Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть механизмы защиты объектов интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с понятием интеллектуальной собственности;
изучить международную систему охраны интеллектуальной собственности;
рассмотреть современную стратегию таможенного регулирования интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза;

Содержание

Введение
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование интеллектуальной собственности
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
1.2 Международная система охраны интеллектуальной собственности
1.3 Основные положения Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)
Глава 2. Таможенное законодательство Таможенного союза в сфере защиты интеллектуальной собственности
2.1 Правовое регулирование в области защиты объектов интеллектуальной собственности в Таможенном союзе
2.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Международная система охраны интеллектуальной собственности

 

В современных  условиях использования объектов интеллектуальной собственности международные договоры приобретают особое значение.

Наилучшие условия для обеспечения охраны прав отечественных авторов за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Российская Федерация участвует во всех основных международных конвенциях по охране авторских прав: во Всемирной конвенции об авторском праве – с 1973г.; в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, - с 1988г.; в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм – с 1995г.

Кроме того, Россия является участницей Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993г., а также связана Соглашением  о партнерстве и сотрудничестве, заключенным 1994г. с Европейским союзом.

Среди конвенций, в которых Российская Федерация уже участвует, наиболее важное значение имеет Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Базовая для международной системы авторского права Бернская конвенция за время своего существования несколько раз подверглась пересмотрам. Это делалось с целью улучшения системы охраны прав авторов. Изменения вносились для того, что приспособить законодательство стран-участниц к новым достижениям в области технологий распространения произведений признаний прав на появляющиеся новые объекты. Бернская конвенция основа на трех принципах:

Во-первых, это принцип национального режима, в соответствии, с которым любому произведению, созданному в любой стране-участнице конвенции, в каждой из стран должен обеспечиваться тот же уровень охраны, который обеспечивается произведениям национальных авторов.

Во-вторых, это принцип автоматической защиты, согласно которому охрана предоставляется  произведению независимо от выполнения таких формальностей, как регистрация или депонирование.

В-третьих, это принцип независимости охраны, в соответствии с которым охрана авторского права обеспечивается независимо от того, существует ли охрана соответствующих прав в стране происхождения произведения

Действующий в Российской Федерации с 1993г. Закон об авторском праве и смежных правах целиком вобрал в себя все основные принципы Бернской конвенции. Предметом охраны по авторскому праву в России являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения.

Вопрос  о присоединении России к Международной  конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (Римская конвенция) находится в стадии решения. Как считают специалисты, перспектива присоединения России к Римской конвенции весьма реальна. С учетом гигантского, не сравнимого ни с одной страной мира, творческого потенциала России, присоединение к конвенции будет иметь особое значение для отечественных исполнителей, работающих в области филармонических видов искусств и хореографии2.

Присоединение России к указанной Конвенции - вопрос лишь времени, поскольку обязательство РФ подписать данную Конвенцию вытекает как из уже заключенного ею Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, так и из Соглашения ТРИПС (торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность), требования которого должны быть выполнены Российской Федерацией как условия вступления ее во Всемирную торговую организацию.

Последнее соглашение, заключенное во время  Маракешского раунда переговоров о создании Всемирной торговой организации (далее - ВТО) 15 апреля 1994г., представляет собой наиболее универсальный международный договор в области интеллектуальной собственности. Не подменяя собой правила действующих международных конвенций, Соглашение ТРИПС устанавливает требования, к которым должно соответствовать законодательство об интеллектуальной собственности, в том числе авторское право стран – участниц ВТО. Поскольку Российская Федерация намерена вступить в ВТО, данное соглашение также имеет для нее большое значение.

 

1.3 Основные положения Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность

 

Одним из новейших международных договоров  в области охраны исключительных прав является Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее в соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), являющееся частью системы договоров ВТО. Если дать краткую характеристику отличия ТРИПС от ранее принятых международных соглашений в области интеллектуальной собственности, то можно отметить следующее:

соглашение  носит комплексный характер и  охватывает, по существу, все объекты  интеллектуальной собственности: изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, товарные знаки, географические обозначения, произведения, исполнения, фонограммы, передачи вещания и конфиденциальную информацию;

соглашение  впервые тесно связало вопросы  интеллектуальной собственности с международной торговлей и товарными отношениями;

соглашение  во главу угла поставило вопросы  принудительного осуществления и защиты IPR не только в рамках гражданского законодательства и гражданского процесса, но и административного и уголовного законодательства и процесса (т.е. в рамках публичного права);

соглашение  предусмотрело конкретный порядок  рассмотрения споров между государствами  — членами ВТО (далее — Участники) в области интеллектуальной собственности  с возможностью применения торговых санкций на государственном уровне;

в соответствии с нормами ТРИПС государства  берут на себя обязательства не только по принятию соответствующих законодательных норм, но и по обеспечению реальной практики их исполнения (т.е. для возможности введения торговых санкций может быть достаточно ссылки на неудовлетворительную правоприменительную практику).

