Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:25, дипломная работа
Целью настоящего исследования является комплексная, теоретическая разработка правовых основ исчисления, уплаты и взимания таможенной пошлины, установление перспектив их развития и путей совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменения.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- формулировка и раскрытие основных признаков таможенных платежей, изучение особенностей их нормативного регулирования;
- разработка понятийного аппарата, позволяющего в полной мере исследовать сущность таможенной пошлины (в частности, сформулированы понятия таможенных платежей, таможенной пошлины, таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, таможенной стоимости);
- уяснение места таможенной пошлины в системе доходов федерального бюджета, исследование ее правовой природы и функций;
- классификация таможенных пошлин, систематизация основных элементов таможенной пошлины;
- характеристика таможенной пошлины как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- выявление и анализ основных проблем определения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин;
- предложение основных направлений совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.
- ее уплата обеспечивается государственным принуждением.
Во-вторых, систематизированы признаки таможенной пошлины, позволяющие отграничить ее от иных видов обязательных платежей и раскрывающие ее правовую природу:
- таможенная пошлина
всегда связана либо с ввозом,
либо с вывозом товара. Данный
фактор предопределяет ее
- таможенная пошлина
возмездна. Представляется, что в
правовой природе таможенной
пошлины заложен частный
- она отличается целевой
направленностью. В ст.5 Закона
РФ «О таможенном тарифе»
- ее размер не зависит
от стоимости оказываемых
- таможенная пошлина
- нерегулярный платеж. В этом
признаке ее отличие от
Предлагается авторское определение таможенной пошлины. Таможенная пошлина - это обязательный фискальный, индивидуально возмездный платеж, являющийся неналоговым доходом федерального бюджета, установленный Таможенным кодексом РФ в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории.
Целесообразность закрепления данного определения в ст. 11 ТК РФ объясняется тем, что в данном положении установлены понятия налогов и внутренних налогов в целях таможенного дела, однако понятие таможенной пошлины отсутствует. С целью недопущения коллизий между ТК РФ и Законом РФ «О таможенном тарифе» понятие таможенной пошлины, приведенное в данном законе (п.1 ч.1 ст.5) необходимо исключить.
Наиболее полному уяснению сущности таможенной пошлины служит их классификация, которая предлагается в четвёртом параграфе первой главы «Классификация таможенных пошлин». В литературе сложилась позиция, согласно которой дифференцируют как сами таможенные пошлины, так и их ставки, поскольку конкретное выражение данный вид платежа получает именно в ставках. Они используются для целей исчисления таможенной пошлины. Под ставкой таможенной пошлины следует понимать фиксированную величину начислений на единицу товара и (или) таможенную стоимость, являющуюся основанием для расчета размера таможенной пошлины, подлежащей взиманию таможенными органами за товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимый с ее территории.
Анализ законодательного регулирования таможенной пошлины, научных позиций и правоприменительной деятельности по таможенному обложению позволил разработать авторскую классификацию таможенных пошлин и их ставок, основанную на ряде критериев.
1) по способу определения
ставки таможенных пошлин
2) по характеру внешнеторговой
операции таможенные пошлины
подразделяются на ввозные (
3) в зависимости от
функционального назначения
4) исходя из страны происхождения товаров, ставки таможенных пошлин могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными, карательными;
5) по порядку введения
выделяют ординарные и
6) согласно размеру ставки таможенных пошлин дифференцируются на высокие, средние и низкие;
7) с учетом характера
закрепления различают
8) по сроку действия
ставки таможенных пошлин
Разработка классификации таможенных пошлин обусловила выдвижение ряда предложений. Так, думается, что назрела необходимость изучить вопрос об установлении ставок комбинированных и специфических таможенных пошлин в рублях. «Привязка» данных видов пошлин к иностранной денежной единице (евро) подрывает основы отечественной экономики. Величины ставок можно устанавливать на 1-2 года, а затем пересчитывать с определенным коэффициентом, отражающим изменение валютного курса за этот период. Это бы обеспечивало укрепление национальной денежной единицы, дополнительное наполнение бюджета, более высокую степень протекционизма.
