Важнейшим блоком в формировании таможенной
статистики является стоимостная оценка
экспортно-импортных операций, которая
предопределяет приведение стоимостных
данных к единому базису цен.
Уникальность ТД заключается в том, что
при ее заполнении используются цифровые
коды классификаторов, позволяющие автоматизировать
сбор данных. При их заполнении применяются
единые способы учета, а также общепринятые
международные или локальные классификаторы.
Организационно-функциональная
структура ЕАИС ФТС России соответствует
действующей организационной структуре
таможенных органов, основные компоненты
которой обеспечивают автоматизацию существующих
органов управления:
автоматизированная
система управления (АСУ) ФТС России;
АСУ региональным таможенным
управлением;
АСУ таможней;
АСУ таможенным постом.
Перечисленные компоненты
автоматизированных систем управления,
в свою очередь, структурно подразделяются
на подсистемы, комплексы задач и задачи,
что позволяет достичь их поэтапного ввода
в эксплуатацию, опытного и промышленного
внедрения каждой подсистемы в отдельности
и системы в целом.
Исторически характерной
особенностью ЕАИС является наличие автоматизированные
подсистем (АП) «вертикального» и «горизонтального»
типа. Так, например, АП формирования внешнеторговой
статистики представляет собой типичную
систему «вертикального» характера, обеспечивающую
сбор и обработку информации по схеме
таможня (таможенный пост) – региональное
управление – таможенный комитет. Выделяют
5 АП ЕАИС «вертикального» характера сбора
и обработки информации:
подсистема формирования
статистики внешней торговли;
подсистема контроля
за доставкой грузов;
подсистема информационной
поддержки борьбы с контрабандой и нарушениями
таможенных правил;
подсистема кадрового
учета;
подсистема регионального
учета технических средств таможенного
контроля.
Все из перечисленных
выше АП имеют программные реализации
для всех уровней управления ФТС. При этом
на каждом уровне в АРМах, входящих в АП,
имеются возможности обмена информацией
по вертикали с верхним или нижним уровнями.
На этих уровнях имеется возможность ввода
и обработки информации, ведения баз данных
как по одной таможне, так и по таможням
необходимого региона, регионального
управления или всей таможенной системы.
Причем на каждой ступени предусмотрены
возможности получения различного типа
стандартных отчетов и любых произвольных
выборок на основе соответствующей базы
данных.
Подобного типа «вертикальные»
системы достаточно легко реализуются
для задач, не имеющих сильных связей на
горизонтальном уровне, когда автоматизация
одного отдела не требует обязательной
автоматизации отделов, взаимодействующих
с ним, или когда обмен информацией по
горизонтальным связям невелик. Обмен
информацией между различными уровнями
в таких АП осуществляется в зависимости
от технических возможностей передачи
данных: либо на магнитных носителях, либо
по каналам связи как общего пользования,
так и ведомственной сети связи и передачи
данных с использованием электронной
почты. Виды и объемы выгружаемой и передаваемой
информации в зависимости от подсистемы
значительно отличаются: от полной выгрузки
базы данных в АП кадрового учета до выгрузки
только определенных полей баз данных,
а также статистических отчетных форм
в подсистеме информационной поддержки
борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных
правил.