ТРИПС было принято в ходе так называемого  Уругвайского раунда Многосторонних торговых переговоров между сторонами  Генерального соглашения по тарифам  и торговле (далее — ГАТТ). Уругвайский  раунд (ставший 12-м раундом переговоров в рамках ГАТТ) начался в сентябре 1986 г. с Конференции Министров в Пунте дель Эсте (Уругвай) и завершился 15 апреля 1994 г. в Марракеше подписанием целого ряда многосторонних договоров, среди которых был ТРИПС.

ТРИПС является уникальным соглашением в области  торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и содержит ряд весьма примечательных новелл, определяющих новые стандарты для международного уровня охраны интеллектуальная собственность.

Нужно подчеркнуть, что ТРИПС является первым международным  договором, который поставил в центр внимания не вопросы самих исключительных прав, их содержания, объема и ограничений, а вопросы защиты и принудительной реализации этих прав.

ТРИПС, вступившее в силу 1 января 1996 г., является самым  крупным по сфере применения и  комплексным многосторонним международным  договором в области интеллектуальной собственности, охватывая все их основные разновидности. По словам Даниеля Жерве3: «Соглашение ТРИПС наряду со Стокгольмской конференцией 1968 г., которая приняла новые редакции Бернской и Парижской конвенций и создала Всемирную организацию интеллектуальной собственности... несомненно является наиболее значимой вехой в развитии интеллектуальной собственности в этом веке».

Специалисты из ВТО выделяют в своем стандартном  описании ТРИПС, помещенном на сайте  организации в Интернете, следующие  основные черты ТРИПС.

Во-первых, ТРИПС устанавливает в отношении  каждой из урегулированных разновидностей IPR минимальные стандарты охраны, которая должна быть обеспечена Участниками. Эти стандарты устанавливаются, с одной стороны, путем введения требования о соблюдении Участниками положений основных конвенций ВОИС (Парижской конвенции, Бернской конвенции, а также определенных требований Римской конвенции). За исключением положений Бернской конвенции о моральных правах авторов, все основные нормы этих конвенций включены в ТРИПС путем отсылки и, таким образом, порождают соответствующие обязанности Участников по отношению друг к другу, но не сами по себе, а в силу ТРИПС. Следовательно, положения указанных конвенций становятся обязательными и для тех стран, которые не участвуют в этих конвенциях непосредственно.

С другой стороны, ТРИПС установило ряд новых  обязательств по вопросам, которые существующие конвенции не регулируют либо регулируют неадекватно (например, вводится режим наибольшего благоприятствования, охрана нераскрытой информации, принудительная защита интеллектуальной собственности и процедура разрешения споров). Поэтому ТРИПС иногда называют соглашением «Бернская-плюс» и «Парижская-плюс».

Во-вторых, важной чертой ТРИПС называется регламентирование  мер принудительной реализации норм об охране интеллектуальной собственности, что, как мы уже говорили выше, справедливо считается одним из самых важных достижений ТРИПС.

В-третьих, споры между Участниками по вопросам соблюдения ими обязательств, вытекающих из ТРИПС, подчинены весьма эффективным  процедурам разрешения споров в рамках ВТО. Поэтому санкции в отношении Участника за несоблюдение ТРИПС носят торговый характер и оказывают неблагоприятное воздействие непосредственно на внешнеторговое положение неисправного Участника.

Природа и объем основных обязательств Участников определяется в ст. 1 ТРИПС. Участники  обязаны реализовать нормы ТРИПС (в т.ч. нормы конвенций, включенных в ТРИПС путем отсылки) в своей национальной правовой системе и, что особенно важно, в правоприменительной практике. При этом выполнять эту обязанность Участники вправе любыми способами по их усмотрению. Последнее положение необходимо, т.к. на этапе создания ВТО в ТРИПС было более ста Участников, многие из которых принадлежат к разным правовым семьям, и регулирование интеллектуальной собственности может осуществляться по-разному в этих странах.