Актуальным представляется вопрос о целесообразности введения сезонных пошлин (срок их действия не может превышать шести месяцев в году), стратегическая задача установления которых состоит в оперативном регулировании ввоза или вывоза товаров. Анализ нормативно-правовой базы в данной части позволил увидеть, что, начиная с 1999 года, было принято всего 10 постановлений Правительства РФ об утверждении ставок сезонных таможенных пошлин. Такие пошлины коснулись очень ограниченного круга товаров: сахар-сырец и сахар белый, рис и мукомольно-крупяная продукция из него, капуста, морковь, свекла. Между тем климатические условия нашей страны позволяют получать урожай основной массы овощей, фруктов, плодов, ягод в летний и осенний период. И в это время покупательский спрос полностью может быть удовлетворен за счет отечественной продукции. Российской газетой в июне 2009 года был проведен мониторинг российского рынка клубники, в результате чего было обнаружено, что импортной садовой земляники в нашей стране продают почти в три раза больше, чем своих ягод.
Выход здесь видится в реальной поддержке отечественного производителя со стороны государства, выраженной в более активном использовании сезонных пошлин. Во многих странных, как только наступает сезон продаж овощей и фруктов, их импортные аналоги облагаются сезонными пошлинами. И в России подобная практика явилась бы не только хорошим подспорьем садоводам, но и способствовала бы развитию экономических процессов. Это особенно важно в условиях финансового кризиса. В итоге в выигрыше остались бы и потребители, и государство в целом.
Обосновывается вывод
о том, что антидемпинговые, компенсационные
и специальные пошлины
Правовая сущность и классификация таможенных пошлин позволили выявить их основные функции:
- фискальная - выражающаяся
в мобилизации таможенных
- регулятивная - означающая
использование таможенных
- внешнеэкономическая
- заключающаяся в применении
таможенных пошлин исключительн
- стимулирующая - характеризующаяся
тем, что государство
Вторая глава диссертации «Проблемы правоприменения таможенной пошлины» посвящена рассмотрению таможенной пошлины как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, актуальным проблемам определения таможенной стоимости, а также основным направлениям совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.
В первом параграфе второй главы диссертационного исследования «Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования» предлагается следующее авторское понятие: таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выражающийся в установлении Правительством РФ ввозных и вывозных таможенных пошлин в целях обеспечения экономической безопасности, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, формирования доходной части федерального бюджета, создания условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Отмечается, что таможенная
пошлина как обязательный платеж
установлена федеральным
В свете изложенного предложения представляется целесообразным внести дополнение в подп. в п.4 Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, изложив его в следующей редакции:
«4. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право:
в) создавать рабочие группы из представителей федеральных органов исполнительной власти, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей и других организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью».
Исследование действующего в Российской Федерации таможенного тарифа и уровня таможенного обложения показало, что таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в большей степени является фискальным механизмом, чем действенным инструментом внешнеторговой политики нашего государства. Гипертрофированный интерес государства к фискальной функции таможенных органов уже привел к массовому отказу субъектов от осуществления внешнеторговой деятельности. Представляется, что наиболее пристальное внимание нужно обратить на регулирующую его характеристику. Увеличение ставок таможенных пошлин не может быть оправдано лишь фискальными интересами, в его основе должны находиться экономически обоснованные прогнозы объема экспорта или импорта.
Совершенствование таможенно-тарифных мер продолжает оставаться приоритетным направлением таможенной политики, при этом эффективное таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности приобретает новое содержание в условиях экономического кризиса. Слабость экономики нашей страны в этих условиях объясняется ее преимущественно сырьевым характером, в силу чего она достаточно уязвима к колебаниям цен на мировом рынке к этой группе товаров. Резкое уменьшение цен на нефть привело к снижению поступлений в казну государства так называемых «нефтедолларов». Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифного регулирования должна заключаться в разумном снижении ставок таможенных пошлин, при одновременной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем повышения или сохранения относительно высоких ставок тарифа.
Во втором параграфе второй главы исследуется «Таможенная стоимость и её применение для исчисления таможенных пошлин». Анализ правоприменительной деятельности таможенных органов в части таможенного обложения указывает на то, что наиболее эффективным способом увеличения объема доходов бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины таможенной стоимости товаров. Вместе с тем именно таможенная стоимость становится сегодня самым распространенным объектом судебного разбирательства в области таможенного дела.
Анализ правового
Оценивая изменения Таможенного кодекса РФ, вступившие в законную силу с 1 октября 2009 г., следует положительно отнестись к позиционированию таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин (ранее она называлась налоговой базой, что противоречило неналоговой природе таможенной пошлины). Она влияет на формирование показателей стоимостного объема импорта и экспорта, а также является ключевым фактором, отражающим объем аккумуляции таможенных платежей.
Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения. Между тем именно избранный метод в ряде случаев дает возможность таможенным органам утверждать, что таможенная стоимость была занижена.