утвержденный ТК РФ термин "таможенный брокер" в ТК ТС изменен на "таможенный представитель".

 Наконец,  рассмотрим последнюю, третью, категорию  субъектов таможенных правоотношений.

 К данной  категории могут быть отнесены  физические и юридические лица, не входящие в первые две  категории, но имеющие опосредованное  отношение к товарам, находящимся под таможенным контролем. Это обстоятельство накладывает на этих лиц определенные обязательства, закрепленные таможенным законодательством.

 Думается, что перечислить все ситуации, в которых лица рассматриваемой  категории вступают в таможенные  правоотношения в качестве подвластных субъектов, невозможно, поэтому приведем некоторые примеры.

 Обратимся  к положениям ТК РФ, относящимся  к режиму переработки товаров  на таможенной территории. В данном  случае речь идет о лицах,  которые помещают ввезенные на  таможенную территорию Российской Федерации товары под режим переработки с соблюдением установленных ТК РФ условий. В соответствии с положениями ст. 179 ТК РФ разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров. При этом лицо, получившее разрешение на переработку товаров, в течение срока его действия вправе передать этот товар с письменного разрешения таможенного органа другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных ТК РФ (так же в ТК ТС). Значит, лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, должно взять на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий, установленных ТК РФ, а также оформить соответствующие документы на свое имя, если соблюдение таможенного режима обеспечивается гарантиями. Таким образом, лицо, которому передается разрешение на переработку товаров, становится подвластным участником таможенных правоотношений.

 Следующий  пример. В соответствии с п. 3 ст. 376 ТК РФ таможенные органы  Российской Федерации имели право  проводить таможенный контроль  в форме специальной таможенной  ревизии также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. При этом не факт, что данные продавцы самостоятельно ввезли эти товары (очень может быть, что товары были ими приобретены на таможенной территории Российской Федерации), однако выполнять требования таможенников в рамках избранной формы контроля они были обязаны.

 Также  п. 4 ст. 320 ТК РФ было установлено  правило, согласно которому лицами, ответственными за уплату таможенных  пошлин, налогов, являются лица, которые  приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства (при условии, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ). В соответствии с российскими нормативными актами указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров, т.е. их с полным правом можно отнести к рассматриваемой категории участников таможенных правоотношений.

 


Информация о работе Субъекты таможенных правоотношений