Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие таможенно-тарифного регулирования…………………… 4
1.2. Цели таможенно-тарифного регулирования………………………...9
1.3.Виды таможенно-тарифного регулирования…………………………11
1.4 Таможенно-тарифное регулирование в России………………………13
Глава2. ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.Таможенный тариф…………………………………………………….19
2.2. Таможенное декларирование товаров……………………………….25
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………...28
Кафедра «Экономика и внешнеэкономическая деятельность»
Курсовая работа
По дисциплине «Основы таможенного дела»
На тему: «таможенно-тарифное регулирования
Введение
Актуальность
темы курсовой работы определяется тем,
что в условиях перехода страны к
рыночной экономике возникла необходимость
в создании адекватного таможенно-
Цель
курсовой работы состоит в том, чтобы
показать основные механизмы таможенно-тарифного
регулирования
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1.
исследовать таможенно-
2.
проанализировать таможенно-
3.
обобщить практику участия
4.
внести предложения по
Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем. В работе использовался анализ исследований по проблемам таможенного права, торгового международного права. А также был произведен сравнительный анализ правовых позиций российских ученых. Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.
Предметом
исследования служат общественные отношения,
возникающие при таможенном регулировании
в системе государственного управления
внешнеэкономической
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Содержание……………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие таможенно-тарифного
регулирования…………………… 4
1.2. Цели таможенно-тарифного регулирования………………………...9
1.3.Виды таможенно-тарифного регулирования…………………………11
1.4 Таможенно-тарифное регулирование в России………………………13
Глава2. ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.Таможенный тариф…………………………………………………….19
2.2. Таможенное декларирование товаров……………………………….25
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие таможенно-тарифного
регулирования.
Государство в рамках своей таможенной
территории может осуществлять комплекс
мероприятий, нацеленных на регулирование
различных параметров внешней торговли.
Этот комплекс может включать следующие
формы и методы воздействия на различные
параметры экспортно-импортных операций:
1. нетарифное регулирование - государство
использует систему правовых, административных
и иных инструментов регулирования внешней
торговли;
2. тарифное регулирование - государство
как носитель таможенного суверенитета
использует таможенный тариф и систему
таможенных пошлин.
Таможенно - тарифное регулирование –
совокупность методов государственного
воздействия на внешнеторговую деятельность,
основанных на применении таможенных
пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное
регулирование является основным методом
регулирования государством сферы внешней
торговли.
Правовую основу таможенно-тарифного
регулирования составляют:
· Закон «О таможенном тарифе» ,в котором
установлены цели и сферы использования
таможенно – тарифных мер, определены
основные понятия, используемые в правовом
механизме как тарифного, так и нетарифного
регулирования торгово-экономических
отношений ТС, закреплены общие принципы
и правила применения таможенно - тарифных
мер.
· Таможенный кодекс Таможенного Союза
· Система подзаконных нормативно- правовых
актов по таможенно – тарифному регулированию,
издаваемых Федеральной таможенной службой.
С помощью таможенно-тарифного регулирования
государство влияет на внешнеэкономический
оборот страны и на свой внутренний рынок
путём установления таможенных пошлин,
налогов, запретов и ограничений на ввозимые
и вывозимые товары. Государственное регулирование
импорта и экспорта товаров есть мера
объективная, т.к. от того, как это регулирование
будет построено, во многом зависит степень
развития экономики страны. Государством
проводится определённая таможенная политика,
которая по своей структуре подразделяется
на два вида:
· протекционистская политика – предусматривает
защиту государством своей национальной
экономики, всяческое стимулирование
и поощрение к её развитию путём высоких
таможенных пошлин, ограничений и запретов
на ввозимые зарубежные товары для обеспечения
минимальной конкуренции на внутреннем
рынке и таким образом поддержки развития отечественного
производителя
· политика свободной торговли (фритредерство)
– направлена на поощрение импорта зарубежных
товаров и насыщение внутреннего рынка
этими товарами путём минимальных таможенных
ставок, запретов и ограничений, связанных
с импортированием.
Таможенно-тарифное регулирование является
принципиальным и трудоемким действием,
которое включает в себя несколько взаимосвязанных
операций:
· определение страны прохождения продукта;
· определение таможенной стоимости продукта;
· определение таможенных платежей.
Таможенно - тарифное регулирование заключается
в установлении порядка и правил, при соблюдении
которых лица реализуют право на перемещение
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации,
и находится в ведении Российской Федерации
.
