Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ТТР.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Конкретные  предложения по совершенствованию  национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

1. Подчинить структуру и ставки  таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

2. Сделать акцент на использовании  импортного таможенного тарифа  как инструмента разумной защиты  уязвимых для импорта сегментов  внутреннего рынка, повышения  конкурентоспособности российских  товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования производственно-технологической  кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие системы  тарифных преференций и тарифных  льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

  1. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Значение  таможенно-тарифного регулирования  для развития современной международной  торговли

Если  проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о ее связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. [30]При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.

Все страны в той или иной форме  используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они  решают многие приоритетные социально-экономические  проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной  деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

За  истекшее десятилетие Россия сделала  важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.

Несмотря  на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет  регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости  от уровня конкурентоспособности соответствующих  отечественных товаров, соображений  экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет  свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.[31]

Таможенно-тарифное регулирование различных групп  стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в  национальных интересах. В отличие  от невысокого уровня таможенного обложения  в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.

В настоящее время Правительством РФ принято решение о возможном  вступлении России в ВТО в составе  таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI – от 6,9% до 0,94% и разд. XVII – от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Рассмотрения  спорных вопросов таможенно-тарифного  регулирования в Таможенном Союзе

Рассмотрения  спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе осуществляется согласно «Рекомендации по подготовке Доклада по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования», от 28 января 2011года.

Решение по подготовке Доклада принимается  Комиссией Таможенного союза в случаях, когда Стороны при рассмотрении вопроса не выработали согласованного решения Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия).

В таких случаях решением Комиссии Таможенного союза поручается Секретариату Комиссии Таможенного союза (далее - Секретариат Комиссии) подготовить соответствующий Доклад.

Секретариат Комиссии (Департамент таможенно - тарифного  и нетарифного регулирования) осуществляет сбор и подготовку дополнительной статистической и иной информации, а также обосновывающих материалов, которые отсутствуют в инициативном предложении, подготовленном в соответствии с Регламентом внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии от 18 июня 2010 года №308, и предоставление которых не противоречит договорно-правовой базе Таможенного союза.

Примерный Перечень дополнительных сведений, необходимых  для проведения оценки влияния предлагаемой меры таможенно-тарифного регулирования  на состояние и развитие соответствующей  отрасли экономики каждого государства-члена Таможенного союза и в целом в рамках Таможенного союза (далее – Перечень) и подготовки соответствующего Доклада, прилагается.

Предоставление  Секретариату сведений, указанных в  Перечне, осуществляется следующим  образом:

1. Данные таможенной статистики  внешней торговли и статистики  взаимной торговли товарами Таможенного  союза (разделы 4-6) предоставляются  Департаментом таможенной статистики  Секретариата Комиссии;

2. Иные сведения предоставляются  Сторонами по запросу Секретариата Комиссии.

Предлагаемой  меры регулирования указывается  размер и срок действия ставки ввозной  таможенной пошлины Единого таможенного  тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ  ТС), дается оценка и приводится расчет, свидетельствующий о целесообразности введения меры в предлагаемом размере и на предлагаемый срок.

Основанием  для введения предлагаемой меры являются:

• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение выпуска продукции сопоставимого качества и технического уровня в государствах - членов Таможенного союза, перекрывающее возможное снижение импорта;

• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое снижение общего объема импорта в государства-члены Таможенного союза, что будет способствовать созданию дополнительных рыночных ниш для конкурентоспособных производителей государств-членов Таможенного союза или реализации приоритетных инвестиционных проектов;

• при снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение объемов импорта соответствующего товара в течение ближайших трех лет после введения меры не превысит 10% общего объема потребления данной продукции государствами – членами Таможенного союза за тот же период;

• при снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое увеличение объема импорта позволит улучшить баланс производства и потребления и ограничить рост цен на внутреннем рынке государства - члена Таможенного союза или будет способствовать реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе