Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:55, курсовая работа
Особенностью экспертного исследования является поиск ответов на четко сфор¬мулированные вопросы, который, как правило, осуществляется в заранее определенные и весьма сжатые сроки. Завершается экс¬пертное исследование подготовкой письменного заключения, оформляемого по определенным правилам и содержащего ответы на все поставленные вопросы. Заключение эксперта используется для принятия обоснованного решения по проблемным или спор¬ным вопросам, возникающим в разных сферах человеческой деятельности.
Товары таможенного союза считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС, и до пересечения таможенной границы.
Проведение
экспертизы поручается, как правило,
Центральному экспертно-криминалистическому
таможенному управлению или экспертно-
Необходимо отметить, что производство экспертиз в ходе таможенного контроля является одним из видов деятельности таможенных лабораторий, которые, к примеру, правомочны осуществлять экспертизы и исследования в ходе производства по делам об административных правонарушениях, по уголовным делам, а также в случае назначения экспертизы в рамках судебного разбирательства. Однако, правовой основой данной деятельности являются нормы Кодекса РФ об административных правонарушений19, Уголовно-процессуального кодекса РФ20, Арбитражно-процессуального кодекса РФ21и др.
Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами22.
Постановление выносится должностными лицами таможенного органа и по содержанию во многом схоже с аналогичными документами в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа выносит постановление, которое должно быть согласовано с начальником этого органа или его заместителем. В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие сведения:
- основания для проведения экспертизы;
- фамилия, имя и отчество эксперта;
- наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;
- срок
проведения экспертизы и
Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза23.
Срок
проведения таможенной экспертизы может
продлеваться в порядке, установленном законодательство
Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается:
- в случае
наличия ходатайства
- в иных
случаях, установленных законод
По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).
Как правило, наиболее часто проводимые в таможенных целях экспертизы сводятся к идентификационным, химическим, технологическим, товароведческим, стоимостным и криминалистическим24.
Объектами экспертизы могут служить:
- товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем;
- документы,
содержащие сведения об
- документы, содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств.
При проведении экспертизы эксперту могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: характеристик для определения кода ТН ВЭД ТС; страны происхождения; свободной (рыночной) стоимости; идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке; физических и химических свойств, состава; марки, сорта, вида и качества; технологии производства; источников сырья для производства; норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров; принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам; эксплуатационной и экологической безопасности; принадлежности к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и других данных.
При проведении криминалистических экспертиз в отношении документов эксперту могут быть заданы вопросы, связанные с определением: способа изготовления документа и отдельных его реквизитов; факта и способа внесения изменений в документ; первоначального содержания документа, подвергшегося изменениям; наличия или отсутствия тождества печатных форм, которыми нанесены исследуемые оттиски печатей (штампов) и образцы; исполнителя и обстоятельств выполнения рукописных записей (буквенных и цифровых) и подписей.
Необходимо отметить недопустимость постановки перед экспертом вопросов об определении кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Во-первых, этот вопрос носит скорее правовой характер (сопоставление описания товарной позиции с описанием исследуемого товара). Во-вторых, классификация товаров осуществляется лицом, декларирующим товары, либо таможенными органами. В постановлении о назначении экспертизы в целях решения вопроса о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС перед экспертом ставятся вопросы о характеристиках товара (состав, свойства, качество, функциональное предназначение и т. п.), установление которых необходимо для принятия должностным лицом таможенного органа решения о классификации товара.
В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
Если
эксперт при проведении экспертизы
установит имеющиеся
Нередко в ходе проведения исследования эксперт ведет протоколы исследования, составляет различного рода таблицы, фототаблицы, графики, диаграммы и т. п. Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.
При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица. В ст. 143 ТК ТС определено, что при недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
Юридический статус заключения эксперта сводится к следующему:
- экспертиза
назначается только при
- заключение
является одним из документов,
на основании которых
- в зависимости
от того, в каких целях будут
использоваться результаты, полученные
в ходе экспертизы, назначенной
в рамках таможенного контроля,
заключение эксперта меняет
ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ
ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и экспертизы в таможенных целях проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций. Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами, то есть предпочтение отдается таможенным экспертным учреждениям.26.
В период формирования таможенной системы Российской Федерации таможенная служба России не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть таможенных экспертиз выполнялась экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещало, и не запрещает, таможенному органу обращаться к их услугам.
Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические управления, отделы и лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.
Обширная система экспертных учреждений имеется в Министерстве юстиции Российской Федерации. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции, a на местах экспертизы выполняют специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.
Судебно-медицинские экспертизы проводятся экспертными учреждениями Минздравсоцразвития Российской Федерации - бюро судебных экспертиз. Есть своя сеть экспертных учреждений и в Вооруженных силах России.
Большое количество лабораторий имеет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Весьма разветвленной является система лабораторий, которые аккредитованы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Минпромторга РФ, работающих в системе ГОСТ Р, решащих проблему обеспечения безопасности товаров народного потребления и продуктов питания.
Обширная сеть негосударственных экспертных учреждений и лабораторий включает представительства и филиалы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации - лаборатории, относящиеся к системе "Союзэкспертиза", лаборатории нефтеинспекции и т.п.
Из приведенного выше перечня видно, как разнообразна система экспертных учреждений, действующих в России, и любому из них должностное лицо таможенного органа вправе назначить производство экспертизы при условии, что данное экспертное учреждение имеет в своем штате квалифицированных специалистов именно в той области знаний, которая позволяет дать компетентный ответ на поставленные перед экспертом вопросы.
Система экспертных учреждений ФТС России изначально предполагала трехзвенную структуру, включающую в себя Центральную таможенную лабораторию, региональные таможенные лаборатории и экспертные таможенные посты. Однако на практике, с момента создания в 1991 г. Центральной таможенной лаборатории, а потом и региональных лабораторий, реально существовала двухзвенная структура. Низшее звено так и не было создано, и концепция развития экспертных учреждений, разработанная в начале 90-х годов, уже не предусматривала создание экспертных постов. Небольшая часть их функций в виде проведения экспресс-анализа и квалифицированного отбора проб была возложена на отделы товарной номенклатуры таможен.