Особенности таможенно-тарифного регулирования:
1. Таможенно-тарифное регулирование -
форма и способ государственного воздействия
на параметры внешней торговли, наряду
с нетарифным регулированием, паратарифными
платежами и т.д.
2. Таможенно-тарифное регулирование -
всегда процесс. Непрерывность товарных
потоков определяет непрерывность применения
тарифа и пошлин для регулирования внешней
торговли.
3. Таможенно-тарифное регулирование обычно
применяется в системе форм и методов
государственного регулирования (совместно
с нетарифным регулированием, а также
с уплатой налогов и таможенных платежей).
В процессе регулирования импорта, экспорта
отдельных товаров таможенно-тарифное
регулирование:
- имеет определенную обособленность или
самостоятельность (по содержанию, правовой
базе, условиям применения и т.д.)
- может занимать определенное место в
системе приоритетов государственного
регулирования (по степени значимости).
- может взаимодействовать с другими элементами
или формами государственного регулирования,
при этом тарифное регулирование может
взаимно дополнять регулирующее воздействие
нетарифных мер, может взаимно заменять
влияние нетарифных инструментов.
4. Таможенно-тарифное регулирование является
формой или способом оперативного регулирования
внешней торговли.
5. Таможенный тариф и пошлина представляют
собой инструменты экономического регулирования
наряду с таможенными платежами и паратарифными
платежами.
6. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного
регулирования представляет собой метод
косвенного воздействия на внешнюю торговлю,
на ценовые характеристики каждого импортного
или экспортного товара (в отличие от методов
прямого регулирования внешней торговли,
таких как квотирование, сертификация,
контингентирование).
7. Возникает видимость того, что таможенно-тарифное
регулирование – сфера применения косвенных
налогов для воздействия государства
на внешнюю торговлю, поэтому следует
четко различать содержание таможенной
пошлины и косвенных налогов (несмотря
на наличие серии признаков сходства между
ними).
Принципы таможенно-тарифного регулирования.
Под принципами понимается совокупность
обязательных правил, выработанных наукой
и мировой практикой для обязательного
применения в процессе таможенно-тарифного
регулирования экспортно-импортных операций.
1. Принцип обязательности законодательного
обеспечения. Правила и процедуры таможенно-тарифного
регулирования требуют детального нормативно-правового
обеспечения. В России данный принцип
реализуется с помощью: федеральных законов,
Указов Президента РФ, Постановлений Правительства
РФ, приказов и других документов ФТС РФ.
2. Принцип оперативности. Ставки и виды
таможенных пошлин должны достаточно
быстро не только вводиться, но при необходимости
и отменяться. Как очень часто меняются
характеристики внешнеторгового процесса
как объекта системного таможенно-тарифного
регулирования, также динамично должны
измяться и соответствующие инструменты
таможенно-тарифного регулирования (ставки,
виды пошлин, процедуры контроля и т п.).
3. Принцип эскалации ставок ввозных пошлин
(принцип наращивания ставок пошлин в
зависимости от степени обработки импортного
товара). Три уровня ставок ввозных пошлин:
минимальные (используется для таможенного
обложения сырьевых товаров, продуктов
низкой степени отработки, содержащих
наименьшую величину добавленной стоимости
в цене товара. Цель этих ставок - обеспечение
собственных предприятий необходимым
объемом дешевого импортного сырья для
последующей переработки на своей таможенной
территории); средние (на
4. Принцип единства размеров пошлин на
таможенной территории государства.
5. Принцип обязательного учета и использования
мирового опыта. Это важно, т.к. Россия
находится на стадии перехода и рыночному
хозяйству. Необходимо искать эффективные
пути и методы государственного регулирования
внешней торговли с учетом ранее заключенных
межгосударственных соглашений (о создании
зоны свободной торговли, о Таможенном
союзе, о создании ЕВРАЗЭС и др.).
7. Принцип обратной экспансии ставок экспортных
пошлин. Ставки вывозных пошлин рекомендуется
снижать по мере увеличения степени готовности
экспортируемых товаров. Минимальные ставки
пошлин (или беспошлинный вывоз) - к продукции
высокой степени готовности. Таким образом,
государство стимулирует не только вывоз,
но и развитие экспорто-ориентированных
секторов отечественной экономики. Средние по
величине ставки экспортных пошлин применяются
в процессе регулирования вывоза отечественной
продукции для промежуточного потребления
(полуфабрикаты, запасные части, разрозненное
оборудование, комплектующие). Максимальные
1.2. Цели таможенно-тарифного регулирования.