Статья 1 также закрепляет, что режим  охраны по ТРИПС должен предоставляться  Участниками всем лицам, являющимся гражданами или юридическими лицами других Участников. При этом в отношении  соответствующих объектов интеллектуальной собственности такой режим охраны должен предоставляться тем лицам, которым предоставляется охрана в соответствии с Парижской конвенцией, Бернской конвенцией, Римской конвенцией и Вашингтонским договором об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989г., как если бы Участники ТРИПС непосредственно участвовали во всех этих конвенциях.

Статья 3 ТРИПС закрепляет традиционный для  международных конвенций принцип национального режима. Он формулируется как обязанность Участников обеспечивать иностранным лицам других Участников режим не менее благоприятный, чем применяемый к собственным гражданам и юридическим лицам. Однако в отношении исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций эта обязанность применяется только в отношении прав, прямо предусмотренных ТРИПС. Национальный режим порождает дополнительные выгоды для правообладателей других Участников в случае более строгой охраны исключительных прав в данном государстве, чем охрана по ТРИПС.

Добавим, что ТРИПС сделало шаг вперед по сравнению с другими конвенциями в области интеллектуальной собственности, установив режим наибольшего благоприятствования.

В статье 4 закреплено, что любые преимущества, привилегии, льготы или иммунитет, предоставляемые  каким-либо Участником иностранным  лицам любой отдельной страны, должны немедленно и безусловно распространяться на лиц всех других Участников. Одновременно предусматривается ряд исключений, и, в частности, принцип режима наибольшего благоприятствования не действует в отношении льгот и привилегий по смежным правам, не предусмотренным в ТРИПС.

Далее будет  проведен краткий анализ основных новелл ТРИПС в области охраны авторского права и смежных прав. Примечательно, что среди многосторонних соглашений ТРИПС явилось первым международным документом, предусмотревшим охрану компьютерных программ авторским правом (хотя в национальном законодательстве большинства стран это существует с начала 90-х гг.). ТРИПС стало первым многосторонним международным соглашением в области смежных прав, закрепившим требование предоставления так называемой ретроактивной охраны исполнениям и фонограммам как объектам смежных прав, которые были выпущены в свет на территориях иностранных государств до момента принятия каким-либо государством обязательств по международному договору в области смежных прав.

Проблема  ретроактивной охраны произведений и объектов смежных прав по ТРИПС заслуживает особой оценки в контексте позиции России при присоединении к Бернской конвенции в 1995 г.

До введения в действие ТРИПС положения международных  конвенций, касающиеся принудительной защиты интеллектуальной собственности, представляли собой общие обязательства  по обеспечению соответствующих мер защиты в национальном законодательстве, и лишь в некоторых случаях, устанавливали прямые нормы, например, по конфискации контрафактных товаров.

Одно  из наиболее важных нововведений ТРИПС  состояло в урегулировании целого комплекса взаимосвязанных мер такого рода. Мерам принудительной защиты интеллектуальной, охраняемых ТРИПС, посвящен самостоятельный крупный раздел.

Меры  принудительной защиты прав в ТРИПС  подразделяются на четыре категории:

гражданско-процессуальные и административно-процессуальные;

так называемые временные меры;

пограничные меры;

уголовно-процессуальные меры.

Завершая, хотелось бы подчеркнуть, что подробное  изучение положений ТРИПС в российской правовой науке необходимо, т.к. ТРИПС  впервые предусмотрело механизм рассмотрения споров между государствами  на основании неадекватной охраны интеллектуальной собственности как в связи с недостаточностью норм национального законодательства, так и практики его применения. Это ознаменовало собой новый этап совершенствования международного регулирования интеллектуальной собственности. Кроме того, многие положения ТРИПС, например, о мерах принудительной защиты интеллектуальной собственности, должны быть непосредственно учтены в российском законодательстве. С учетом всего сказанного позволим себе выразить оптимистичное отношение к перспективам вхождения России в ВТО в части присоединения к ТРИПС, поскольку в большинстве случаев российское законодательство уже соответствует новеллам ТРИПС, а по отдельным аспектам закрепляет даже более жесткие требования. Присоединение к ТРИПС позволит рассматривать охрану интеллектуальной собственности в России в более комплексном аспекте, не ограничиваясь гражданско-правовой стороной вопроса, а также связать правовое регулирование интеллектуальной собственности с общими торговыми процессами.

Информация о работе Таможенно-правовое регулирование в области защиты интеллектуальной собственности