Цели таможенно-тарифного регулирования
могут формулировать только органы высшей
государственной власти той страны, которая
является носителем суверенитета на своей
таможенной территории.
Цели таможенно-тарифного регулирования
можно классифицировать на основе различных
признаков и критериев. По продолжительности
периода регулирования цели делятся на
долгосрочные (стратегические),
К долгосрочным целям относятся:
1. Протекционистская - защита национальных
товаропроизводителей от иностранной
конкуренции;
2. Фискальная – обеспечение поступления
средств в бюджет.
Среднесрочные цели таможенно – тарифного
регулирования:
Основной целью таможенно - тарифного
регулирования любого государства является
обеспечение его экономических интересов,
а именно:
1)участие в реализации торгово-политических
задач по защите российского рынка, стимулированию
развития национальной экономики;
2)содействие проведению структурной перестройки;
3) обеспечение наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной
территории Российской Федерации и другие
задачи экономической политики нашего
государства;
4) обеспечение наиболее эффективного использования
инструментов таможенного контроля и
регулирования товарообмена на таможенной
территории России;
5) участие в реализации торгово-политических
задач по защите российского рынка;
6)стимулирование развития национальной
экономики;
7)Получение политических уступок от стран-партнеров.
8)Обеспечение наиболее применимых условий
для интеграции российской и мировой экономик
9)содействие проведению структурной перестройки
и реализации других задач экономической
политики России;
10) Решение задач социального характера,
уменьшение влияния кризисных ситуаций
на социальный и экономический сектор;
11)иные цели, определяемые Федеральной
таможенной службой и Правительством
Российской Федерации.
1.3.Виды таможенно-тарифного
регулирования.
В таможенное регулирование ходит тарифное
регулирование (установление тарифов,
ставок таможенных пошлин) и нетарифное
регулирование (лицензирование, квотирование
и т.д.)
Установление тарифов включает в себя
сочетание форм прямого и косвенного воздействия
на их стоимость.
Прямое таможенно-тарифное регулирование
— административное вмешательство государства
в действующие тарифы, участие государства
в формирование уровней, структуры и движения
тарифов, установление определенных правил
ценообразования.
При прямых методах регулирования государство
прямо воздействует на тарифы путем регламентации
их уровня, установления нормативов рентабельности
или нормативов элементов, составляющих
тариф, а также другими аналогичными методами.
Прямое вмешательство государства целесообразно
тогда, когда ставится задача стабилизации
действующих цен или их незначительного
роста.
Прямое регулирование тарифов осуществляется
методом установления:
· предельных тарифов;
· уровней рентабельности по отдельным
видам услуг (товаров, работ);
· размеров надбавок и наценок;
· порядка декларирования тарифов и их
изменения;
· порядка предварительного уведомления
о предстоящем изменении тарифов.
Косвенное таможенно-тарифное регулирование
— это регулирование не самих тарифов,
а факторов, влияющих на них.
Косвенное вмешательство в образование
тарифов обеспечивается применением совокупности
способов и средств, способствующих расширению
товарного предложения на рынке, управлению
доходами населения, регулированию налогов
как на ввозимую, так и вывозимую продукцию.
Косвенное регулирование, как правило,
направлено на изменение конъюнктуры,
на создание определенного положения
в области финансирования, валютных и
налоговых операций, а в целом - на установление
оптимального соотношения между спросом
и предложением. Эти методы проявляются
в воздействии на факторы установления
тарифов, которые носят макроэкономический
характер.
Таким образом, государство, используя
экономические интересы и стимулы, влияет
на экономическое поведение субъектов
хозяйствования, выступающих в качестве
производителей и потребителей. То есть
косвенные формы экономического регулирования
воздействуют таможенные отношения опосредованно,
автоматически, носят безадресный характер.
Косвенное влияние на тарифы осуществляется
применением следующих мер:
· льготного налогообложения;
· льготного кредитования;
· выделения субсидий, дотаций из соответствующих
бюджетов;
· реализации инвестиционных программ.
Государство путем установления и регулирования
тарифов должно целенаправленно создавать
условия равновесия во внешнеэкономической
деятельности. Следовательно, наиболее
оптимальным является гибкое сочетание
государством прямых и косвенных методов
таможенно-тарифного регулирования.